Анализ, тема и жанр стихотворения «Муза»
Евгений Абрамович Баратынский в своём творчестве старался подчеркнуть, что талант поэта имеет божественное начало. Размышления на эту тему он воплотил во многих произведениях, в том числе в стихотворении «Муза». Анализ этого творения, созданного автором в 1829 г., учащиеся выполняют в 7 классе. Прежде чем делать разбор по плану, рекомендуется прочитать стих полностью.
Оглавление:
Краткий обзор
Евгений Баратынский написал анализируемое произведение в 1829 году. Впервые его опубликовали только спустя 6 лет — в 1835 г. Текст появился на страницах журнала «Современник». Стихотворение посвящено музе, которая вдохновляет авторов на создание поэтических строк.
Композиционно произведение не делится на части. Оно представляет собой монолог лирического героя. Рассказчик описывает «спокойную простоту» своей вдохновительницы и говорит, что он «не ослеплён» ею. Идея заключается в том, что богатое содержание значит больше, чем яркая внешность. Автор описывает музу так, как обычно говорят о женщине. В конце произведения содержится вывод о том, что «свет» почтит героиню не «едким осужденьем», а «небрежной похвалой».
Анализ «Музы» Баратынского позволяет определить, что жанр произведения — элегия. В качестве стихотворного размера автор выбрал пятистопный ямб. В произведении используется рифмовка двух видов: параллельная (ААВВ) и перекрёстная (АВАВ). Стихотворение короткое, однако в нём много тропов. Примеры метафор:
- «поражён бывает мельком свет»;
- «игра глаз»;
- «влюблённою толпой не побегут»;
- «не ослеплён я музою своею».
Эпитеты, которые использует автор: «небрежная хвала», «едкое осужденье», «спокойная простота», «блестящий разговор».
История создания
К тому времени, как появилось на свет произведение «Муза», Баратынский уже приобрёл популярность. Им были написаны три поэмы, а позже поэт выпустил сборник. Евгений Абрамович осознавал степень и глубину своего дара, поэтому стал задумываться о том, откуда берутся поэтические способности. В те годы многие поэты увлекались рассуждениями о роли божественного начала, и Баратынский не стал исключением.
Вдохновительница поэта, о которой рассказывается в стихотворении, отличается от остальных. Многие авторы, в том числе Блок и Бунин, открыто проводили параллели между музами и любимыми женщинами. В некоторых произведениях содержатся и признания в любви, и воспоминания о поцелуях. В стихотворении Евгения Абрамовича сходство музы с дамой тоже можно рассмотреть, но акцент всё же сделан на другом. Главное для поэта — душевные качества и внутренние порывы, а не внешняя красота и лоск.
Исследователи творчества Баратынского считают, что на создание поэтических строк поэта вдохновила его любимая супруга. Она не была красива внешне, но обладала тонкой душевной организацией, хорошим вкусом и развитым интеллектом.
Тема и главная мысль
Основная тема произведения — образ музы, благодаря которой творца посещает вдохновение. По мнению Баратынского, дар имеет божественное начало. Без него не может развиваться искусство. Поэтические образы, созданные автором в элегии:
- свет (общество);
- муза;
- лирический герой, от лица которого ведётся повествование.
В первых строчках поэт говорит, что его муза не может ослепить красотой. Юноши не влюбляются в неё, а героиня, в свою очередь, не флиртует и не поражает изысканной речью. Однако в ней есть то, что привлекает поэта и может заинтересовать «свет». Вот эти качества:
- простота;
- спокойствие;
- «необщее» выражение лица.
Автор кратко пишет о том, что за такие особенности общество может небрежно похвалить музу и уж точно не осудит. Глубокая философская мысль стихов — в том, что ослепляющая яркость и напыщенность могут проиграть в сравнении с простотой и ясностью мыслей. Незамысловатый сюжет побуждает читателя поразмышлять над важными вопросами.
Композиция, жанр и средства выразительности
В стихотворении отсутствует разделение на смысловые части. Повествование начинается с описания музы и заканчивается тем, как может отнестись к ней свет. Лирический герой ведёт неторопливый монолог, перечисляя особенности своей вдохновительницы. Постепенно он подводит читателя к мысли, что главное качество музы — величавая простота.
Элегия, выбранная Баратынским в качестве жанра, больше других подходит для стихов, в которых поднимаются философские вопросы. В первых четырёх строках используется перекрёстная рифмовка, в остальных — параллельная. Поэт использует и женские, и мужские рифмы. Средства выразительности — эпитеты и метафоры. Самые яркие тропы:
- «едкое осужденье»;
- «игра глаз»;
- «небрежная хвала»;
- «блестящий разговор».
С помощью этих лексических оборотов автор глубоко раскрывает тему, и образ музы получается многогранным.
Разбор произведения Пушкина
Александр Сергеевич написал стихотворение под названием «Муза» в 1821 г., когда ему было 20 лет. Жанр этого произведения — идиллия. По выражению самого́ поэта, стих перекликается с поэзией Батюшкова. Пушкин раскрывает свой душевный настрой через описание красот природы.
Композиция и главная мысль
Стихотворение необычно тем, что лирический герой рассказывает о музе, не называя её. У Мнемозины и Зевса было 9 дочерей, но для читателя остаётся тайной, какая из них наделила поэта чудесным даром. Судя по семиствольной цевнице, это может быть Эвтерпа — покровительница лирики, чьим инструментом была двойная флейта. Другие признаки указывают на то, что это Полигимния, хранившая в памяти многочисленные гимны в честь богов.
Исследователи творчества Пушкина склоняются к тому, что поэт намеренно создал ощущение тайны. Этим он показал, что его дар универсален. Талантливый человек — одновременно скульптор, художник, музыкант и певец. Действительно, поэт творил в разных жанрах, что свидетельствует о многогранности таланта. Как и в произведении Баратынского, основная тема — божественное происхождение человеческого дара.
В стихотворении используются точные рифмы, причём женские чередуются с мужскими. Размер — шестистопный ямб.
Образы и тропы
Стихотворение наполнено теплотой и светом, в нём нет и намёка на безнадежность. Лирический герой купается в любви музы, вокруг него всё поёт. Будучи ребёнком, он прилежно наигрывает «гимны важные» и «песни мирные». Главные образы:
- муза;
- малыш;
- цевница;
- природа.
Стихотворение написано возвышенным стилем, позволяющим подчеркнуть гармонию содержания и формы. Образы существуют как бы вне времени. Акцент на божественном происхождении дара прослеживается во всём произведении, а в последней строке Пушкин прямо пишет о «святом очарованье», наполняющем сердце. Средства выразительности, использованные поэтом:
- перифраз — «девы тайной»;
- эпитеты — «от милого чела», «слабыми перстами», «по звонким скважинам», «наградою случайной»;
- старославянизмы — «чело», «персты», «внимать».
Идея стихотворения в том, что высшая награда для поэта — гениальные творения, созданные им самим. Для Пушкина это знак, что на его свирели играет сама муза.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!