Читательский дневник по рассказу В. Бианки «Аришка-трусишка»
Произведения В. Бианки используются в дошкольных учреждениях и начальных классах для воспитания у детей бережного отношения к природе, умения слушать и слышать её. Но у писателя есть небольшие рассказы, которые раскрывают и этические моменты жизни. Например, «Аришка-Трусишка». Для читательского дневника это произведение можно использовать, чтобы учить младших школьников понимать мир природы и оценивать моральную сторону поступков.
Оглавление:
Сведения о книге
В настоящее время положение с формированием у ребёнка читательских навыков ухудшается. Одна из проблем — неумение школьников эффективно находить знания, ориентироваться в потоке информации о литературных произведениях. В этом помогут данные о конкретном тексте:
- Автор: Виталий Валентинович Бианки.
- Название: «Аришка-Трусишка».
- Жанр: рассказ.
- Год написания: 1950 (в 1952 году были внесены изменения).
Персонажи произведения
Действующих лиц в рассказе немного.
Это колхозники, которые живут и работают рядом с девочкой и её мамой, и животные — герои многих историй писателя. Главные в этом рассказе:
- Аришка — девочка, которая всего боялась, за что её называли Трусишкой.
- Федора — мать Арины, любящая и заботливая.
- медвежонок — очень маленький, в первую встречу испугался девочки.
Незнакомые слова
Следует обратить внимание школьников на использование фразеологического оборота «сердце оборвалось» — «человек неожиданно испугался». Кроме того, многие слова, использованные в тексте, современным юным читателям будут непонятны, ведь произведение было создано в середине прошлого века.
Лучший вариант для объяснения таких слов — иллюстрации.
Например:
- крынка — высокий сосуд из глины для молока;
- чулан — помещение в доме, кладовая;
- лукошко — небольшая корзина для сбора ягода и грибов;
- погреб — холодное помещение под полом для хранения продуктов;
- колхоз — коллективное хозяйство (историческое слово);
- колхозники — люди, которые вместе трудились в колхозе и вместе делили заработанное.
Текст в сокращении
Работала в колхозе женщина по имени Федора, а у неё подрастала дочка Арина. Все звали девочку Аришка-Трусишка. Она от мамы ни на шаг не отходила. И работать не давала, и от неё помощи никакой не было.
Попросит мать воды принести, Аришка губы надует и говорит, что боится идти на пруд — там лягушки «прыгучие». Приходится Федоре самой и воду таскать, и стирать. Скажет она дочери, чтобы та бельё на чердаке повесила сушиться, а Аришка не идёт и ворчит, что паук «ползучий» её напугает. И снова мать сама лезет бельё развешивать.
Даже крынку молока из чулана принести у Аришки-Трусишки не допроситься, потому что там мыши «хвостатые», их девочка тоже боится.
Однажды летом колхозники убирали сено на лугу у большого леса. Аришка маме работать мешала, за юбку держалась. В колхозе все знали, что дочурка у Федоры — главная сластёна, к ягодам всегда липнет. Вот мать и придумала, как дочку отвлечь. Сказала, что в лесу на опушке много сладкой малины, можно целое лукошко набрать. Показала девочке полянку и велела далеко в лес не уходить, потому что там могут быть дикие звери.
Работала Федора спокойно, никто ей не мешал. В обед собралась она за дочкой в лес, а та уже сама навстречу идёт. И ягод набрала, и сама вся в малиновом соке измазалась. Удивилась мать, откуда столько ягод у Ариши, а дочка сказала, что забрела в большой малинник за ручьём. Ещё добавила, что никаких зверей она не видела, только маленького медвежонка.
Рассказала девочка, что хотела поиграть с мишкой, но он испугался и на дерево залез. А рядом кто-то ходил, ворчал грубым голосом, но из кустов так и не вышел. Тут Федора испугалась, поняла она, что где-то рядом ходила мать-медведица.
Колхозники услышали это, схватили вилы и кинулись в большой лес. Там и вправду увидели большую медведицу, но она ушла от них и увела другого своего малыша. Того медвежонка, который на дерево залез, люди привели и подарили Аришке.
После того случая прошёл год, медвежонок вырос, но от девочки никуда. Она сама ещё маленькая, в первый класс пошла, но Мишки своего не боится.
Совсем другая стала — матери помогает, сама везде ходит — всем девочкам пример. Аришкой-Трусишкой никто её не называет, а только Аришей с Мишей, не иначе. Вот и думают люди, чего она раньше всего боялась?
План пересказа
Одним из основных навыков в начальной школе является навык работы с текстом. Деление содержания на смысловые части облегчает изложение текста в краткой форме:
- Федора и её дочь-трусишка.
- Мама отправляет дочурку за малиной.
- Встреча девочки с медвежонком.
- Ариша и Миша.
Идея сюжета
«Не думай о страхе, так его и не будет». Эта пословица точно выражает смысл рассказа. Маленькие дети часто всего боятся, их пугает неизвестность. По-настоящему опасных ситуаций они иногда не понимают, не умеют видеть их.
Быть осторожными и внимательными, знать, чего нужно бояться, а о чём не стоит беспокоиться — вот что важно для каждого человека, особенно для ребёнка. Эту мысль хотел донести автор до каждого читателя.
Виталий Бианки всегда писал о природе как её защитник. С любовью написан и этот рассказ. Тем не менее, необходима разъяснительная беседа со школьниками о том, что нельзя легкомысленно относится к общению с дикими животными, недопустимо содержать их в неволе.
Об этом важно напомнить ученикам, обсуждая с ними фрагмент произведения о дружбе девочки и медведя.
Отзывы о прочитанном
Аришка боялась того, чего не нужно было пугаться. А настоящую опасность не увидела. Нужно, чтобы человек думал о том, что с ним может случиться. Не думай о страхе, так его и не будет.
Мне жалко, что колхозники привели медвежонка к Аришке. Надо было его отпустить к маме-медведице, которая без него скучала.
Я думаю, сначала Ариша просто ленилась. Маме не помогала, поэтому придумывала, что всего боится.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!