Краткая биография педагога Василия Александровича Сухомлинского
К числу известных советских педагогов-новаторов относится Василий Сухомлинский. Краткой биографией, педагогической деятельностью и достижениями кандидата педагогических наук интересуются родители, воспитатели и учителя. Он создал собственную систему воспитания детей, которая основана на признании личности ребенка высшей ценностью.
Оглавление:
Детские годы и юность
Василий Александрович Сухомлинский появился на свет 28 сентября 1918 года в небольшом селе Васильевка, расположенном на территории Украины. Родители мальчика были простыми крестьянами. У мальчика было сложное детство. Если кратко, то:
- в стране царили голод и разруха;
- между людьми была классовая ненависть;
- наблюдалось недоверие к окружающим.
Окончив сельскую школу-семилетку в 1933 году, молодой человек поступил в Кременчугский педагогический институт. Правда, окончить его он так и не смог. Василий серьезно заболел, поэтому вынужден был вернуться домой.
В возрасте семнадцати лет он устроился работать преподавателем в местную школу. Ученики называли его по имени-отчеству, он был для них настоящим авторитетом. Молодой учитель обучал школьников украинскому языку и литературе. Параллельно с этим он подал документы в Полтавский педагогический институт на заочное отделение. Его он благополучно закончил, получив диплом о высшем образовании.
Вся биография Василия Сухомлинского говорит о большой любви к детям, а также о его желании сделать детство любого ребенка самой счастливой порой.
Война и послевоенное время
С началом войны Василий Александрович записался добровольцем и отправился защищать родину. В одном из боев молодой человек был серьезно ранен: осколок снаряда угодил ему в грудь и задел сердце. Врачи не давали благоприятного прогноза, но педагог смог выздороветь. Кусочек снаряда так и остался внутри него, он носил его до конца своих дней.
Василий долгое время лечился в госпитале на Урале, после выписки он неоднократно писал прошение отправить его на фронт. Но каждый раз Сухомлинский получал отказ. Ему ничего не оставалось делать, как вернуться к прежней профессии. Его взяли на работу в поселковую школу Удмуртии на должность директора образовательного учреждения.
После освобождения в 1944 г. украинских земель от фашистов Василий Александрович вернулся в родные края и стал работать заведующим райотдела народного образования. Но эта должность не приносила ему удовлетворения, он сильно скучал по работе с детьми, поэтому спустя несколько лет написал заявление об уходе. Практически сразу он стал директором средней школы, расположенной в поселке Павлыш. Там он проработал до конца своих дней.
Педагогическая деятельность
Василий Александрович стал основоположником множества передовых идей по поводу процесса воспитания детей. Вся его педагогическая методика основывалась на идеях гуманизма. В соответствии с ней наивысшей ценностью является личность ребенка.
Его система базировалась на следующих утверждениях:
- абсолютное доверие к детям;
- получение образования без какого-либо принуждения;
- воспитательный процесс без наказания;
- труд в виде творчества;
- свобода выбора;
- сотрудничество между родителями, преподавателями и ребенком;
- ответственность за собственный выбор.
Педагог всегда выстраивал воспитательный процесс так, чтобы он приносил радость и счастье обеим сторонам. Кроме этого, он был разработчиком целого ряда эстетических программ, объединённых в цикл «Воспитание красотой». Сухомлинский искренне считал, что к молодому поколению нужно подходить творчески, поэтому придавал огромное значение художественному стилю изложения.
Педагог рекомендовал коллегам совместно с учениками сочинять добрые и хорошие сказки, увлекательные рассказы.
У методики Сухомлинского было много противников, которые считали, что такой подход не отвечает качеству, он излишне гуманный. Все это противоречило авторитарному воспитанию, которое в те годы широко применялось в стране.
Василий Александрович является автором нескольких десятков книг и более 500 статей, которые он посвятил воспитанию и обучению младшего поколения и подростков. Кроме этого, в его копилке около полутора тысяч сказок, рассказов для начальной школы, которые учат доброте, ответственности, справедливости.
Главной книгой для Сухомлинского стало произведение «Сердце отдаю детям». За эту работу он был удостоен Государственной премии УССР, награда присвоена писателю в 1974 году посмертно.
Личная жизнь
Что касается личной жизни, то выдающийся педагог дважды состоял в официальном браке. С первой супругой он познакомился еще в молодости. Вскоре после свадьбы молодой человек отправился на фронт, его беременная жена осталась в Полтаве, которая на тот момент была в оккупации. Вернувшись с фронта домой, он узнал, что любимой и сына нет в живых.
По имеющейся информации и рассказам соседей, жену и маленького сына Сухомлинского замучили сотрудники гестапо. Он так и не увидел первенца, молодая жена не успела сделать ни фотографии, ни портрета малыша.
Со второй супругой, учительницей русской словесности, он узаконил отношения в 1943 году. Женщина подарила ему двух прекрасных детей. Дочка, которую зовут Ольга, продолжила семейную династию, получила звание доктора педагогических наук.
Василия Александровича не стало 2 сентября 1970 году, он ушел из жизни, будучи еще довольно молодым и крепким мужчиной, на момент смерти ему исполнился 51 год. Осколок, полученный на войне, и стал причиной скоропостижной кончины.
Имя выдающегося педагога носят многие учебные учреждения в России и на Украине. Его портреты, личные вещи и рукописи можно увидеть в музее, расположенном в Полтавском педагогическом университете.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!