Краткий анализ стихотворения Гумилева «Шестое чувство»
«Что делать нам с бессмертными стихами?» — такой парадоксальный вопрос задал читателю в 1920 году выдающийся русский поэт Серебряного века Николай Гумилев в стихотворении «Шестое чувство». Анализ текста произведения не даёт однозначного ответа, но наводит на размышления об истинном смысле жизни человека и о роли прекрасного в воспитании и формировании мировоззрения личности.
Оглавление:
«Что делать нам с бессмертными стихами?» — такой парадоксальный вопрос задал читателю в 1920 году выдающийся русский поэт Серебряного века Николай Гумилев в стихотворении «Шестое чувство». Анализ текста произведения не даёт однозначного ответа, но наводит на размышления об истинном смысле жизни человека и о роли прекрасного в воспитании и формировании мировоззрения личности.
Основные биографические сведения
Николай Степанович Гумилёв (1886−1921) родился в Кронштадте, в семье военного врача. Петербург, Тифлис, Царское село — родители часто переезжали, а Николай переходил из одной гимназии в другую, что отбивало интерес к учёбе, зато поощряло увлечение поэзией и мечтами о дальних странствиях и смелых подвигах. Слабому мальчишке достался удивительно стойкий, дерзкий и мужественный характер.
Ему повезло, что директором Царскосельской гимназии в первом десятилетии ХХ века был И. Анненский, поэт, который смог оценить потенциал дарования своего нерадивого ученика и помочь ему окончить курс и получить аттестат в 1906 году. Кстати, первая книга стихов «Путь конквистадоров» вышла годом ранее. После гимназии Гумилёв продолжил обучение в Париже, изучал язык и французскую литературу, но любовь к поэтическому творчеству и тяга к путешествиям взяли верх, и Николай забросил учёбу в Сорбонне.
Молодой поэт посвятил всё своё время работе, участию в литературных кружках и изданиях, а также посетил некоторые страны Востока и Африки, о которых мечтал с самого детства.
С 1908 года он продолжил деятельность в России, был сотрудником журнала «Аполлон» и общества «Академия стиха», в 1910 году женился на Анне Ахматовой, а в 1911-м вместе с супругой создал новое творческое объединение «Цех поэтов» и новое литературное течение — акмеизм.
Четыре года (1914−1918) Гумилёв провёл, отважно сражаясь добровольцем на фронтах Первой мировой войны, этот период его творчества посвящён в основном военной тематике. После возвращения с фронта последовал развод с первой женой и заключение брака с Анной Энгельгардт. Гумилёв много писал, работал в Институте истории искусств, в Союзе поэтов и в издательстве «Всемирная литература». Однако в 1921 году был арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности и приговорён к расстрелу.
После этого имя поэта было на время вычеркнуто из истории русской словесности, его книги не издавались, его творчество было знакомо лишь незначительному кругу специалистов. В чём заключалась роль Гумилёва в организации антисоветского заговора, доподлинно неизвестно, поэтому спустя семьдесят лет он был полностью реабилитирован, а его прекрасная поэзия вернулась к широкому кругу читателей.
Философская лирика акмеиста
Главным направлением в литературе начала прошлого века в России был символизм — поэзия сложных форм, печальных настроений, таинственных мистических образов игры воображения, далёких от реалий жизни. Акмеизм (от греч. akme — вершина расцвета) был провозглашён как противоположное направление, утверждающее ценность и красоту материального мира, подлинных чувств и ясных земных образов.
Точнее всего эту концепцию передал один из идеологов нового объединения С. Городецкий: «У акмеистов роза опять стала хороша сама по себе, своими лепестками, запахом и цветом, а не своими мыслимыми подобиями с мистической любовью или чем-нибудь ещё». Помимо Гумилёва, к лучшим лирикам акмеизма относятся такие редкие и разные таланты, как Анна Ахматова и Осип Мандельштам.
Несмотря на то что движение акмеистов не стало массовым, оно имело большое значение для будущего развития русского поэтического слова, вернуло стихам ясность мысли, строгость формы и поиск высших духовных ценностей в гармонии с окружающим миром и историей народов.
Стих «6 чувство» Гумилев написал в 1920 году, в эпоху суровых испытаний революционного изменения государственного устройства, утверждения нового миропорядка. В нём ярко раскрываются основополагающие принципы акмеизма: подлинность чувств, радость бытия, ощущение связи с первобытно-природным началом, а также конкретность в описании образов, внимание к деталям и чётко выстроенная композиция.
Произведение вошло в последний и лучший сборник поэзии автора «Огненный столп», изданный в год его трагической смерти — в 1921-м. Книга раскрывает внимательному читателю целостность мировоззрения повзрослевшего, многое повидавшего, мужественного человека, в которого сложно не влюбиться, ведь он не позволяет боли и разочарованиям взять верх над ощущением красоты и осмысленности бытия.
Раскрытие темы в композиции
Разбор стихотворения Гумилева «6 чувство» показывает, что темой размышления лирического героя является напряжённый поиск значения нематериальных прекрасных вещей в жизни человека, осмысление подлинного божественного предназначения каждой судьбы. Текст разбит на шесть четверостиший, и главная идея развивается в нём по следующему плану:
- первая строфа признаёт красоту земных радостей в жизни, связанных с удовлетворением основных земных потребностей, базовых инстинктов выживания и продолжения рода — «прекрасно в нас влюблённое вино и добрый хлеб»;
- на антитезе строится вторая часть, описывающая гораздо более прекрасные вещи, парадоксально словно бы не имеющие практического значения для жизнедеятельности индивидуума;
- следующее четверостишие поясняет, что высшая красота, как другое измерение, зримо присутствует рядом, что она желанна, но остаётся как бы невостребованной и неприменимой, поскольку её невозможно присвоить;
- четвёртая строфа даёт сравнение этого ощущения беспомощности с образом ребёнка, который «не знает о любви», но подсознательно чувствует, что это скоро станет важнейшим стремлением его души;
- пятое четверостишие почти шокирует, ссылаясь вдруг на доисторическую «тварь скользкую», у которой должны появиться крылья, — это резко меняет масштаб, наводя на мысль о бесконечно длинном пройденном пути эволюции от первобытного состояния до того самого «мальчика», до предчувствия близости перехода на следующую ступень;
- очень важна завершающая часть, в ней — уверенность в том, что развитие происходит по воле Господней, идея того, что божественный замысел посылает нам испытания отнюдь не случайно, а преодоление проблем ведёт к эволюционным переменам в состоянии человечества, которое должно «повзрослеть» и понять, «что делать с розовой зарёй».
«Шестое чувство» очаровывает глубиной проникновения в суть человеческой природы, спокойной силой веры в победу светлого начала, прекрасных эмоций, творческого полёта души вопреки сложным жизненным обстоятельствам.
Удивительно, что в суровое время революционной эпохи Николай Гумилёв оказался способен на создание такого мудрого и жизнерадостного произведения, хотя его общественная позиция явно отличалась от общепринятой. Вероятно, именно такой взгляд на вещи позволил поэту жить и успешно работать в новых, внутренне неприемлемых для него условиях.
Художественные особенности языка
Анализируя применённые в тексте приёмы поэтической выразительности, легко определить, что «Шестое чувство» Гумилёва написано пятистопным ямбом, двусложным размером с ударением на второй слог. Автор использует перекрёстную рифму (А-В-А-В) с чередованием мужских и женских концовок, то есть ударного и безударного слога в конце строки. Кроме того, в произведении можно выделить следующие литературные тропы:
- эпитеты — красочные определения («таинственное» желание, «холодеющие» небеса, «бессмертные» стихи);
- метафоры — употребления слов в переносном значении («под скальпелем природы и искусства»);
- фразеологизм — устойчивое словосочетание метафорического свойства («ломаем руки»);
- синекдохи — применение единственного числа для обозначения множественного явления («добрый хлеб, что в печь для нас садится», «мгновение бежит неудержимо»);
- сравнения — явление, описанное в шестой строфе, сравнивается с другими в четвёртой и пятой строфах;
- ряды однородных членов, усиливающие экспрессию («ни съесть, ни выпить, ни поцеловать»).
Из таких привычных приёмов возникает любимое многими волшебство поэзии Николая Гумилёва, всегда красочное, гордо приподнятое, отмеченное стройностью ритма и искренностью чувства. Сегодня, спустя сто лет после смерти поэта, интерес к его творчеству не угасает, потому что в своих стихах он предстаёт сильной, цельной личностью, выбравшей для себя яркую судьбу служения Родине в непростые, жестокие времена.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!