Мцыри как романтический герой поэмы Михаила Лермонтова
В течение долгих лет Михаил Юрьевич Лермонтов определялся с темой произведения, в котором будет уделено внимание отважности, независимости, стремлению к свободной и безмятежной жизни. Поэт активно рассуждает о предназначении и талантливости человека. Что должно быть первостепенным: жажда любовных похождений, преданность родине или воплощение желаний? В образе Мцыри как романтическом герое поэмы Лермонтова нашлось воплощение чувств автора.
Оглавление:
В течение долгих лет Михаил Юрьевич Лермонтов определялся с темой произведения, в котором будет уделено внимание отважности, независимости, стремлению к свободной и безмятежной жизни. Поэт активно рассуждает о предназначении и талантливости человека. Что должно быть первостепенным: жажда любовных похождений, преданность родине или воплощение желаний? В образе Мцыри как романтическом герое поэмы Лермонтова нашлось воплощение чувств автора.
Признаки романтизма как творческого направления
В XIX — начале XX столетий в произведениях отечественных авторов внимание уделяется романтичным идеям, характерным для того времени. Новая тенденция сменяет классицизм, главная задача которого — описание развития социума. Если раньше высмеивались и обсуждались пороки общества, а акцент делался на просвещение, то позднее стали востребованными другие убеждения.
Последователи литературного течения романтизм обсуждали не проблемы современности, а внутренний мир личности, ее ощущения и надежды.
Творцы-романтики считали, что любой человек уникален и неповторим, а его душа является кладезем незыблемости. В их литературных изысках поднимаются темы нравственности, переживаний, стремления к целям. В соответствии с такими критериями формируется определение облика романтического персонажа.
Важно понимать, каково главнейшее правило романтизма как творческого течения. Оно заключается в натуре, которая разительно отличается от остальных. Авторы скрупулезно относятся к выбору локации. Это может быть:
- дремучий лес;
- высокая гора;
- пустыня;
- таинственный дворец.
Находясь в необычном месте, персонаж во всем превосходит окружающих. Он имеет приятную наружность, сообразителен и благороден, из-за чего вызывает всеобщее отвращение.
Нужно упомянуть еще одну деталь: герой всегда противопоставляется обществу и ни при каких обстоятельствах не просит у него помощи. Он вынужден уединяться и сторониться других, поскольку замечает несовершенство окружающего мира и не собирается принимать на себя столь ужасную скверну. Это основа конфликта, к которому литератор старается привлечь читателей.
Еще одна непреложная истина, без которой произведение не может считаться романтичным, — детальное описание размышлений персонажа, содержащих признаки романтического героя. Это могут быть:
- записи в дневнике;
- монологи;
- покаяния.
Легендарные примеры лирических персонажей Лермонтова — Печорин, Арбенин, Демон и Мцыри. О последнем герое на уроке литературы пишут ученики 8 класса сочинение «Мцыри — романтический герой». Благодаря этому образу школьники понимают смысл произведения.
Сюжет поэмы о Мцыри
В течение нескольких лет Лермонтов был преданным поклонником Байрона и использовал характеры его персонажей в качестве основы для своих героев. Поэт считал своего кумира опытным, благодаря чему наделил основного героя нравом мятежника. Он написал романтическую поэму «Мцыри», отразившую проблемы, которые его тяготили.
Намерения поэта непоколебимы, желания честолюбивы. Никто не может сломить столь безнадёжного и напористого мечтателя. Подобные личностные черты вдохновляли Михаила Юрьевича, и он решил сделать Мцыри упрямым и волевым бунтарем. В дальнейшем тот стал воплощением идеала для последователей романтизма.
Повествование ведётся от лица отрока (характеристику Мцыри дают школьники на уроке литературы), которого против воли заточили в монастыре.
Юноша желает выбраться оттуда, познать окружающий мир и выяснить, как живут другие люди. Свобода ему неведома, поэтому Мцыри так яростно ее жаждет. Не зря говорят, что запретный плод незабываемо сладок.
О его прошлом, настоящем и будущем читатель узнает досконально, поскольку автор решил преподнести мысли героя как покаяние. Это одна из лучших и действенных форм повествования, ведь благодаря ей можно узнать о чувствах, чаяниях, намерениях и действиях персонажа. Рассказ является не только набором красивых словесных оборотов, но и неприкосновенным кладезем мудрости и искренности.
Мцыри находится в кавказском монастыре. В те времена Кавказ считался едва ли не землёй дикарей. Живописный край изобиловал личностями, которые ценили свободу. Считалось странным распространять подобную точку зрения среди европейской знати.
Загадочность персонажа
Читатели склонны считать романтического персонажа загадочным, поскольку о его прошлом говорится мало: есть лишь несколько скудных описаний моментов из детства. Об унылом существовании в монастыре упоминается только косвенно и субъективно от лица самого Мцыри.
Он не описывает свои будни детально, но становится ясно, что ему хочется поскорее вырваться из кошмарного плена. Тайна неизменно торжествует: он был пленен и отвезен в монастырь русским воином и впоследствии не покидал пределы таинственного логова. Это все, что о нем известно.
Но обитатель кельи совершенно не похож на остальных монахов, которые кротки и послушны. Он наделён натурой непокорного революционера и не привык никому подчиняться. Мцыри желает жить свободно и беззаботно, ни с кем не считаясь. Ради своей мечты он готов пожертвовать чем угодно.
Легко ли ему было променять безопасное проживание в келье на желанную, но непредсказуемую и пугающую неизвестностью свободу? Разумеется, монахи, исцелившие и воспитавшие Мцыри, не хотели заточить его в святыне навечно. Но их представления об идеальном мире слишком отличаются от тех, что зарождались у пылкого и волевого персонажа. Ради другой жизни, пусть страшной и полной лишений, но отличающейся от прежней, он собирается рискнуть всем, даже тем, чем привык дорожить. В произведении противопоставляются два идеала:
- тихое и предсказуемое существование;
- жизнь, полная азарта и красочных событий.
Первое понятие символизирует скованность личности, невозможность найти свое предназначение, вторая же служит намеком на независимость.
Мцыри чувствует, что создан не для жалкого прозябания. Его бегство — не что иное, как революция, направленная на уничтожение принятых традиций.
Интересен тот факт, что противоречие обычаям происходит в ненастную ночь. В это время монахи усердно молятся и отбивают земные поклоны, чтобы не рассердить Господа. Непокорность стихии восхищает протагониста, он сравнивает себя с ней и попадает на свободу, понимая, что идёт наперекор всему.
Любая деталь, описанная в произведении, указывает на загадочность атмосферы. Страдая от одиночества в неприглядной святыне, Мцыри отчаянно верит, что снаружи мир иной. Нужно лишь вырваться из плена, чтобы избавиться от мук.
Обстановка безнадёжности не идентична характеру отрока. Герой свободолюбив, искренен и благороден, как и все представители кавказской народности. Жалкое существование закалило волю юноши. Он не пугается препятствий и считает, что никакая сила не разлучит его с внешним миром. Врождённые задатки Мцыри, такие как храбрость, любовь к свободе и настойчивость, не смогли затмить даже жалкие монастырские будни.
Печальная судьба героя
Борьба с суровой реальностью всегда заканчивается плачевно для романтического героя. Силы в этом случае неравны, поскольку мечта несбыточна, а жизнь мимолетна. Тем не менее Мцыри удалось на краткий миг вырваться из плена. Свобода продлилась всего лишь 3 дня, но герою она показалась вечностью, истинной эйфорией, с которой не хотелось расставаться.
Персонаж чувствует единение с природой, вспоминает о безмятежном детстве, не омраченном переживаниями. В нем пробуждается отважный воин, готовый уничтожить каждого на своем пути. Это становится заметным во время сражения с барсом, когда Мцыри даёт волю недюжинной силе и истязает хищника.
Но разве Михаил Юрьевич смог называться суровым романтиком, если бы конец этой истории оказался счастливым? Ослабленный главный герой побежден судьбой, изранен и вновь принесен в жертву. Своды монастыря запечатлевают безмолвный крик мечтателя.
Надежды его разбились о беспощадную действительность. Соблазн вырваться на свободу оказался велик. А говорилось ли, что несчастного бунтаря кто-то терпеливо ожидает?
Родственники Мцыри давно погибли, их жилище превратилось в руины. Среди вольных людей он не чувствовал бы себя в безопасности. В этом и заключается трагичность судьбы: никто не готов сблизиться с несчастным бунтовщиком, жаждущим независимости. Везде обитатель монашеской кельи будет чужаком и нежеланным гостем. Исправить ничего нельзя.
Свобода ему дороже бытия. Мцыри погибает, но не становится при этом проигравшим. Надежды испаряются, пока истлевает тело, уже не подающее признаков жизни. Подобная судьба вызывает сочувствие, однако романтические персонажи не всегда удостаиваются счастья. Доказав это, Лермонтов добился, чтобы его произведение даже спустя столетия оставалось актуальным.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!