Закон Моргана, формулировка для 9 класса

Основоположник генетики — Грегор Мендель. Этот учёный проводил опыты на растениях и обнаружил закономерность наследования из поколения в поколение. Однако не все растения проявляли обнаруженные им факторы наследования. На момент исследований Менделя понятия гена не существовало, поэтому исключения не поддавались объяснению. Позднее, Томас Морган справился с этой проблемой, сформулировав хромосомную теорию наследственности. Закон Моргана, формулировка (9 класс).

Закон моргана формулировка 9 класс

Закон Моргана

Гены, находящиеся в одной хромосоме, при близком взаиморасположении наследуются вместе, потому что составляют группу сцепления. Число сцеплений в два раза меньше полного набора хромосом. Например, если у голубя 16 хромосом, то он имеет 8 групп сцепления.

Расположение генов

Томас Морган

Частота, с которой наследуются признаки, обусловленные генами, находящимися в одной хромосоме, зависит от их взаимного расположения. Их удалённость друг от друга измеряется в процентах или единицах морганид. Этот способ очень удобный, потому что не только понятно показывает их расположение относительно друг друга, но и отражает вероятность совместного наследования. Например, далеко находящиеся гены могут проявляться независимо друг от друга по третьему закону Менделя, и сцепить их невозможно.

Открытие теории

Биология знает много примеров наследования признаков сцеплено. Например, у человека гены гемофилии и дальтонизма прикреплены к Х хромосоме и наследуются сцеплено с полом. Однако установить закономерность сцепления позволило именно изучение наследования признаков у мухи-дрозофилы.

Закон моргана

Томас Морган проводил скрещивание этих животных, потому что по их внешнему виду легко отличить женскую особь от мужской и их морфологические признаки активно мутируют. При скрещивании гомозигот до двум признакам, как и предполагал первый закон Менделя, все потомки первого поколения F1 оказались единообразны. Это произошло, потому что серая муха с нормальными крыльями образовала один вид гамет: АВ, а чёрная с редуцированными — ав.

Однако при втором скрещивании, в котором участвовали потомок F1 и чёрная муха с редуцированными крыльями, предполагаемого расщепления в отношении 1: 1: 1: 1 не произошло. Разбираясь в причинах, Морган сформулировал закон о сцепленном наследовании, согласно которому кроссинговер практически не происходит из-за очень близкого расположения генов (серых мушек с короткими крыльями и чёрных с длинными было меньше 7%).

Применение в задачах

Согласно условию задачи, проводится скрещивание женской особи серой мухи с нормальными крыльями, гетерозиготной по обоим признакам и мужской чёрной — с редуцированными. Известно, что нормальная длина крыльев и серая окраска — это доминантные признаки. Расстояние от одного гена «а» и «в» — 5%. Какое можно ожидать потомство?

Генотипы родителей G: АаВв * аавв.

Закон моргана формулировка

Некроссоверные половые клетки: АВ, ав (женские) и ав (мужские).

Кроссоверные гаметы: ав (мужские) и Ав, аВ (женские).

F1: АаВв (серая, норма), аавв (чёрная, маленькие), Аавв (серая, редуцированные), ааВв (чёрная, норма).

Так как вероятность генотипов Аавв, ааВв равна 5%, на каждый из них приходится 2,5%. Следовательно, на АаВв и аавв остаётся 95%, на каждый из оставшихся генотипов приходится 47,5%.

Вывод: с вероятностью 47,5% можно ожидать потомков с генотипом АаВв, с такой же — аавв, 2,5% потомства будут иметь генотип Аавв и столько же — ааВв.

Определения по теме

В статье встречаются понятия, которые могу требовать пояснения, среди них:

Закон моргана 9 класс

1. Сцепленное наследование признаков — это такое наследование, при котором разные свойства организма находятся в одной хромосоме и проявляются у потомков в зависимости от взаимного расположения.
  2. Аллельные гены отвечают за один признак.
  3. Морганиды — это единицы, которые соответствуют процентам кроссоверных гамет.
  4. Генотип — это совокупность генов, которые определяют проявление признаков. Записывается латинскими буквами в виде формулы (ААВв и другие).
  5. Фенотип — совокупность проявляемых внешне признаков. Информатика о фенотипе записывается словами (красный и другие).
  6. Кариотип — набор хромосом.
  7. Кроссинговер — это обмен участками хромосом (происходит во время конъюгации).

Все определения так или иначе связаны с генетикой и хромосомной теорией наследственности и сильно облегчают изучение этого раздела, поэтому их необходимо знать.

Результаты изучения кратко

Наблюдая за скрещиванием мух, учёный не увидел предполагаемого расщепления по третьему закону Менделя в отношении 1: 1: 1: 1 Когда он разобрался в причинах, ему удалось сформулировать хромосомную теорию наследственности, которая объяснила природу подобных исключений.

В ходе работы Томас Морган обнаружил ряд закономерностей:

Закон моргана это

1. Аллельные гены находятся в гомологичных хромосомах.
  2. В одной хромосоме локализуются несколько генов.
  3. Находящиеся в одной хромосоме гены наследуются совместно.
  4. Число групп сцепления не изменяется, оно равно гаплоидному хромосомному набору.
  5. Чем больше морганид между разными генами, тем больше вероятность возникновения кроссинговера.

Можно сделать вывод, что причина, по которой признаки наследуются не так, как предположил Грегор Мендель — их локализация в хромосомах. Если они находятся рядом, то наследуются сцеплено. При этом кроссинговер может происходить, но с очень маленькой вероятностью.