Анализ баллады «Вересковый мед» для читательского дневника
Роберт Льюис Стивенсон получил известность не только благодаря прозаическим произведениям «Остров сокровищ», «Черная стрела», «Алмаз раджи». Писатель является автором прекрасных стихов, среди которых — баллада «Вересковый мед». Читательский дневник с кратким содержанием и разбором стихотворения школьники заполняют в пятом классе. Он позволит подготовиться к пересказу текста, сделать собственные выводы, подготовить тематические иллюстрации.
Оглавление:
История написания
Баллада была написана Стивенсоном в Шотландии в 1880 г. В древности эту прекрасную горную страну населяли разные виды народностей — скотты, бритты, пикты. Об истории возникновения пиктов не знает никто. Первое упоминание о них в исторических источниках относят к 257 г. В этот период народ враждовал с Римом. Известно, что расцвет королевства пиктов пришелся на VIII в н. э. В начале следующего столетия их завоевали скотты. Память о народе осталась только в сохранившихся рисунках. Письменности и языка археологам обнаружить не удалось.
Идеей для сочинения Стивенсона стало средневековое предание под названием «Последний из пиктов». Оно передавалось из уст в уста в юго-западном графстве Галлоуэй, где, по сказаниям, пикты прекратили существование. Известно, что это были отважные воины. Завоеватели поражались их смелости и удивлялись, откуда в этих невысоких людях столько мужества и непокорности.
Пикты были известны из-за эля, который они варили на основе вереска. Узнать искусство приготовления напитка стремились представители другого племени, которое жило в стране. Однако народ передавал тайну от отца к сыну вместе со строгим наказом никому ее не открывать. Еще они строили красивые и мощные крепости по всей своей стране. Эту информацию из сказки о пиктах использовал в своей работе автор.
Дата первой публикации произведения на английском языке — 1890 г. На русский язык стих впервые перевел Николай Корнеевич Чуковский в 1935 г. Он был опубликован в журнале «Звезда» под названием «Вересковое пиво».
Новый перевод, сделанный Самуилом Яковлевичем Маршаком, был опубликован в 1941 г. под названием «Вересковый мед». Он получил популярность у широкого круга читателей и вошел в школьную программу по литературе.
Основные персонажи и сюжет
Произведение переносит читателей в далекую горную страну, существовавшую много столетий назад. Здесь текут чистые реки и растет вереск, из которого местный народ (пикты) делает чудесный напиток. Однако над жителями нависла угроза, которая привела к трагедии, описанной автором. В произведении фигурируют такие герои:
- Шотландский король. Безжалостный, жестокий, недальновидный правитель.
- Старый пикт. Бесстрашный, мужественный, находчивый мужчина. Пожертвовал сыном, но не выдал тайну напитка. Последний из пиктов.
- Пятнадцатилетний юноша пикт. Сын старца, в стойкость которого отец не верил.
Пикты — малочисленный горный народ, владеющий секретом приготовления чудесного напитка из вереска. Армия жестокого шотландского короля захватила их землю и истребила местных жителей. Рецепт был утерян навсегда, о чем правитель горько пожалел. Теперь никто не мог приготовить напиток, который он так любил.
Неожиданно в подземных пещерах воины короля обнаружили старца-медовара и его сына. В надежде узнать секрет напитка король велел их строго допросить. Горбатый старец решил поговорить с правителем с глазу на глаз. Во время беседы он сказал, что откроет рецепт, но попросил бросить сына со скалы, поскольку при нем «совестно продавать свою совесть».
Юношу казнили, после чего старец бросил своим мучителям вызов. Он сказал, что никогда не откроет секрета. Сына же принес в жертву потому, что от него ждал беды.
Медовар боялся, что молодое поколение не выдержит пыток и выдаст рецепт, хранимый многими поколениями. Святую тайну верескового меда он унес с собой в могилу, войдя в костер.
Содержание и план пересказа
При подготовке к уроку на тему творчества Р. Л. Стивенсона школьникам предлагается рассмотреть произведение «Вересковый мед». Краткое содержание для записи в читательский дневник должно содержать важные моменты из стихотворения. Его можно уложить в 6 предложений.
Маленький народ пикты жили тихо и славились умением готовить восхитительный вересковый мед, который ценили их соседи. Злой шотландский король пришел на их земли с войной и истребил всех до одного. Не подумал он, что некому будет готовить его любимый напиток, и из-за этого был хмурым.
К правителю привели двух найденных пиктов — сгорбленного старца и юношу. Старый мужчина попросил убить сына, чтобы, не стыдясь, выдать тайну напитка. Когда же молодого человека сбросили со скалы, он сказал, что никогда не расскажет секрет, который мог бы выдать представитель молодого поколения.
Произведение относится к жанру баллада. Об этом свидетельствуют такие признаки: напряженный и острый сюжет, стихотворная форма, исторический и героический характер. Быстрый пересказ содержания произведения удобно сделать по плану:
- Малютки-медовары и их тайна.
- Жестокость шотландского короля.
- Вереск зацвел новым летом, но некому готовить из него напиток.
- Старый и молодой пикт.
- Угрозы завоевателя.
- Предложение старца.
- Гибель юного пикта.
- Ответ старого медовара.
Разбор стихотворения
В стихотворении Стивенсона заключен галлоуэйский дух. Словами автор нарисовал удивительную горную страну, где пышно цветет розовый вереск, а неутомимые труженики пикты трудятся приготовлением медового напитка. Его уникальный рецепт желают выведать многие, и это становится причиной роковых событий. Во время разбора произведения на уроке литературы школьникам потребуется его анализ.
«Вересковый мед» можно кратко разобрать по такому плану:
- Автор. Р. Л. Стивенсон.
- Год написания.1880 г.
- Жанр. «Вересковый мед» — это стихотворение (баллада).
- Стихотворный размер. Трехстопный ямб (в переводе С. Я. Маршака).
- Главная мысль. Смерть с честью лучше, чем жизнь после предательства.
- Чему учит. Произведение учит любить свою страну, быть верным данному слову, не выдавать тайны. Оно призывает быть готовым к тому, что придется жертвовать собой ради Родины.
- Что понравилось. Любовь пиктов к своей стране и их готовность до последнего защищать священную тайну.
- Пословицы. «Будь сыном не только своего отца, но и своего народа». «Жизнь отдавай, а тайны не выдавай».
- Восприятие. Мне понравилась баллада, но поступок старого пикта оказался для меня спорным. Он не дал свободы выбора сыну и решил за него, что лучше погибнуть. Старец не доверял молодому поколению. Скорее всего, юноша не выдал бы тайну, так как в нем текла кровь смелых и гордых людей. Однако старец не хотел, чтобы сын мучился при пытках. Или, наоборот, молодому пикту было бы тяжело видеть гибель отца. Впечатление об образе короля отрицательное. Это жестокий и недальновидный человек, готовый на все ради власти. Думаю, такой, как он, с легкостью раскрыл бы рецепт меда, если бы его жизнь оказалась в опасности.
Короткая и очень трогательная история повествует о том, что нравственные ценности могут быть дороже жизни дорогих и близких людей. Возможно, отец юноши был неправ в своем решении, ведь на кону была человеческая жизнь. Однако для него более важна память предков, поэтому он сохранил святую тайну.
Для медоваров напиток был священным. Шотландцы не видели его ценности и использовали бы только как дополнение к застолью.
Отзывы читателей
Не помню, чтобы я учил эту балладу в школе. Был мультфильм, но он не произвел особого впечатления. Вчера посетил театральный кружок, на который вожу внука. И услышал, как стихотворение читала одна девочка. Проникновенно, до мурашек. Дома нашел текст в интернете и прочитал. Потом долго думал. Произведение глубокое и жизненное. Читая его, можно забыть о реальности.
Мне нравятся подобные легенды, поэтому в школе с удовольствием изучил этот стих. Когда учительница задала вопрос о том, чему учит баллада «Вересковый мед», я задумался. Старик мог бы спасти сына и выдать тайну меда. Но это все равно не гарантировало бы ему жизнь. Предателей нигде не любят, его с сыном также могли убить. Он поступил достойно и унес секрет в могилу. Но никто не знает, какая боль разрывала его душу, когда убивали сына. Думаю, кроме патриотизма, это произведение учит думать наперед, просчитывать свои поступки.
Не знаю почему, но в школе эта баллада прошла мимо меня, как и «Остров сокровищ». А у сына она есть в программе. Не только прочитал мне вслух, но и выучил полностью. Очень мелодичный слог. И сколько смысла!
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!