Анализ стихотворения Гавриила Державина «На птичку»
Гавриил Романович Державин был видным государственным деятелем и писал стихи. К его позднему творчеству относится лирическое произведение «На птичку». Здесь всего четыре строки, но в них заключена глубокая философская идея. При детальном анализе стихотворения Державина «На птичку» нужно первым делом определить его главную тему, которой стала свобода в творчестве. В коротком произведении затрагивается глобальный вопрос, утверждающий вечные ценности.
Оглавление:
Поэзия о птичке в неволе
Нередко авторов обязывают писать по заданному образцу, а совсем не то, к чему лежит душа. Литературный труд по указке заставляет творца растрачивать собственный талант понапрасну. Такие произведения не оставляют «живых впечатлений», читатель остаётся равнодушным. Жанр произведения Державина — эпиграмма. Стихотворный размер — четырёхстопный ямб.
История создания
Поэтическая работа Державина «На птичку» входит в школьную программу и изучается на уроках литературы в 7 классе. Стихотворение было создано в 1793 г., но в первый раз напечатано для широкого читателя только в 1827 г. Основная тема — свобода. Стих содержит всего четыре строки, однако в нём задаются сложные и значимые вопросы, которые заставляют задуматься о том, что действительно ценно.
Любопытна история создания поэтического произведения. Императрица Российского государства Екатерина Вторая была знакома с творчеством поэта Державина, она высоко оценила его писательский гений. Гавриил Романович создал для неё торжественную песнь «Фелица», где содержится признание величия государыни. Правительница русской страны захотела наградить талант: она отправила Державину драгоценные подарки, сделала своим приближённым во дворце, присвоив ему звание придворного секретаря.
Екатерина Великая была чрезвычайно растрогана одой в её честь и кратко намекала поэту, что охотно послушает эти стихи снова.
Давление государыни усложнялось завистью окружающих, постоянными интригами и заговорами. Державин до этих событий идеализировал императрицу и самодержавную монархию, теперь же его постигло разочарование. Он оказался заключён в железные тиски благорасположения Её Величества, ощущал себя птицей в неволе. В таких условиях родилось сатирическое произведение «На птичку».
В основе произведения заложена аллегория: птичка представляет собой автора, литературного деятеля, чьи стихи ограничены цензурой и органами власти. Главная идея — необходимость свободы в действиях без каких-либо ограничений.
Надо отметить, что только при таких обстоятельствах можно написать подлинный шедевр. Писательский труд не выносит давления: будучи «запертым», он не разгорается ясным огнём, а несмело тлеет, постепенно пропадая и не свершив то, на что способен и для чего рождён.
Композиция произведения
Стихотворение по своему размеру небольшое, но в этом четверостишье вложены значимые философские смыслы. На первый взгляд произведение походит на глупую забаву: легкомысленные дети словили птицу, чтобы как-то повеселить себя. Но в скором времени становится ясно, в какой мере трудно пернатой в неволе, когда её принуждают петь так же мелодично, как на свободе. Эти обстоятельства вызывают у читателя только сочувствие к беззащитному существу.
Произведение представляет собой эпиграмму, краткий сатирический стих, призванный что-то или кого-то обсмеять.
По той причине, что литературная работа скромного объёма, в ней отсутствует обилие выразительных средств. Основной приём, используемый Державиным в художественном произведении, — это иносказание. В пойманной и испуганной птице заключён образ автора, который принуждён существовать и творить под контролем власти.
В стихотворении заметен почерк Гавриила Романовича. Он использует свойственные ему архаичные формы словарных выражений, например, эпитет в тексте «голосисто». Для образности поэт применяет приём аллитерации — повтор однотипных согласных звуков. К примеру, звук «п» размещён в таком количестве, что становится созвучным презрительному «пф».
В коротком стихе поднимается вопрос об истинном творчестве. Писатель должен быть свободным в выборе темы, которую доносит народу.
У Державина птичка поймана, её горло сжимает чья-то посторонняя рука, то есть цензура и правительство, которые в те времена активно вмешивались в тексты печатаемых литературных произведений, чтобы дописать свои идеи.
Автор против навязывания определённых рамок, он призывает не создавать произведения на заказ, а оставаться верным своему сердцу. Творчество должно приносить удовольствие, талант призван воодушевлять. «На птичку» представляет собой раздумья о смысле существования, о человеке и его судьбе. Например, в стихе Державина «Ласточка» главным образом опять стала птица. Пичужка символизирует стремление и полёт души. Слог Державина красив и глубокомыслен.
Писатель в своих произведениях высказывает мысли, грёзы, собственные стремления, надежды. Если жизнелюбивого человека запереть в рамки, то он потеряет интерес к жизни, станет бездеятельным.
Исследование образа птицы в лирике
Гавриил Державин был первым русским поэтом, он в некотором смысле основал лирику в России, из-под его пера выходили стихотворения, обладающие подлинно русским характером и колоритом. В литературе XVIII века в Екатерининскую эпоху «сложный штиль» поэзии, написанный высоким слогом, заменён простым и понятным для народа языком.
Пушкин о запертой птахе
Творческие работы Гавриила Державина впоследствии стали примером для подражания для следующего поколения. В его стихотворении о птичке проиллюстрирован конфликт свободы и несвободы. Разумеется, выбор без какой-либо указки способствует развитию творчества. Для любого существа свобода дороже всего.
У Александра Сергеевича Пушкина также есть лирическое произведение, посвящённое пичужке. Поэт решил его озаглавить «Птичка». Стихотворение было создано в 1823 году в южной ссылке, которая в то время проходила в Кишинёве. Поэту было сложно переносить этот период, он привык к шумной столичной жизни Петербурга и приспосабливаться к другим условиям оказалось невыносимо.
Александр Пушкин отправил стих своему знакомому с пояснением, что написал произведение о трогательной традиции выпускать птицу на свободу в Светлое воскресенье. Когда в издательстве печатали литературную работу, то отметили, что она о благодетелях, кто за свои средства выкупают задолжавших и невинных из тюрем. Произведение было создано поэтом, когда ему было 24 года. В стихе с простой сюжетной линией поднимаются философские и политические вопросы. Тематика литературной работы:
- добросердечие;
- сочувствие;
- получение свободы.
При анализе стихотворения Пушкина «Птичка» нужно отметить, что лирический герой размышляет о воле для всех божьих существ и затрагивает главную проблему того времени — крепостничество в самодержавной России. Персонаж в Пасхальное Воскресение отпускает птичку — это символизирует добро и милосердием к тем, кто находится в заточении. Лирический герой находится на чужбине, но хорошее дело утешает его, он даёт свободу, благодаря чему его жизнь обретает новый смысл.
Главная идея «Птички» у Пушкина — это бескрайняя тяга любого существа к вольности.
Совершая нечто хорошее для другого, можно приобрести для себя во много раз больше. Освобождение — это состояние мыслей, характеристика души. Подлинно великодушен тот, кто что-либо дарит безвозмездно.
Тема пичуги в клетке
При исследовании стихотворения Василия Александровича Жуковского под названием «Птичка» можно заметить, что оно производит впечатление чересчур простого. Так происходит, поскольку главная мысль заключена в 12 строках. Однако стихотворение содержит глубокий смысл. Это крошечное произведение содержит важные вопросы. После его прочтения появляются мысли о бытии, вечности, смерти.
Напевность и ритм поэтическому творению добавляют уменьшительно-ласкательные суффиксы:
- птичка;
- гнёздышко;
- певичка.
Произведение представляет собой рассказ, наполненный красотой и мудростью. Оно было создано Жуковским в 1851 году. По плавной мелодии звучания нравится детям, но его смысл они смогут воспринять, лишь когда повзрослеют и наберутся жизненного опыта. Этот стих легко запоминается.
Разбирая произведение «Птичка в клетке» Велимира Хлебникова, надо отметить, что автор особое внимание уделил чувствам пернатой пленницы. Это стихотворение было написано поэтом, когда ему было 13 лет. Литературный труд напечатали только после ухода из жизни Хлебникова, поскольку своим ранним работам он не придавал значения.
Птица заперта в клетке, она поёт и печалится. Автор предполагает, что она грустит по реке, полям и деревьям. Ей одиноко без пернатых собратьев и родного гнезда. Хлебников сравнивает себя с этой узницей, он замечает, что птичка всегда сыта и в безопасности перед внешними угрозами. Конечно же, ей бы хотелось на свободу, чтобы ощущать порывы ветра, любоваться природой. Но она закрыта в клетке, здесь её не обижают и кормят, значит, ей хорошо и уютно. Доказать или оспорить, что лучше для пичуги, автор не берётся.
В литературной работе Алексея Плещеева «Дети и птичка» птица свободна, она собирается лететь в тёплые страны. Стих эмоционален и романтичен. Автор мастерски использует приём олицетворения:
- не срывает ветер;
- природа оживает;
- дожди и холода гонят;
- сойдёт снег.
При анализе стихотворения «Дети и птичка» стоит подчеркнуть, что оно носит эстетический характер, лёгкое и чуткое. В игровой манере юному читателю преподносятся начальные знания об окружающем мире, поэт описывает смену времён года и сезонные перелёты стаи.
Образ птицы, заточенной в клетке, распространён в литературе и искусстве. У пернатых есть крылья, они легко и вольно парят над землёй. Они независимы, любуются окружающей красотой во всех её красках. Если их закрыть под замок, то тяжело переживают несвободу. Птица — это утверждение души, порыв духа.
У Державина в произведении «На птичку» пернатая оказалась в несвободе, где невозможно создать песню. Птицу посадили в клетку, поэтому она молчит. Так и человек, если его заставлять творить, не сделает ожидаемого, ведь с помощью насилия невозможно получить что-то хорошее. Ловец пернатой — это цензура, убивающая любой талант.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!