Проблема счастья народа в поэме «Кому на Руси жить хорошо»
Все великие творения Н. А. Некрасов посвятил русскому народу. Он хотел помочь своим творчеством страдающим, обнищавшим крестьянам. В этом поэт видел смысл жизни. После реформы 1961 года в обществе зреет насущный вопрос, изменилась ли жизнь народа к лучшему. Некрасов исследует эту тему в своей гениальной эпопее «Кому на Руси жить хорошо». Проблема счастья в поэме очерчена писателем как центральная.
Оглавление:
Необычный сюжет
Проблема счастья всегда занимала людей разных сословий. Главными героями Некрасов сделал простых крестьян с их душевными страданиями, трагическими судьбами и мольбами о лучшей доле. В споре нищих мужиков рождается вопрос, кому живется весело, вольготно на Руси. Семь крестьян ставят перед собой задачу найти счастливого человека. Их ждет дальняя дорога. Спорщики выбирают группы населения, представителей которых необходимо опросить. В результате получился список из всех социальных слоев русской действительности:
- поп;
- помещик;
- купец;
- чиновник;
- министр;
- царь.
Некрасов не дописал свою поэму. После его смерти друзья собирали материал по кусочкам. Не довелось мужикам поговорить с купцом, чиновником, министром и царем. Но, скорее всего, в этом уже и не было необходимости. За четырнадцать лет работы над поэмой ситуация в России изменилась. Стало ясно, что представленные образы людей из народа полностью раскрывают смысл произведения.
Во время своего путешествия крестьяне встречают множество людей с разными судьбами. Но впоследствии ни один из кандидатов в счастливцы не признает себя таковым.
Такое разное счастье
Перед странниками неизбежно возникает вопрос о том, что такое счастье. Для всего русского народа очень значимы понятия покой, богатство, честь. Чьи слова представлены этой фразой в поэме? Оказывается, это три условия счастья попа, которого путники встретили первым. Образ его трагичен, рассказ о жизни полон горечи.
Батюшка с болью наблюдает за обнищанием крестьян, всеобщей бедностью. Поп Некрасова принимает близко к сердцу человеческое горе, жалеет сирот, женщин, стариков. Он корит себя за то, что забирает последние гроши у бедных людей, но ведь ему тоже надо что-то есть. Поп далек от идеалов своего счастья, его жизнь полна страданий. А путники понимают, что не одним достатком жив человек.
Странники обращаются к зажиточному помещику. Дворянское толкование счастья: богатство, праздность, абсолютная власть над холопами. Начиная рассказ о барском «счастье», Оболт-Оболдуев хохочет. Но в конце повествования страх за свое будущее заставляет барина зарыдать. Он считает, что реформы привели к обнищанию не только мужиков, но и господ:
«Порвалась цепь великая, Порвалась — расскочилася Одним концом по барину, Другим по мужику!..»
В прежние времена богатство само шло к нему в руки. Теперь устоявшийся уклад жизни развеялся как дым. Он безбедно существовал за счет покорных холопов. Сам же Оболдуев не приучен трудиться и думать о своем будущем. Всю жизнь он считал, что должен:
«Достоинство дворянское Поддерживать охотою. Пирами, всякой роскошью И жить чужим трудом».
В новом мире он не способен найти себе применение и чувствует, как почва уплывает из-под ног. Из положительных черт можно отметить, что Оболдуев задумывается над своими ошибками, он не безнадежно слеп.
Выслушав эти рассказы, мужики начинают понимать, что счастье народное не сводится к одному материальному благополучию. Они попадают на крестьянскую ярмарку и пытаются найти счастливца среди простых людей. Они видят сцену разгульного пьянства и слышат речь Якима Нагого:
«Пьем — значит, силу чувствуем! Придет печаль великая, Как перестанем пить!..»
Погорелец Яким «до смерти работает, до полусмерти пьет». Его силы и здоровье потеряны в рабском труде, такое беспросветное существование характерно для всех крестьян. Некрасов сожалеет, что бедные селяне находят облегчение в пьянстве.
Молва окрестила счастливцем Ермила Гирина. Он был совестливым и честным человеком. Народ уважал и любил его, выбрав «бурмистром». Признание людей, жизнь во имя благополучия простых селян создали ощущение безграничного счастья. Но Гирин оказался в остроге, заступившись за народ во время бунта в имении помещика Обрубкова. Вот такое «трагическое» счастье.
«Богатырь святорусский» — дед Савелий также прославлен счастливцем народной молвой. Бесчисленное множество ударов кнутом да палками пришлось выдержать ему в жизни. Богатырской выносливостью надо обладать, чтобы «перетерпливать» такие испытания:
«Цепями руки кручены, Железом ноги кованы, Спина… леса дремучие Прошли по ней — сломалися».
За убийство бесчеловечного управляющего старик попал на каторгу, но на самом деле в его понимании каторга — это вся жизнь.
Истории о «счастливых» крестьянах показывают странникам, что в народном понимании счастья богатство занимает неглавную роль.
Простые люди вкладывают в это понятие:
- свободу;
- сострадание;
- справедливость;
- человеколюбие.
Женская доля
Отдельная часть поэмы повествует о судьбе русской крестьянки. Народная молва прославила счастливицей Матрену Тимофеевну. Она сама рассказывает о своей нелегкой доле. Ее горькое повествование убеждает путешественников, что:
«Не дело — между бабами Счастливую искать!..»
Жизнь Матрены полна горя, страданий и лишений. Женщина-крестьянка испытывает двойной гнет: гнет помещика и подневольное положение в семье. Она терпит деспотизм, сносит постоянные унижения. Матрена пережила преследования господского управляющего, голод, нищету. Она потеряла сына-первенца Демушку, погибшего страшной смертью.
Рассказ Матрены Тимофеевны — это повествование о трагичной доле всех русских крестьянок. Горькие испытания не сломили сильную духом женщину: «Я потупленную голову, сердце гневное ношу!..». Некрасов описывает ее с восхищением и состраданием к ее тяжкой доле.
Приговор крепостничеству
Мужикам пришлась по душе мысль приравнять понятия счастье и свобода. Теперь их странствие обретает следующий смысл:
«Мы ищем, дядя Влас, Непоротой губернии, Непотрошеной волости, Избыткова села».
Главный акцент здесь поставлен на словосочетании «непоротой губернии», а ведь это символ свободы. «Избыток» же стоит совсем не на первом месте. Мужики поняли, что без возможности распоряжаться жизнью по своему усмотрению, без искоренения духа рабства из сознания людей никакого достатка не появится. Отмена крепостного права не повлекла за собой моментального решения проблемы холопства на Руси. «Барская» болезнь крепко поразила души крестьян за многие века.
В главе «Последыш» крестьяне разыгрывают спектакль перед своим бывшим барином, прикидываясь крепостными рабами. За это им обещана щедрая плата. Агап Петров, застигнутый князем на месте преступления (украл бревно из леса), объясняет Утятину истинное положение вещей. Его гневные слова звучат приговором крепостничеству:
«…Последыш ты! По милости Мужицкой нашей глупости Сегодня ты начальствуешь, А завтра мы Последышу Пинка — и кончен бал!»
Разъяренный князь требует высечь строптивого мужика. Ловкие крестьяне обманывают Утятина: он притворно кричит, как под розгами. Барин с наслаждением слушает вопли. Но происходит неожиданное: Агап утром и вправду умирает мучительной смертью, не выдержав унижения.
Подлинный путь народного счастья
Тяжела жизнь русского народа, будто кто-то наслал на него вечное проклятие. Некрасов уверен, что чаша народных страданий должна переполниться, и тогда придет конец рабской покорности крестьян. Тема счастья обретает политический оттенок. Поиски счастливого человека не увенчались успехом, и странники делают вывод, что счастье невозможно, пока жизнь людей так тяжела и убога. Они задаются вопросом, что необходимо предпринять, чтобы изменить условия существования крестьян.
Именно поэтому в конце поэмы появляется образ Григория Добросклонова вместо разыскиваемого «счастливца». Гриша — сын церковного дьяка. Юноша с малых лет видел вокруг себя обнищание крестьянства, беспробудное пьянство, голод. Он остро чувствует, что главной составляющей народного счастья является не богатство, а добро, свобода, справедливость. Григорий любит простых людей, пытается помочь им понять законы и правила, научить грамоте. В его мечтах видится воспрянувшая от рабства, образованная, великая, могучая и счастливая Русь. Без благосостояния всего народа герой не мыслит личного счастья.
Григорий Добросклонов является прототипом революционеров, воплощая в себе их лучшие черты. Он мечтает посвятить свою жизнь освобождению людей от нестерпимого гнета, несправедливости, хотя его личное будущее трагично:
«Ему судьба готовила Путь славный, имя громкое Народного заступника, Чахотку и Сибирь».
В образе Григория Некрасов воплощает главную мысль поэмы: по-настоящему счастливым человеком может быть только борец за достойную жизнь всех людей.
Почему же одной из самых интересных тем для школьников и абитуриентов является проблема счастья? Сочинение на эту тему дает неограниченный простор творческому воображению, ведь счастье у каждого человека свое. Очень много любопытного материала для исследования преподносит поэма «Кому на Руси жить хорошо». Проблематика ее не менее актуальна и в настоящее время. Главным аргументом в пользу этого утверждения является то, что современные люди также хотят понять:
- что такое счастье;
- как его достичь;
- какие условия необходимы для ощущения абсолютного счастья.
Настоящее счастье — это те мгновения жизни, когда осуществляются мечты, когда приходит осознание полезности людям, когда работа приносит радость и помогает сделать мир хоть немного лучше. И все-таки что такое счастье?
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!