Не хватает времени написать работу?

Доверьте это профессионалам.

Узнать стоимость

Анализ и содержание произведения Аркадия Аверченко «Вечером»

Один из примеров раннего творчества Аркадия Тимофеевича Аверченко — произведение «Вечером». Анализ рассказа школьники проводят в 7 классе во время изучения биографии русского писателя и драматурга. Наполненные добрым юмором строки отображают взаимоотношение двух миров — взрослого и детского. Несмотря на разный жизненный опыт, герои смогли достичь взаимопонимания.

Оглавление:

Рассказы Аркадия Тимофеевича Аверченко

История написания

Аркадий Аверченко (1880−1925) — русский писатель и драматург, наиболее известный своими повестями и юмористическими рассказами. Большую часть произведений он посвятил детям, раскрывая тему взаимоотношений старшего и младшего поколения. Автор подчеркивал, что детская душа многогранна. При этом все ребята любят копировать поведение окружающих их взрослых. Его произведения в первую очередь были адресованы родителям, бабушкам, дедушкам, воспитателям. В мягкой юмористической форме они описывали примеры внимательного и бережного отношения к детям.

Аркадий Аверченко

Рассказ «Вечером» Аркадий Тимофеевич посвятил своей голубоглазой племяннице Лиде Терентьевой. Автор написал его в 1909 г. и в этом же году опубликовал в литературном журнале «Сатирикон» (№ 7). В 1916 г. Аверченко включил его в свой сборник «О маленьких — для больших. Рассказы о детях». В предисловии к книге он написал, что его истории адресованы тем, кто искренне любит детей.

Другие известные произведения автора, которые заслужили положительные рецензии — «Золотой век», «Хлебушко», «Ложь», «Жена», «О шпаргалке», «Уменье жить». По мотивам произведений писались сценарии для пьес, которые театральные специалисты ставили в «Литейном театре», «Кривом зеркале», «Летучей мыши».

Персонажи и суть произведения

Перед знакомством с кратким содержанием Аверченко «Вечером» следует рассмотреть главных героев произведения. Несмотря на свою непохожесть, они легко находят общий язык. Помогает в этом мудрость взрослого и непосредственность детского поколения. В произведении фигурируют два собирательных целостных образа:

Дядя читает книгу племяннице

  1. Младшее поколение. Воплощено в Лидочке — племяннице автора. В ней заключена детская непосредственность, обаяние и легкость.
  2. Старшее поколение. Его представляет дядя девочки — серьезный и рациональный человек. С Лидой он старается разговаривать на равных, восхищаясь тем, как она познает мир.

Сюжетная композиция рассказа построена на событиях обычного вечера, когда дядя увлеченно читает книгу об истории французской революции. В какой-то момент его покой нарушает приход маленькой племянницы. Она пытается привлечь внимание взрослого топаньем ножек, старается сдвинуть стул, на котором сидит дядя, подкладывает ему игрушку. Девочка спрашивает о причинах занятости мужчины, задает ему много непонятных вопросов. Терпеливый дядя рассказывает о том, что читает в свободное время. Услышав ответ, Лида не желает уходить и настаивает на том, чтобы дядя выслушал рассказанную ею сказку.

Надеясь поскорее избавиться от внимания ребенка, дядя соглашается. Однако как только девочка начинает рассказывать сказку о Красной Шапочке, он спрашивает о том, где жила волшебная героиня, кому принадлежало лесное пространство. Девочка теряется от такого напора взрослого и расстраивается от того, что ее выступление не удалось. Понимая, что отношение к ребенку было непростительно жестким, дядя рассказывает девочке юмористическую историю. Она с восторгом убегает, и мужчина вновь планирует заняться книгой.

Однако девочка успевает соскучиться и снова возвращается, требуя, чтобы дядя услышал ее новую историю. Она очень напоминает ту, которую только что рассказал дядя. Однако Лидочка не желает признаваться в переделке дядюшкиного произведения и просит показать картинки в журнале. Среди изображений она никак не может найти подходящую для дяди невесту и снова огорчается.

Рассказчик опять берет в руки книгу. Обернувшись, он видит такую картину: Лида уже забыла про свою печаль и с удивлением изучает ключ в своих руках.

Тема, композиция и жанр

В произведении раскрыта тема взаимоотношения взрослых и детей, которая является актуальной для каждой эпохи. Взрослые отдают предпочтение реальности, а дети — безграничному воображению. Так было всегда, и ничего не изменится с течением времени. Отвечая на вопросы ребенка мудреными, не детскими словами, дядя открывает племяннице мир явлений и понятий, которые ей только предстоит узнать. Это развивает и готовит к восприятию новых реалий.

Дядя в произведении намеренно представлен серьезным и даже несколько жестким. Он давно забыл, как в детстве интересовался миром с такой же непосредственностью. Появление девочки не входит в его планы хорошо отдохнуть за чтением книги, поэтому он разговаривает нарочито строго и пытается скорее вернуться к прерванному занятию. Однако затем принимает правила игры и рассказывает выдуманную историю о том, как ребенок вместо яблока съел лягушку. Оказывается, жизнь становится намного интереснее и многограннее, если иногда смотреть на нее глазами малыша.

Общение дяди и племянницы

Автор предупреждает взрослых о том, что иногда нужно снимать маску надменности, серьезности, озабоченности делами. В этом случае они научатся понимать детей и общаться с ними на равных. Взаимопонимание возможно тогда, когда можно поставить себя на место собеседника, понять его цели и интересы. При этом неважно, кто выступает в качестве оппонента — ребенок или другой взрослый с иным опытом, складом ума, социальным положением.

Композиция произведения построена по принципу противостояния мира взрослых и детей (антитезы). Используя композиционное отражение, при котором племянница повторяет действия дяди, автор показывает желание малышей полностью подражать старшим. Воспринимая каждый нюанс в поведении близких людей, они меняют стиль разговора, по-иному проявляют эмоции. Рассказ включает такие части:

  • завязка — посещение маленькой племянницей кабинета дяди;
  • развитие событий — общение с Лидой;
  • кульминация — плач девочки из-за того, что она не может найти дяде невесту;
  • завязка — готовность ребенка сделать новые открытия.

Произведение написано в жанре рассказа, о чем свидетельствуют такие признаки: краткость, небольшое количество персонажей, одна сюжетная линия. Оно относится к направлению реализм: действительность описана автором правдиво, его герои живут обычной жизнью.

Краткий разбор

Произведение посвящено не только взаимоотношению Лиды и ее дяди. Оно затрагивает вопрос детского неординарного мышления, которое не оглядывается на общественное мнение и установленные стандарты. По этой причине по детству скучают все взрослые, в том числе автор. Анализ рассказа Аверченко «Вечером» для подготовки к написанию сочинения или уроку литературы следует выполнить по такому плану:

Пишет план пересказа

  1. Год написания. 1909 г.
  2. История создания. Рассказ посвящен племяннице автора — Лидии Терентьевой.
  3. Тема произведения. Взаимоотношение детей и взрослых, описанное на примере дяди и его племянницы.
  4. Жанр. Рассказ.
  5. Композиция. Антитеза и композиционное отражение.
  6. Направление. Реализм.
  7. Чему учит. Лучше и полезнее разговаривать с детьми, как со взрослыми, а не сюсюкать.

Рассказ Аркадия Тимофеевича пропитан любовью и добром. Несмотря на возникшие разногласия видно, что родные люди любят друг друга. Общение одинаково полезно представителю старшего и молодого поколения. Автор становится мягче, возвращается в детство. Его племянница делает новые открытия, постепенно взрослеет и становится умнее.

Не успеваете написать работу?

Заполните форму и узнайте стоимость

Контактные данные - строго конфиденциальны!

* Нажимая на кнопку, вы даёте согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Подтверждение

Ваша заявка принята.

Ей присвоен номер 0000.
Просьба при ответах не изменять тему письма и присвоенный заявке номер.
В ближайшее время мы свяжемся с Вами.

Ошибка оформления заказа

Кажется вы неправильно указали свой EMAIL, без которого мы не сможем ответить вам.
Пожалуйста проверте заполнение формы и при необходимости скорректируйте данные.

Популярные статьи

Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!

Оставить комментарий