Анализ стихотворения Николая Гумилёва «Она», тема любви и одиночества
Гумилёв опубликовал свое лирическое стихотворение «Она» в сборнике «Чужое небо» в 1912 году. Анна Ахматова, которая на тот момент уже была женой писателя, говорила, что произведение посвящено ей. Согласно легенде, Николай Степанович прислал ей этот текст как признание в любовных чувствах, однако ответа не последовало. Анализ стихотворения Гумилёва «Она» позволяет понять, что в нём автор отразил не только тему отношений с избранницей.
Оглавление:
Жанр и композиция
Рассматриваемое произведение смело можно назвать образцом интимной лирики поэта. Автор сформировал образ своей любимой, не давая описания её портрета. Для Гумилёва имеет большую важность именно внутренний мир личности, однако он настолько конкретен, что девушка практически осязаема.
Стих написан от первого лица, он сформирован пятью строфами. Имя избранницы в заголовок не вынесено. Слово «Она» даёт возможность увидеть женское начало в союзе с лирическим героем, для обозначения которого Гумилёв использует местоимение «я». Упоминание имён тут неуместно. Она — это инь, неотъемлемая составляющая союза двух любящих сердец, поэтому будет неправильно анализировать произведение исключительно как отражение взаимоотношений автора с его возлюбленной.
Первые строфы показывают психологические качества и общий облик девушки. Далее Гумилёв описывает её противоречивый внутренний мир. Лирический герой идеализирует героиню, считая её настоящей богиней.
Тема произведения — восхищение любимой женщиной.
Главная идея стихотворения заключается в том, что лишь большая любовь способна подарить человеку настоящее счастье и заставить его почувствовать себя окрылённым. Подобное состояние позволяет лучше узнать черты избранницы.
Описание строф
В начале стихотворения автор утверждает, что знает ту, которой посвятил эти строки. Здесь имеется в виду не факт знакомства. Вероятно, Гумилёв пишет о познании в библейском смысле. Так, герой проникает в душу девушки, которая «жадно открыта», однако не для всех, а лишь для «медной музыки стиха». Неоднозначный образ героини восходит к звучанию духовых музыкальных инструментов. Тут поэт имеет в виду силу таланта, с которым героиня сама о себе заявляет.
Главному герою сложно принять, что душа, открытая поэзии, способна проявлять высокомерие по отношению к чему-то другому. Избранница глуха «пред жизнью дольней и отрадной». Иными словами, она противница земных удовольствий в отличие от мужчины, которому близки радости обычной жизни.
Читая третью строфу, читатель не может не заметить, как мнение лирического героя опять изменяется. Это уже не отстранённые размышления о внутренних качествах и не взгляд с максимальной близости. Мужчина любуется фигурой избранницы, упоминая её способность не производить лишнего шума. В конце третьей строфы Гумилёв пишет, что красивой героиню назвать нельзя. Подобной формулировкой он делает акцент на том, что его избранница является земной женщиной, к любви которой он и стремится всем своим существом, ведь именно в ней и заключено всё его счастье.
На этом произведение могло бы завершиться, но для героя важно рассказать о своих взаимоотношениях с девушкой. В четвёртой строфе он её описывает как мудрую женщину, к ногам которой он готов положить все одержанные победы, которыми гордится.
Для любимой лирический герой ломает стереотипы, желая своеволий. Вероятно, тут идёт речь о поэтических произведениях.
Божественный облик любимой женщины
Когда автор обнаружил в Анне Ахматовой талант к написанию стихов, он был восхищён его силой. Он многому обучался у любимой, отдавая должное её «мудрой сладкой боли», изливаемой на бумаге.
Главный герой упоминает бред и истому женщины, это свидетельствует о том, что он не всегда понимает свою любимую. Он ценит её талант, но вместе с этим боится неуравновешенности и непоследовательности. Говорят, что подобные качества в сочетании с надменностью Ахматовой стали причиной её расставания с Гумилёвым.
В конце стихотворения автор показывает девушку в её каждодневной жизни:
- во время сна;
- в часы томлений.
Перед читателем описываемая дама предстаёт в божественном облике. Её образ поражающий, грозный, в руке героини — молнии. Автор сравнивает её с Зевсом. В последних строках раскрывается мир сновидений. Это то самое сокровенное, что принято скрывать от других. Гумилёв называет сны «чёткими», сравнивая их с тенями, ложащимися на «райский огненный» песок. Предполагается, будто что-то подобное автор видел вдали от дома, когда ему приходилось тосковать по любимой.
Возвысить образ героини Гумилёву помогают следующие слова:
- томление;
- отрадная;
- жажда;
- истома;
- дольняя.
Соединение инь и ян передаёт даже рифма (женская чередуется с мужской). Во время чтения стихотворения может появиться впечатление, что герой нелюбим. Невольно возникает вопрос: есть ли у девушки чувства к нему?
Любовь Гумилёва и Ахматовой
Будущие супруги познакомились в юности. На протяжении длительного времени они поддерживали исключительно дружеские отношения. Услышав предложение руки и сердца, Ахматова ответила мягким, но решительным отказом. Гумилёв не удивился, он знал, что не соответствует образу принца, которым грезила его избранница. Ответных чувств ему пришлось добиваться несколько лет. После долгих ухаживаний они всё же поженились.
С самого начала совместной жизни супругам было тяжело поладить друг с другом. Они часто скандалили и не хотели уступать даже в мелочах. Тем не менее они любили друг друга, и это делало их счастливыми. Гумилёв был убеждён, что взял в жёны настоящую ведьму, и теперь находится в её власти. Стихотворение «Она», посвящённое Ахматовой, наполнено душевной теплотой. Будучи уже в преклонном возрасте, жена Гумилёва призналась, что эти строки тронули её до глубины души.
Ахматова проявляла напускную холодностью, демонстрируя поведение высокомерной принцессы или надменной царицы. Иногда она перегибала палку. Это была своеобразная игра, правила которой знала только поэтесса. Так, её супруг признаётся в первых же строках стихотворения, что в глазах избранницы «усталость горькая от слов».
Он испытывал сомнения насчёт взаимных чувств Ахматовой, однако на самом деле женщина тоже его любила, просто она не хотела это показывать, считая подобное поведение ниже своего достоинства, и писателю казалось, что «её душа открыта жадно лишь медной музыке стиха». Ахматова была «высокомерна и глуха» ко всему, что происходило вокруг, не понимая, что близкие, находясь рядом с ней, ощущают одиночество.
Женщина слишком поздно осознала, что её игра в безразличие затянулась. Гумилёву стало надоедать общество равнодушной ко всему супруги. К тому же ему было сложно принять, что она имеет больший успех на литературном поприще. Роль жены и матери всё больше тяготила Ахматову. В итоге супруг стал чаще бывать вне дома, отдаляясь от своей семьи. Он уже не испытывал таких страстных чувств к жене.
С началом Первой мировой войны мужчина отправился на фронт добровольцем. Несмотря на такое печальное развитие событий, Гумилёв признался, что Ахматова навсегда оставила в его душе глубокий след, и столько любви он ни к кому не испытывал.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!