Анализ стихотворения «Снег» Иннокентия Анненского
Жанр пейзажно-философской лирики присутствует в творчестве многих классиков русской литературы. Зима как символ временно замершей жизни у многих авторов связывается с тревогой, холодом и бессилием. Для автора этого произведения суровое время года — прямая ассоциация со смертью. Анализ стихотворения «Снег» Анненского Иннокентия Федоровича поможет больше узнать о последних мыслях поэта в этом мире.
Оглавление:
Немного об авторе
Иннокентий Федорович Анненский (1855−1909) — литературный деятель, поэт, переводчик и драматург. Получив историко-филологическое образование в Петербургском университете, писатель занимался переводом на русский язык произведений античных авторов, в частности — греческих трагедий. В том же жанре классик творил и сам — писал сценарии для театральных постановок. Работал Анненский и над текстами французских и немецких авторов:
- Гете;
- Гейне;
- Ренье;
- Рембо.
В последние годы жизни Иннокентий Федорович тяжело болел, после чего скончался от инфаркта. Писатель оставил неоценимый вклад в культурное наследие страны, будучи не только талантливым литературным автором, но и прекрасным педагогом словесности. Творчество Анненского также повлияло на развитие русской театральной драматургии.
Наряду с творениями К. Д. Бальмонта и П. А. Вяземского произведения этого выдающегося поэта являются видными образцами классической поэзии девятнадцатого века.
История создания
Даже в другом своем стихотворении с красивым названием «Зимний романс» Иннокентий Федорович, сравнивая покрытие холодной земли с «тревожной ртутью», показывает, насколько неспокойно и мрачно им воспринимается это время года. Произведение «Снег» датируется 1909 годом — оно написано в последние месяцы жизни поэта. Воспринимая картины угасшей природы как символ заката и своего собственного бытия, автор привносит настроение грусти и безысходности в общий колорит опуса.
Стихотворение увидело свет лишь после прощания с писателем — в 1910 году оно было опубликовано стараниями друзей и близких поэта. Примечательно, что Анненский сохранил целых пять вариантов текста стиха, что может говорить о переменчивости мыслей классика во время работы над строками, о его надежде на выздоровление и продолжение работы.
Увы, болезнь не пощадила автора и унесла жизнь Иннокентия Федоровича, когда ему было пятьдесят четыре года.
Средства выразительности
Будучи филологом по образованию и истинным мастером русской словесности, поэт виртуозно использовал в произведении традиционные литературные приемы. Образ зимы автор передает посредством:
- определенного размера стихосложения;
- рифмовки;
- композиции.
Анапест был любим писателем и заимствован им у античных трагиков. Классическая перекрестная рифмовка позволяет проще представить описываемую картину, не отвлекаясь на сложные поэтические пассажи. По своему жанру стихотворение относится к пейзажно-философской лирике. Композиция опуса состоит из двух частей — описания зимы и мыслей о наступлении весны.
Изобразить то, как ненавистен стал поэту любимый им ранее зимний период, ему помогают использованные тропы.
Яркими средствами художественной выразительности в стихотворении выступают:
- эпитеты: «грузный полет», «нищенский лед», «синий заплаканный лед», «заоблачных нег», «сиреневый снег», «томительной грани», «непорочные сны»;
- метафоры: «снег ложится на обрыв», «дыму не уйти в облака»;
- оксюморон: «грузный полет»;
- сравнения: «точно стада в тумане непорочные сны».
Первый снежок теперь совершенно не составляет былых «минут счастия» для автора. Любить зиму в представлении Анненского уже бессмысленно и даже невозможно. Словами «даже дыму от нее не уйти в облака» поэт отражает всевластие и жестокость холодного сезона года. То же значение имеет и словосочетание «грузный полет».
На фоне полного непринятия самой зимы, заставляющей стихнуть вокруг все живое, поэт тем не менее благосклонно настроен к снегу, которому и посвящает стихотворение. Трепетное отношение к явлению природы писатель выражает эпитетами: «блистающе белый», «ложится усталый» и противопоставляет его «нищенски синему льду».
Момент прихода весны Анненский называет «томительной гранью», показывая, насколько долгожданным является этот момент.
Под «Всесожженьем весны» автор, казалось бы, подразумевает празднование Масленицы, однако понятия в произведении подменяют друг друга.
Идейное содержание
Читая строки Анненского, трудно не увидеть, как чужда классику зимняя стужа. Куда больше поэт любил свежий ветер ноября у воды или небо перед закатом в сентябре. Повествуя о снеге в последние месяцы жизни, писатель понимает, что ему уже не построить планов, не начать с чистого листа. Стихи пропитаны неким безразличием писателя к ритмам природы.
Частые многоточия в тесте словно указывают на то, как непросто автору даются эти строки, однако в тексте фигурируют и глаголы с лирической окраской — «полюбил», «люблю», что привносит нотку светлой грусти в общий мрачный колорит стихотворения.
Какой бы бесприютной ни казалась описанная в стихе картина зимней природы, предсмертное произведение поэта все же имеет философское значение и являет собой мысли мудрого человека. Писатель будто уже смирился в глубине души с тяжелой болезнью и тем, что ему предназначено судьбой.
Таким образом, одно из поздних стихотворений классика русской литературы девятнадцатого века Иннокентия Анненского «Снег» — образец зрелой пейзажно-философской лирики поэта, в котором он выражает свои предсмертные размышления о смысле бытия, тонко воплотив эти мысли в образах зимней природы.
Любуясь белым пушистым снежком и противопоставляя его «нищенскому заплаканному льду», автор греет надежду о выздоровлении. Однако, увы, весна, наступление которой все еще ждет писатель, станет для него последней.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!