Краткий анализ произведения Чехова «Студент»
Глубоким философским замыслом и отсутствием сарказма поразил в своем произведении «Студент» Чехов. Анализ рассказа поможет десятиклассникам лучше подготовиться к уроку литературы и предстоящему Единому государственному экзамену. Литературный шедевр радует читателей колоритными образами и мастерским переплетением повседневной жизни с библейскими мотивами.
Оглавление:
История написания
Доподлинно неизвестно, когда именно автор создал свое произведение. Исследователи предполагают, что рассказ был опубликован сразу же после написания, то есть в 1894 г. На тот момент Антон Павлович находился в Ялте, где работал над изданием цикла «Остров Сахалин».
Чехов в письмах Алексею Суворину говорил, что в Крыму занимается написанием прозы. Литературный шедевр Антона Павловича впервые был напечатан в издании «Русские ведомости». Спустя время произведение вошло в цикл «Повести и рассказы», однако незадолго до выхода сборника в свет писатель доработал свое творение.
Исследователи творческой деятельности автора считают, что на создание «Студента» Чехова натолкнули воспоминания из детства, которое прошло в церковной лавке его отца. Кроме того, юноша пел в местном хоре при храме.
Тематика работы
В основу рассказа «Студент» положены вечные вопросы человеческого бытия. По этой причине тематика произведения получилась разнообразной:
- Религия — ключевой вопрос. Лирический герой появился на свет и вырос в семье верующих. На первый взгляд может сложиться впечатление, что он знает православные обряды и библейские каноны наизусть, регулярно посещает храм. Однако на самом ли деле этого достаточно? Например, в пасхальную неделю мужчина отправляется на охоту, а не посещает церковь, где должен молиться. Чехов считает, что Божьи заповеди следует постигать самостоятельно, а не просто читать молитвы против собственной воли.
- Радость жизни. Иван из-за различных бытовых трудностей и нищеты потерял вкус к жизни, однако сумел почувствовать его снова, когда понял, насколько важно для людей то, чем он занимается.
- Историческая память. Едва ли не главной темой произведения является связь времен. Благодаря осознанию прошлого герой нашел себя в настоящем. Иван сумел ощутить единение с Господом, став участником событий Страстной недели. Праздник воскрешения Христа автор выбрал неслучайно, ведь именно он связан с очищением человеческой души.
- Вера. Благодаря переживаниям и слезам Василисы рассказ не только приобретает драматизм, но и приводит Ивана к осознанию собственного предназначения в мире. Мужчина начинает по-настоящему верить в себя и своё призвание, что становится для него намного важнее религиозности.
Жанр, композиция и конфликт
Произведение Чехова «Студент» создано в направлении реализма. По жанровой принадлежности оно тесно переплетается с притчей и проповедью. Об этом свидетельствуют отсылки к Библии и сам сюжет.
Читателям демонстрируется поучительная история с ярко обозначенной моралью. Это является прямым признаком притчи. Кроме того, посредством пересказа сюжета из Библии Чехов учит помнить о духовной стороне жизни, а не только заботиться о материальных благах.
Структура произведения — рассказ в рассказе. В нем нет глав, оно полностью соответствует указанному жанру. Иван рассказывает слушателям притчу из Библии, образуя нечто новое в уже имеющемся художественном пространстве. В этой работе автора представлены две линии сюжета: знакомство студента со вдовами и библейская история об отречении апостола Петра.
В произведении представлена зеркальная композиционная структура: в начале и конце рассказа события совпадают. Кроме того, в тексте отсутствуют детализация и напряженный сюжет. Главная роль отводится не герою, а духовному прозрению. Композиция представлена следующим образом:
- Экспозиция — начинается с описания пейзажа, определяющего характер Ивана. В начале повествования была прекрасная погода, однако затем картина изменилась — подул холодный ветер. Главный герой, студент академии духовенства, вернулся с охоты в плохом настроении.
- Затем происходит завязка сюжета. Мужчина знакомится со вдовами Василисой и Лукерьей. Остановившись возле женщин, Иван вспоминает евангельскую историю, случившуюся в такую же ночь. Затем герой повествует собеседницам об отречении апостола Петра.
- Далее происходит развязка сюжета. Иван идет по своему пути и понимает, что рассказанная история, случившаяся много веков назад, имеет к его жизни прямое отношение.
- Кульминация. В этой части сюжетные линии сплетаются воедино. К герою приходит озарение, он отправляется домой с полным переосмыслением своей жизни.
Проблематика рассказа
Следует отметить, что не менее насыщенной выглядит проблематика чеховского «Студента». Автор рассматривает в произведении различные проблемы:
- Уныние. Любой человек расстраивается и переживает, когда не может найти в жизни свое место. Молодые люди, не имеющие терпения для достижения поставленных целей, в особенности подвергаются этому.
- Отчаяние тесно связано с предыдущей проблемой. Главный герой теряет надежду на изменения в лучшую сторону. Он даже не хочет возвращаться домой.
- Бедность — еще одна важная проблема. Повествование начинается с того, что Иван переживает по поводу собственного материального положения. Отец героя тяжело болеет, мать взвалила на себя хозяйство. Именно поэтому охота для молодого мужчины — не отдых, а нужда.
- Малодушие. Апостол Петр, казавшийся всем трусом, не был таковым для героя. Иван будто вынырнул из собственных размышлений, происходящих в предыдущих событиях, и стал понимать ценность бытия. В итоге библейский текст он переосмыслил, а евангельский персонаж показался ему обычным человеком, не сумевшим побороть собственный страх.
- Чрезмерная неуверенность в себе. Главный герой не верил в свои силы, не видел ценности в том, что он делает. Однако проповедь вдовам открыла в нем необходимость душевного призвания.
Таким образом, Чехов в своем литературном произведении затронул несколько нравственных и социальных проблем о понимании бытия и ценности жизни.
Действующие лица
В рассказе Чехова всего несколько героев. Краткая характеристика поможет ближе познакомиться с каждым из них:
- Иван Великопольский — главный персонаж, студент академии духовенства, вырос в религиозной семье. Вместе с родителями живет очень бедно, не верит в перемены к лучшему, впадает в отчаяние. Бесприютность и дискомфорт молодого мужчины отражает в рассказе холодный ветер. Во время знакомства с вдовами он пребывает в дурном настроении. Перед женщинами оправдывается, что по воле сердца держит пост, хотя на самом деле у него нет денег на еду. Для него Евангелие — обычный текст, который необходимо знать наизусть. Но после встречи с Василисой и ее дочерью он осознает собственное призвание и нужность в этом мире.
- Василиса и Лукерья — малограмотные женщины, слезы которых заставляют главного героя посмотреть на мир по-новому. Хоть вдовы ничего не понимают в тексте Библии, они сумели прочувствовать его на уровне ощущений.
Краткое содержание
Чехов в «Студенте» затронул много тем и проблем, развернул несколько линий сюжета, выстроил обширную композицию. Однако для лучшего понимания произведения важно познакомиться с его кратким содержанием.
В тихом и уютном осеннем лесу изредка доносились крики дрозда. Неожиданно раздался выстрел — Иван охотился на птиц.
С наступлением ночи похолодало, герой сильно замерз. Возвращаясь домой, Великопольский брел через луг. Во всем селе было мрачно, лишь в огородах вдов у реки горел огонь.
Внезапно молодой человек вспомнил, что перед уходом на охоту мать занималась чисткой самовара, а отец сильно кашлял, лежа на печи. Иван был голоден, ведь в Страстную пятницу было не принято готовить. Он размышлял по поводу того, что всегда в это время дует тот же холодный ветер, а люди вынуждены жить в бедности.
Освещенные пламенем огороды содержали местные вдовы — мать и дочка. На участке горел костер, старуха Василиса смотрела на огонь, я Лукерья мыла посуду. Иван поздоровался с женщинами и стал рассказывать им собственное видение взаимосвязи эпох. Затем студент перешел к повествованию о жизни отрекшегося от Христа Петра. Собеседницы заплакали.
Великопольский пошел дальше. Мужчину поразила реакция вдов. Ему казалось, что они отнеслись к его рассказу так, будто сами имели отношение к этой истории. Однако пожилая женщина плакала из-за того, что ей была небезразлична судьба апостола. Иван вдруг осознал, что прошлое непрерывно связано с будущим.
Во время переправы на пароме студент стал любоваться багровым закатом. Он понял, что вокруг всегда было так красиво, именно в этом и заключается счастье человека. Мужчина осознал, что он молод и счастлив, ему всего 22, жизнь его имеет огромный смысл.
Произведение «Студент» было самой любимой работой Чехова. События рассказа разворачиваются вокруг молодого мужчины, который размышляет о правильности своего жизненного пути.
Школьная программа предусматривает изучение литературного шедевра в десятом классе, однако многие читают его для общего развития.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!