Анализ стихотворения «Ночь» Ивана Алексеевича Бунина
В творчестве многих писателей отдельное место занимают произведения в жанре философской лирики. Однако именно для этого русского поэта характерно самобытное отношение к образу ночи, как особому времени суток для размышлений о мироздании и смысле бытия. Стихотворение Бунина «Ночь», анализ которого позволит глубже понять идейный замысел автора, является ярким тому примером.
Оглавление:
Немного об авторе
Иван Алексеевич Бунин (1870−1953) — знаменитый талантливый русский литератор, лауреат Нобелевской премии в своей профессиональной отрасли. Родившись в дворянской семье, будущий писатель получил достойное образование, много путешествовал по миру. Поэт стал достаточно рано вести самостоятельную жизнь и зарабатывать себе на пропитание, так как семья была пусть и знатной, но обедневшей.
Странствия, безусловно, благотворно повлияли на образ мысли и кругозор Бунина, что нашло свое непосредственное отражение в его многочисленных прекрасных произведениях, имеющих свой неповторимый и узнаваемый стиль. Прожив много лет во Франции, поэт сохранил огромную любовь к России, которая не стихла с течением времени, и продолжал принципиально писать за границей только на русском языке. Увы, писатель ушел из жизни, так и не воплотив в жизнь план по долгожданному визиту на родину, а чем говорил друзьям с сожалением.
История создания
К образу ночи обращались многие классики серебряного века русской литературы. Сергей Есенин, Борис Пастернак, Константин Бальмонт, Надежда Тэффи, Осип Мандельштам писали о сновидениях и ночной романтике. Похожей тематикой обладает стих А. Блока «Ночь — как ночь, и улица пустынна», но анализ стихотворения Бунина «Ночь» все же показывает, что взгляд Ивана Алексеевича на таинственное время суток куда более глубок.
Произведение было написано в 1901 году тридцатилетним поэтом, уже состоявшимся как личность и творческая единица. В этом же периоде Бунин пишет и другое стихотворение о ночи, показывая совершенно иной образ воспеваемого им времени суток. Ночной лес в крещенский мороз изображен писателем в духе реализма.
Автор был негативно настроен по отношению к новым веяниям в литературе и языковой реформе. В строках «Ночи» поэт придерживается классической традиции русского стихосложения, тем самым подчеркивая свою дань памяти незыблемости прошлых времен и многовековой истории.
Средства выразительности
Стихотворение ночь по своей структуре, как и по смысловому содержанию, весьма самобытно. Буниным мастерски использованы литературно-художественные приемы:
- размер стихосложения: шестистопный ямб — александрийский стих;
- рифма перекрестная.
Автор избрал в качестве основы построения произведения кольцевую композицию, что усиливает значение цикличности мироздания и всего происходящего в мире. Воплотить идейный посыл стихотворения и ярче передать читателю литературные образы поэту помогают и классические тропы:
- эпитеты: «звездный свет», «тайный смысл», «царственных имен», «древний путь», «столпом стеклянным», «летний штиль», «лазурно-фосфорическая пыль», «вечной красотою», «тихому прибою», «ночи звездной», «мечтою бесполезной», «обманчивой мечтой», «туманной мечтой»;
- метафоры: «мирьяды глаз следили», «в зеркале воды», «море сыплет», «звездный час над сумраком земли»;
- сравнения: «как сон», «как письмена»;
- инверсии: «в тверди синей», «ночи звездной», «мечтою бесполезной».
Все эти средства выразительности вырисовывают картину темного летнего звездного неба ночью, стоящую перед глазами лирического героя, который словно приходит на поздний ночлег в пустыню, любуется этой красотой и предается несколько печальным воспоминаниям. Пока не наступила заря и не угасли созвездия, он повествует о связи времен.
Идейное содержание
Буниным совершенно по-разному в философском смысле воспринимаются день и ночь, анализ произведения это только подтверждает. Автор показывают некую магическую силу темного времени суток, наделяя лишь его способностью транслировать сквозь звездное небо связь поколений, миров и цивилизаций. Описываемая в стихотворении картина является для поэта символом вечной незыблемой красоты. Чувствуя себя частью вселенной, писатель доносит это ощущение и до своего читателя.
Ночь для Бунина — это искомый синтез «вечного и прекрасного», воплощенный в спокойствии и гармонии. Перечисляя названия созвездий, автор указывает на их «царственный» характер и уникальную способность объединять людей из разных эпох, ведь небесные светила бессмертны и величественны.
Звездное небо доступно каждому — и аристократу, и нищему бродяге — оно стирает социальные границы, даруя любому ощущение полета и свободы. Философская символика стихотворения сводится к следующим идеям:
- ночные небеса — это способ связи с минувшими веками;
- звезды являются сочетанием вечного и прекрасного;
- человек одновременно нуждается в гармонии как с макрокосмом (вечность), так и со своими интимными переживаниями (любовь, например).
«Все, для кого они во тьме светили, исчезли в ней», — пишет Бунин о человечестве прошлого. Три финальные строфы стихотворения посвящаются лирическим воспоминаниям о любви. Автор проводит параллели между возвышенным чувством к женщине и «прекрасной и тайной» сущностью вселенной.
Таким образом, стихотворение И. А. Бунина «Ночь» 1901 года — уникальное поэтическое произведение талантливого классика литературы, мастера своего дела и первого обладателя высокой награды за свои труды, которое открывает читателю образ звездного неба с точки зрения вечной красоты и связи поколений, доступной любому человеку, вне зависимости от его статуса. Проводя связь между личным и глобальным, поэт передает мысли о важности гармонии в жизни и о том, что созвездия будут украшать небосвод бесконечно, покуда существует этот мир.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!