Краткий анализ стихотворения Фета «Еще майская ночь»
Афанасий Афанасьевич — великий русский писатель XIX столетия. Он считал, что поэзия обязана быть прекрасной, ее нельзя связывать с жизненными проблемами. Главная задача лирики — воспевание красоты мира. Все стихотворения поэта нежные и романтические. Кратко описанный анализ «Еще майская ночь» Фета поможет ученикам 7 класса при подготовке к уроку литературы.
Оглавление:
История создания
Афанасий Афанасьевич все произведения создавал «с натуры». Его стихотворения — это образы и чувства, которые лирик пропускал через свою душу. В основе почти всех творений Фета находятся реальные события.
У стиха «Еще майская ночь» тоже существует своя история написания. Автор его создал в 1857 г., почти сразу же, как женился на Марии Боткиной. К юной жене Фет чувствовал сильную привязанность и симпатию, хоть и понимал, что это совершенно неискренняя любовь. Брак состоялся по расчету, так писатель смог обеспечить для себя безбедную жизнь.
Афанасия в детстве усыновил богатый помещик Шеншинын, однако после его кончины писателя лишили наследства из-за неверно оформленных документов, ему потребовалось уехать из родового поместья, чтобы самому зарабатывать на жизнь. Именно в то время его заставили изменить фамилию — теперь он стал Афанасием Фетом. Так, женившись на Марии Боткиной, он хоть и не смог вернуть себе статус дворянина, но мог безбедно жить благодаря богатому приданому.
Майская ночь, которую в произведении воспевает поэт, посвящена его несчастливому браку. Но Фет полон решимости позабыть свою настоящую любовь — Марию Лазич, от свадьбы с которой пришлось отказаться именно из-за материальных причин.
Сейчас, получив огромное состояние, писатель рассчитывает на безмятежную жизнь, потому он восхищается всем — и упоительные трели соловья, и шелест листьев березы за окном, и майская ночь: «Какая ночь! На всем какая нега!».
Переживания, личные чувства автор пытается тщательно скрыть, он уверен, что не любовь, а материальное состояние — настоящий залог благополучного брака. Через время писатель поймет сделанную им ошибку, он до конца жизни будет расплачиваться за нее, живя с нелюбимой женщиной. Но в день свадьбы поэт наполнен радужными мечтами, хоть сомнения постепенно начинают закрадываться в душу.
Ему милей смотреть на ночное небо, восхищаясь красотой, нежели быть рядом с женой. О том, как поэт относится к браку, написано в последних строчках стиха, где Фет пишет: «Опять к тебе иду с невольной песней, невольной — и последней, может быть». Он жалеет, что лишился свободы из-за денег. О первой своей любви поэт открыто не говорит, но между строк улавливается сожаление о том, что его женой стала другая девушка.
Жанровое направление
Стих по своему жанру относится к любовной лирике, хоть в первой части произведения Афанасий Афанасьевич описывает всю красоту окружающей его природы.
Поздние стихотворения Фета не отличаются особым романтизмом, который автор предпочитал в своих ранних сочинениях. Но это произведение настолько же прозрачное и легкое. Однако восклицание: «Ты, нежная! Ты счастье мне сулила на суетной земле» позволяет раскрыть все те печальные чувства поэта, которые находились в его душе. Вторая часть композиции произведения трагична, но и здесь просматриваются некоторые нотки надежды.
Тема сумерек, вечера, ночи и сна была новым витком в творчестве Афанасия Афанасьевича. Стих «Майская ночь» — это выраженный пример «ночной поэзии» Фета.
Размером произведения был выбран двусложный ямб. Делая анализ стихотворения «Еще майская ночь», можно увидеть, как эта ритмическая форма позволяет придать ему плавность и ясность. Удивительно подобранная рифма помогает создать «порядок», то есть написанный текст воспринимается читателем без усилий, быстро и с легкостью.
Главными направлениями поэзии Афанасия Афанасьевича являются:
- пейзажная;
- любовная;
- философская лирика.
Хоть творчество этого писателя сложно поддается традиционному дроблению по направлениям. Все стихотворения Фета чаще всего описывают три составляющие (творчество, природа, высокие чувства), все это неразрывно переплетается во всех творениях поэта.
Особенности композиции
По своей композиции произведение, которое имеет три строфы-четверостишия, делится на две части. Их разделяет фраза: «Ты, нежная!».
В первой части автор описывает майское ночное небо. Этот пейзаж, напоминающий сон, нежен и поражает красотой. Динамичность изображения подчеркивается словом «толпа», который автор использует для туч, а также рифмой «пролетает-тает», что определяет быстроту их передвижения и тему «растворения». Изменение небосвода, чистого теперь от туч, подтолкнуло лирического персонажа к обобщающему выводу: «Царит весны таинственная сила».
Апогеем этой силы является небо «со звездами на челе». Уникальная образность и простота слога позволили создать удивительную картинку теплой ночи. Изображение пейзажа в произведении является способом описания лирического чувства. К примеру, растаявшие облака под лунным сиянием являются образом мечты о несбывшихся надеждах. Сумерки и героя объединяет понимание сокровенного, которое открывается всем людям только ночью.
Во второй часть произведения описывается интимная тематика. Сила весны позволяет пробудить острые лирические чувства, возрождает в людях воспоминания и грустные ностальгические нотки. Она протягивает невидимую нить к возлюбленной девушке. Осознание счастья, любовь и ночь переплетаются в единое целое. Раздумывая о своей жизни, писатель, будучи уже в престарелом возрасте (во время создания стиха Афанасию Афанасьевичу исполнилось 50 лет), начинает понимать, что высокие чувства и духовное родство двух людей намного важнее любых материальных ценностей «на суетной земле».
В произведении можно четко проследить присущие для позднего творчества писателя мотивы свободного парения, попытку избавиться от рамок пространства и времени. Сердце Фета отдано той женщине, с которой его сможет соединить лишь смерть.
Афанасий Афанасьевич тонко умел чувствовать гармонию и красоту природы, потому в стихотворении все детали изображения пейзажа с удивительной точностью раскрывают внутреннее душевное состояние лирического персонажа.
Образы и символика
Весна и ночь являются самыми любимыми образами писателя. Именно они олицетворяют обновление природы, появление новых надежд на обретение долгожданного счастья. С ними у Фета связана и еще одна очень немаловажная тематика — любовь.
Лирическая героиня в этих стихотворениях нежная и светлая, она позволяет подарить покой и вдохновение писателю, является для него образом-воспоминанием.
Лирический персонаж — это влюбленный человек, который наблюдает за природой, именно он смог увидеть всю красоту мира, окружающего его. Писатель винил себя в смерти Марии Лазич во время пожара. Вероятно, поэтому во всех любовных произведениях поэта ярко выражено просматривается глубокое ощущение раскаяния.
Тематика и проблематика
В русской литературе множество поэтов поднимали в пейзажной лирике тему весны. У Фета эта тематика тесно переплетается с переживаниями о былой любви. Настроения, которые запечатлены в образах его стихотворений, позволяют раскрыть читателям душу писателя.
Красота весенней ночи, пробуждающая в сердцах у людей высокие чувства, — основная тема этого стиха.
Лирический персонаж восхищается этим временем суток, он благодарен родному краю за благодать. Поэт уверен, что чистота и свежесть весны были преподнесены «царством льдов».
Небо ночью безоблачно, герой может полностью насладиться звездами, которые проникают в его душу, от чего воздух становится переполнен высочайшими чувствами и тревогой. Описывает Фет и образ любви — трель соловья.
Также в произведении можно встретить символ русской земли, который описывается в березе. Об этом лирический персонаж рассказывает с особой теплотой. Поэт соблюдает все фольклорные традиции. Он сравнил березу с юной девушкой. Так образ получил в стихотворении значение чистоты и целомудрия. Под фразой «девы новобрачной», скорее всего, подразумевается Мария Боткина.
В последних строчках чувствуются легкие грустные нотки. Возможно, они связаны с Марией Лазич. Любовь к этой девушке не оставляет писателя, потому облик нынешней суженой «томит» поэта. Свой стих Фет называл «невольным», подразумевая под этим, что брак его состоялся не по любви, а по нужде.
Главная мысль
Это стихотворение является размышлением Фета. Наблюдая красоту природы, писатель пытается обратиться к прошлому, все его мысли направлены на воспоминания и об ужасной тоске по своей возлюбленной девушке. В нем писатель пытается изобразить схожесть людей и природы, он пробует сопоставить тишину, прозрачность весенней ночи с душевными волнениями лирического героя. В этом и состоит главная идея произведения.
Не зря Фет описывает именно ночное время суток. Так поэт хотел передать разнообразие оттенков чувств человека, нежность и хрупкость сердца, внутренние душевные волнения.
Это и есть основная мысль. В каждом из своих произведений писатель утверждает, что человеческая душа и природа являются едиными.
Способы выразительности
Все произведения Фета довольно мелодичны. Непосредственно автор говорил, что музыка и поэзия не только являются родственными, но и неразделимыми. Поэт все время пытался найти новые, неизведанные, уникальные средства выразительности. Его творчество довольно близко к импрессионистическому мировосприятию, именно так он пытался показать то, что быстротечно и неуловимо.
В произведении можно выделить следующие тропы:
- Сравнение: «счастье, как дым».
- Эпитеты: «свеж и чист», «отсталых туч», «воздушною дорогой», «дева новобрачная».
- Повтор: «За ним! За ним!».
- Метафора: «звезды смотрят», «березы ждут».
- Олицетворение: «лист манит».
- Восклицание «А счастье где?».
- Инверсия: «царит весны таинственная сила».
Фет — это поэт, описывающий все красоты природы. Он пытался своими стихотворениями открыть читателям чудеса окружающего мира в любое время года, при этом даже в дождь, слякоть или в солнечный день можно отыскать свои прелести, и от них просто невозможно отказаться.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!