Краткий анализ стихотворения «За гремучую доблесть грядущих веков»
Тридцатые годы прошлого века были крайне тяжелы как для страны, так и для ее творческой элиты. Литературные деятели, высказывавшие в своих произведениях правду о советской власти и сталинском режиме, подвергались гонениями и репрессиям. Среди них был и Осип Эмильевич Мандельштам. Анализ стихотворения «За гремучую доблесть грядущих веков» этого выдающегося поэта еврейского происхождения позволит ярко представить Россию того времени.
Оглавление:
Немного об авторе
Осип Эмильевич Мандельштам (1891—1938) — русский литературный деятель, поэт, переводчик. Будучи к началу революционных событий в стране уже состоявшимся и признанным автором, писатель тяжело воспринял новую систему государства и цензуру печати. Чужда Осипу Эмильевичу была и сама идеология советской власти.
Оказавшись среди ярых противников режима, поэт подвергался гонения и арестам, был сослан по этапу на Дальний Восток.
В 1933 году Мандельштам написал произведение «Мы живем, под собою не чуя страны», откровенно направленное против сталинизма. Борис Пастернак, один из выдающихся поэтов-современников автора, считал, что этим поступком Осип Эмильевич собственноручно подписал себе смертный приговор.
Соратник писателя оказался прав. Тем не менее на делах о преследовании Мандельштама длительное время стояла резолюция вождя, в которой фигурировало слово «сохранить», что означало не убивать.
История создания
Предпосылкой для написания стихотворения послужил государственный переворот в России. Тридцатые годы XX века, когда произведение увидело свет, ознаменовались сталинскими репрессиями и сковыванием свободы творческого человека цензурой. Деятели литературы не могли больше излагать свои идеи, опасаясь кары силовых структур. Осип Мандельштам тяжело воспринял произошедшие события и изменения в стране. Не боясь последствий, он выражал свои мысли в стихах.
Не приняв краха патриархальной России и того, что стало с государством, поэт пишет стихотворение о наступивших переменах, где людей он сравнивает с волками, чуждыми друг другу, а двадцатый век — с волкодавом, подразумевая, что разобщение народа и многочисленные расстрелы за малейшую антигосударственную провинность в итоге приведут его к гибели. Автор видит фатальность происходящего, поэтому его уже не волнует собственная судьба.
Недовольство переменами кипело в сердце Мандельштама всю жизнь и не могло стихнуть до самого ее конца.
Средства выразительности
Осип Мандельштам искусно использует в произведении литературные приемы. Из традиционных методов отображения авторского замысла поэт прибегает к:
- определенному размеру стихосложения (анапесту);
- композиции;
- рифме.
Стих написан в жанре лирики. Структура произведения включает в себя четыре катрена. Стихотворение написано с применением перекрестной рифмовки. Таким способом писатель добивается определенного призывного звучания строк. Простота восприятия указывает на то, что стих мог быть адресован народу.
Для усиления выразительности и идейного посыла автор прибегает к использованию литературных троп. Осип Эмильевич мастерски внедрил в текст:
- эпитеты: «гремучую доблесть», «высокое племя», «жаркой шубы», «хлипкой грязцы», «голубые песцы», «первобытной красе»;
- метафоры: «сияли голубые песцы», «на плечи кидается век-волкодав»;
- гипербола: «и сосна до звезды достает»;
- метонимия: «жаркой шубы сибирских степей».
При помощи аллитерации (звонких согласных «р», «д», «б») в первой строфе создается возвышенный образ светлого будущего, которое сменит советский режим. Во втором четверостишии благодаря преобладанию глухих звуков («к», «п», «ш») словно ощущается нехватка воздуха от сковывающей свободу и держащей в страхе существующей эпохи. Окрестил ее Мандельштам «веком-волкодавом», каждый представитель которого будет относиться к другому подобно волку, предавать, писать доносы.
Проникновенно и ужасающе автор указывает в произведении на сталинские репрессии: «чтоб не видеть кровавых кровей в колесе». Намеренная тавтология поэта как нельзя остра в этих строках.
Идейное содержание
Противостояние поэта «веку-волкодаву» имело место не только в тексте его стихов, но и в реальной жизни. Писатель не скрывал истинного отношения к сталинизму и погиб в ужасных условиях лагерной ссылки, оставаясь преданным своим идеалам. Говоря в тексте произведения о «голубых песцах», «первозданной красе», «жаркой шубе» и «Енисее», писатель подразумевает Сибирскую целину с ее девственной природой, далекую от столичного террора. В образе нетронутых русских территорий автор видит надежду на новую жизнь и противопоставляет отдалённые красоты России кровавым Москве и Петербургу.
Метафорой «мне на плечи кидается век-волкодав» Мандельштам показывает отражение реалий своего времени. О себе в одном из произведений Осип Эмильевич писал: «Я вскормлен молоком классической Паллады и, кроме молока, мне ничего не надо». Эти строки полно отражают творческое кредо поэта и объясняют его верность литературным традициям прошлого.
Голос писателя в искусстве не замолкает спустя десятилетия. На основе стихов поэта создаются музыкальные произведения для инструментального состава, где участвует и женский хор.
Таким образом, анализ «За гремучую доблесть» Мандельштама глубоко отражает отношение классика к тяготам советской эпохи и судьбе её поколения. В образной форме автор показал всю трагичность 1930-х годов в России.
Несколько похожий смысл можно найти в стихотворении «Упал снаряд, и свершилось чудо» Анатолия Жигулина, где поэт подобно Мандельштаму видит спасение от ужаса военной реальности только в смерти.
Точно так же принятие политики Сталина было сравнимо для Осипа Эмильевича с гибелью.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!