Функции денег и денежное обращение (обществознание, 7 класс)
В современном обществе невозможно представить жизнь без денег. Денежная система оказывает огромное влияние на человека. Люди получают заработную плату, которую меняют на то, что им необходимо. Воздействие финансов настолько огромно, что порой от них зависит нормальный образ жизни. Дети изучают на уроках обществознания в 7 классе деньги, их функции и денежное обращение, чтобы понять сущность финансовых ресурсов, их влияние на общество и государство.
Оглавление:
История возникновения средств
Люди со временем пришли к пониманию, что получать необходимые вещи можно с помощью обмена. Они выменивали необходимый товар на тот, в котором нуждался другой человек.
Способ мены
Постепенно обмен превращался в целую систему. Один и тот же предмет мог оказаться в руках нескольких людей, пока его не найдет тот, кому он необходим. Для совершения сделок требовались определенные условия, которые должны удовлетворить обе стороны. В связи с этим встал вопрос о том, что необходимо создать товар, который будет выступать в роли посредника, способного устроить всех лиц, участвующих в товарообороте. Сначала для этой цели использовались предметы, в которых нуждалось большинство:
- камни;
- меховые шкуры;
- продукты питания;
- животные.
Вскоре роль товарного эквивалента перешла к металлам, так как их можно было взвесить, разделить. Это позволяло брать с собой и отдавать столько, сколько стоит то, что покупалось. В результате люди придумали сопутствующие изделия: мешочки для хранения, разные шкатулочки и кошельки.
Драгоценные металлы обладали высокой стоимостью и спустя время не теряли этого качества. Ценными они были долгое время. Среди металлов функции денег выполняли:
- бронза;
- медь;
- серебро;
- золото.
Появление монет и банкнот
Деньги в виде монет появились еще в VII веке до н. э. Их изобрели лидийцы в Азии. Слово «монета» произошло от имени древнеримской богини Юноны Монеты. При ее храме чеканились металлические деньги. На монетках ставили штемпель, который подтверждал вес и качество металла.
На Руси деньги появились в X—XI вв. Князья чеканили златники и сребреники, наряду с ними имели место арабские и западноевропейские монеты. В дальнейшем наступил безмонетный период, когда своего монетного производства в русских землях не было.
В период Золотой Орды в ход пошли тенге, только на Руси их называли денгой, откуда и произошел термин «деньги». В XIV веке некоторые княжества стали вновь чеканить монеты.
Слово «рубль» возникло в Новгороде в XIII веке и обозначало слиток серебра, который отрубали от более крупного — гривны. Копейкой же называли российскую монету, которую ввели в 1530-х годах. Первым изображением на ней был всадник с копьем.
Когда на Руси появились банки, стало развиваться банковское дело. Тогда монеты заменили бумажными банкнотами. Сначала это были расписки, выдаваемые банком клиентам. Это происходило так: человек приносил на хранение золото, а ему выдавали банковскую расписку, что оказалось гораздо удобнее, чем золотые монеты. Так стали выпускать бумажные деньги, которые прозвали ассигнациями.
С развитием банковской системы стали выдавать чеки и карточки для оплаты услуг без использования наличных денег. Если продавцы доверяли финансовой организации и готовы были принять такую оплату, то банк выплачивал необходимую сумму. Чеки были преимуществом богачей. Они выписывали их при покупке товара, а банк затем выплачивал средства продавцу.
Впоследствии деньги видоизменялись, но сохраняли свои важнейшие функции. Их номинал (стоимость) был различным, как и оформление.
Таким образом, не имеет значения, как выглядят деньги, важнее, что и в каком количестве можно на них приобрести. Это зависит от уровня развития страны и доходов населения.
Современные деньги — электронные карточки, когда средства не выражены в монетах или банкнотах. Теперь внешний вид не имеет значения, главное — количество и номинал.
Денежные функции
Государство должно уделять внимание тому, чтобы количество выпущенных в обращение денег соответствовало количеству товаров, которые можно приобрести на эти средства. Важно также, чтобы росли доходы населения. Если граждане богаты, значит, страна процветает, а люди охотно трудятся.
Экономисты определили задачи и функции денег. Они разделили их на следующие группы:
- мера стоимости;
- средство для осуществления платежей;
- денежное обращение;
- накопление;
- мировые деньги.
Цена — это сумма денег за конкретный продукт, выражаемая в условных единицах, то есть сколько стоит конкретный предмет. В любом государстве свой вид денег: рубли, фунты, йены, доллары, марки, евро. Цена позволяет определить стоимость предмета, действия, товара и услуги.
Товарные отношения — взаимодействие людей между собой или с компаниями. Чтобы быть их участником, нужно иметь денежные средства. Средство платежа — заработанные деньги (зарплата, кредит и т. д. ), причем порой оно может опережать обмен, то есть люди могут сначала накопить необходимую сумму и только после этого ее потратить.
Деньги выполняют функцию средств накопления. Банки позволяют выполнить ее, например, с помощью вкладов. Накопление позволяет людям приобретать более дорогостоящие товары. Копить может не только человек, но и целое государство. Страна должна иметь ресурсы, которые позволят это сделать и обеспечить возможность общения между государствами. Для этого необходимо денежное обращение, которое будет выгодно для всех стран, — мировые деньги.
Эта необходимость привела к появлению понятия «валюта». Деньги соотносятся между собой, то есть определяется уровень одной валюты по отношению к другой, например, 1 доллар равен 68 рублям.
Обмен валюты между государствами называется конвертируемостью. Население может использовать валюту той страны, где оно находится. Люди могут расплачиваться за товары и услуги этими деньгами.
Систематизация знаний
Деньги зародились еще в VIII—VII вв. до н. э. Люди обменивали излишки своих товаров на то, что им было нужно. В ход шло все — от металлов до скота. В скором времени появилась необходимость в конкретном средстве обмена, которое будет устраивать обе стороны. Так появились деньги. Можно дать следующее определение такому понятию — это то, что общество признает в качестве обращения, то есть товар, который выступает в роли всеобщего эквивалента и отражает стоимость других товаров.
Деньги имеют свои функции и задачи, которые играют важную роль в жизни общества и государства. Конспект поможет сдать тест на ЕГЭ, а также составить кратко план, доклад, сообщение или реферат по обществознанию.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!