Не хватает времени написать работу?

Доверьте это профессионалам.

Узнать стоимость

Краткий анализ стихотворения Гумилева «Шестое чувство»

«Что делать нам с бессмертными стихами?» — такой парадоксальный вопрос задал читателю в 1920 году выдающийся русский поэт Серебряного века Николай Гумилев в стихотворении «Шестое чувство». Анализ текста произведения не даёт однозначного ответа, но наводит на размышления об истинном смысле жизни человека и о роли прекрасного в воспитании и формировании мировоззрения личности.

Оглавление:

«Что делать нам с бессмертными стихами?» — такой парадоксальный вопрос задал читателю в 1920 году выдающийся русский поэт Серебряного века Николай Гумилев в стихотворении «Шестое чувство». Анализ текста произведения не даёт однозначного ответа, но наводит на размышления об истинном смысле жизни человека и о роли прекрасного в воспитании и формировании мировоззрения личности.

Стихотворение Гумилева «Шестое чувство»

Основные биографические сведения

Николай Степанович Гумилёв (1886−1921) родился в Кронштадте, в семье военного врача. Петербург, Тифлис, Царское село — родители часто переезжали, а Николай переходил из одной гимназии в другую, что отбивало интерес к учёбе, зато поощряло увлечение поэзией и мечтами о дальних странствиях и смелых подвигах. Слабому мальчишке достался удивительно стойкий, дерзкий и мужественный характер.

Ему повезло, что директором Царскосельской гимназии в первом десятилетии ХХ века был И. Анненский, поэт, который смог оценить потенциал дарования своего нерадивого ученика и помочь ему окончить курс и получить аттестат в 1906 году. Кстати, первая книга стихов «Путь конквистадоров» вышла годом ранее. После гимназии Гумилёв продолжил обучение в Париже, изучал язык и французскую литературу, но любовь к поэтическому творчеству и тяга к путешествиям взяли верх, и Николай забросил учёбу в Сорбонне.

Молодой поэт посвятил всё своё время работе, участию в литературных кружках и изданиях, а также посетил некоторые страны Востока и Африки, о которых мечтал с самого детства.

С 1908 года он продолжил деятельность в России, был сотрудником журнала «Аполлон» и общества «Академия стиха», в 1910 году женился на Анне Ахматовой, а в 1911-м вместе с супругой создал новое творческое объединение «Цех поэтов» и новое литературное течение — акмеизм.

Гумилев сражался на фронте

Четыре года (1914−1918) Гумилёв провёл, отважно сражаясь добровольцем на фронтах Первой мировой войны, этот период его творчества посвящён в основном военной тематике. После возвращения с фронта последовал развод с первой женой и заключение брака с Анной Энгельгардт. Гумилёв много писал, работал в Институте истории искусств, в Союзе поэтов и в издательстве «Всемирная литература». Однако в 1921 году был арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности и приговорён к расстрелу.

После этого имя поэта было на время вычеркнуто из истории русской словесности, его книги не издавались, его творчество было знакомо лишь незначительному кругу специалистов. В чём заключалась роль Гумилёва в организации антисоветского заговора, доподлинно неизвестно, поэтому спустя семьдесят лет он был полностью реабилитирован, а его прекрасная поэзия вернулась к широкому кругу читателей.

Философская лирика акмеиста

Главным направлением в литературе начала прошлого века в России был символизм — поэзия сложных форм, печальных настроений, таинственных мистических образов игры воображения, далёких от реалий жизни. Акмеизм (от греч. akme — вершина расцвета) был провозглашён как противоположное направление, утверждающее ценность и красоту материального мира, подлинных чувств и ясных земных образов.

С. Городецкий и Гумилев

Точнее всего эту концепцию передал один из идеологов нового объединения С. Городецкий: «У акмеистов роза опять стала хороша сама по себе, своими лепестками, запахом и цветом, а не своими мыслимыми подобиями с мистической любовью или чем-нибудь ещё». Помимо Гумилёва, к лучшим лирикам акмеизма относятся такие редкие и разные таланты, как Анна Ахматова и Осип Мандельштам.

Несмотря на то что движение акмеистов не стало массовым, оно имело большое значение для будущего развития русского поэтического слова, вернуло стихам ясность мысли, строгость формы и поиск высших духовных ценностей в гармонии с окружающим миром и историей народов.

Стих «6 чувство» Гумилев написал в 1920 году, в эпоху суровых испытаний революционного изменения государственного устройства, утверждения нового миропорядка. В нём ярко раскрываются основополагающие принципы акмеизма: подлинность чувств, радость бытия, ощущение связи с первобытно-природным началом, а также конкретность в описании образов, внимание к деталям и чётко выстроенная композиция.

Произведение вошло в последний и лучший сборник поэзии автора «Огненный столп», изданный в год его трагической смерти — в 1921-м. Книга раскрывает внимательному читателю целостность мировоззрения повзрослевшего, многое повидавшего, мужественного человека, в которого сложно не влюбиться, ведь он не позволяет боли и разочарованиям взять верх над ощущением красоты и осмысленности бытия.

Раскрытие темы в композиции

Разбор стихотворения Гумилева «6 чувство» показывает, что темой размышления лирического героя является напряжённый поиск значения нематериальных прекрасных вещей в жизни человека, осмысление подлинного божественного предназначения каждой судьбы. Текст разбит на шесть четверостиший, и главная идея развивается в нём по следующему плану:

Высшая красота, как другое измерение

  • первая строфа признаёт красоту земных радостей в жизни, связанных с удовлетворением основных земных потребностей, базовых инстинктов выживания и продолжения рода — «прекрасно в нас влюблённое вино и добрый хлеб»;
  • на антитезе строится вторая часть, описывающая гораздо более прекрасные вещи, парадоксально словно бы не имеющие практического значения для жизнедеятельности индивидуума;
  • следующее четверостишие поясняет, что высшая красота, как другое измерение, зримо присутствует рядом, что она желанна, но остаётся как бы невостребованной и неприменимой, поскольку её невозможно присвоить;
  • четвёртая строфа даёт сравнение этого ощущения беспомощности с образом ребёнка, который «не знает о любви», но подсознательно чувствует, что это скоро станет важнейшим стремлением его души;
  • пятое четверостишие почти шокирует, ссылаясь вдруг на доисторическую «тварь скользкую», у которой должны появиться крылья, — это резко меняет масштаб, наводя на мысль о бесконечно длинном пройденном пути эволюции от первобытного состояния до того самого «мальчика», до предчувствия близости перехода на следующую ступень;
  • очень важна завершающая часть, в ней — уверенность в том, что развитие происходит по воле Господней, идея того, что божественный замысел посылает нам испытания отнюдь не случайно, а преодоление проблем ведёт к эволюционным переменам в состоянии человечества, которое должно «повзрослеть» и понять, «что делать с розовой зарёй».

«Шестое чувство» очаровывает глубиной проникновения в суть человеческой природы, спокойной силой веры в победу светлого начала, прекрасных эмоций, творческого полёта души вопреки сложным жизненным обстоятельствам.

Удивительно, что в суровое время революционной эпохи Николай Гумилёв оказался способен на создание такого мудрого и жизнерадостного произведения, хотя его общественная позиция явно отличалась от общепринятой. Вероятно, именно такой взгляд на вещи позволил поэту жить и успешно работать в новых, внутренне неприемлемых для него условиях.

Художественные особенности языка

Читает стих «Шестое чувство»

Анализируя применённые в тексте приёмы поэтической выразительности, легко определить, что «Шестое чувство» Гумилёва написано пятистопным ямбом, двусложным размером с ударением на второй слог. Автор использует перекрёстную рифму (А-В-А-В) с чередованием мужских и женских концовок, то есть ударного и безударного слога в конце строки. Кроме того, в произведении можно выделить следующие литературные тропы:

  • эпитеты — красочные определения («таинственное» желание, «холодеющие» небеса, «бессмертные» стихи);
  • метафоры — употребления слов в переносном значении («под скальпелем природы и искусства»);
  • фразеологизм — устойчивое словосочетание метафорического свойства («ломаем руки»);
  • синекдохи — применение единственного числа для обозначения множественного явления («добрый хлеб, что в печь для нас садится», «мгновение бежит неудержимо»);
  • сравнения — явление, описанное в шестой строфе, сравнивается с другими в четвёртой и пятой строфах;
  • ряды однородных членов, усиливающие экспрессию («ни съесть, ни выпить, ни поцеловать»).

«Шестое чувство» Гумилёва

Из таких привычных приёмов возникает любимое многими волшебство поэзии Николая Гумилёва, всегда красочное, гордо приподнятое, отмеченное стройностью ритма и искренностью чувства. Сегодня, спустя сто лет после смерти поэта, интерес к его творчеству не угасает, потому что в своих стихах он предстаёт сильной, цельной личностью, выбравшей для себя яркую судьбу служения Родине в непростые, жестокие времена.

Не успеваете написать работу?

Заполните форму и узнайте стоимость

Контактные данные - строго конфиденциальны!

* Нажимая на кнопку, вы даёте согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Подтверждение

Ваша заявка принята.

Ей присвоен номер 0000.
Просьба при ответах не изменять тему письма и присвоенный заявке номер.
В ближайшее время мы свяжемся с Вами.

Ошибка оформления заказа

Кажется вы неправильно указали свой EMAIL, без которого мы не сможем ответить вам.
Пожалуйста проверте заполнение формы и при необходимости скорректируйте данные.

Популярные статьи

Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!

Оставить комментарий