Биография Бенедикта Спинозы и философия еврейского мыслителя
Великий нидерландский философ XVII века Бенедикт Спиноза является представителем метафизического направления в философии, он сумел переосмыслить роль и сущность Бога, назначить человека особой частью мира, а счастье назвать само́й добродетелью. Биография Бенедикта Спинозы отражает жизненный путь человека, избравшего своей философией свободомыслие, рационализм и критическое отношение к вещам.
Оглавление:
Юные годы и учеба в семинарии
Спиноза родился в 1632 году в Амстердаме в семье евреев. Хотя в метрике мальчик был записан как Бенедикт, или, по-португальски — Бенто д’Эспиноза, в семье его стали называть Барухом. Предки философа сначала жили в Португалии, где над евреями происходили кровавые расправы. Их убивали и сажали в тюрьмы, чтобы завладеть имуществом.
Михаэль (Мигель) д’Эспиноза, отец Бенедикта, решил перебраться во Францию в город Нант, но и там семейство не смогло обрести покой. Для семьи Спинозы были дороги еврейские учения, обычаи и традиции, религиозные практики. Постоянные преследования вынуждали их скрываться и жить в неотступном страхе.
Закончились их долгие скитания в Амстердаме, столице Нидерландов, где семья, наконец, смогла поселиться. В XVII века здесь размещался крупнейший центр международной морской торговли. Отец Спинозы и его родной братом Мануэл организовали здесь торговую контору. Вскоре отец возглавил одну из еврейских общин Амстердама.
В семье Михаэля и Ханны Деборы де Спиноза родилось пятеро детей. Мать Баруха умерла от туберкулеза, когда ему было всего 6 лет. Его отец скончался в 1654 году, а до этого владел успешной фирмой по торговле южными фруктами. Сыну он хотел дать самое лучшее образование, надеялся увидеть его авторитетным религиозным деятелем.
Михаэль задумывался о карьере для Баруха, поэтому в 1638 году отдал его в духовную семинарию «Эц-Хаим». В двух начальных классах семинаристы изучали иврит и корпели над азами иудейских священных текстов. С третьего по седьмой — осваивали Пятикнижие, сложнейшие тексты Талмуда, углубленно читали раввинистическую литературу.
К радости отца, Барух оказался необычайно способным учеником. Ему легко удавались даже самые сложные учебные материалы, учителей он поражал своей глубиной рассуждений и остротой задаваемых вопросов. Полученное образование кардинально повлияло на формирование философских суждений Спинозы. Центром своего мировоззрения он видел Бога, дальнейшее развитие всех его идей было связано с этим именем.
Спиноза изучил основные трактаты ведущих еврейских философов, а также сочинения философов исламского мира и работы античных авторов, в том числе Аристотеля. Знание многих европейских языков, таких как португальский, испанский, голландский и других, способствовали его обширной эрудиции. Ему нравилась также математика. Нетипичные интересы будущего раввина и широкий кругозор Баруха давали повод думать о его чудачестве и вольнодумстве.
Свободомыслие и исключение из общины
В возрасте семнадцати лет он оставил учебу после смерти своего старшего брата Исаака. На этом настоял отец, нуждающийся в помощи для семейного бизнеса. К 1650 году Михаэль настолько ослаб здоровьем, что даже не смог присутствовать на свадьбе дочери.
Бизнес по импорту товаров из Вест-Индии находился в состоянии упадка, британцы ввели антиголландский навигационный акт, а многочисленные заемщики отказывались возвращать Спинозе долги — и все это на фоне затянувшегося экономического кризиса, поразившего Нидерланды в 40−50-х годах XVII столетия. Дела полностью перешли к Бараху и его младшему брату Габриэлю.
Спиноза пришел к выводу, что религиозные практики и институты не отвечали духу еврейской религии и её первоначальному мировоззрению. Он стал много размышлять, как переосмыслить идею Бога. Это стало одним из самых острых противоречий его размышлений. Он решил вникнуть в ортодоксальную трактовку христианской Библии.
Все это привело Спинозу к фактическому отходу от иудаизма, за что его обвинили в ереси и в 24-летнем возрасте исключили из еврейской общины. После того как он был исключен всем членам общины запретили читать его тексты и даже физически приближаться к нему. Спиноза сменил имя на Бенедикт («Благословенный») и свою долю в бизнесе продал брату.
Исключение из еврейской общины (оно бывает трех уровней: начальный — легкий, затем средний и третий, самый строгий) отличается от отлучения христианина от католической церкви. Спинозу подвергли третьему.
Причину такой суровости следует искать в ранних сочинениях Спинозы. В них он вводил предположение, что бог не только вечный дух, но и бесконечное тело. Мыслитель воспользовался философией Декарта, но внёс в неё свои изменения.
Декарт утверждал, что есть два типа субстанции: мыслящая и протяженная в пространстве. Спиноза же добавил, что обе они являются проявлением уникальной высшей субстанции, имя которой Бог. Таким образом, приписывая божественной субстанции бесконечную протяженность, он идентифицировал ее как вселенную, природу. С точки зрения раввинов, это был пантеизм в чистом виде.
Основные тезисы и рост популярности
Спиноза утверждал, что невозможно продемонстрировать наглядно такое качество души как бессмертие. Он говорил, Библию следовало трактовать, не прибегая к официальному толкованию. Враждебность в отношении Спиноза не прекратилась и после его исключения из общины.
Бенедикт подвергался даже физическим нападениям. По этой причине ему пришлось переехать в небольшой городок рядом с Лейденом, а три года спустя перебраться в Гаагу. Он старался жить обособленно от других, посвящая себя изучению наук и написанию трудов. Здесь философ написал так и не опубликованную при жизни, одну из своих первых работ — «Краткий трактат о Боге, человеке и его счастье».
Мыслитель был материалистом и основными его тезисами были:
- Отождествление Бога и природы. Природа — это бесконечная и единая субстанция, являющаяся причиной самой себя.
- Мир — жестокая и строгая детерминистическая система. Человек познает мир через беспорядочный опыт, чувства и аналогии.
- Рассудок способен порождать общие и адекватные идеи.
- Человек может поддаваться аффектам, являющихся страстями.
Друзья и последователи Спинозы не оставляли его. Они готовы были поддержать молодого человека не только морально, но и деньгами, однако он отказывался и добывал себе пропитание преподаванием и шлифовкой линз — ремеслом, которое освоил благодаря своим друзья-коллегиантам. Развитие морского дела превратило вытачивание увеличительных стекол из причудливого хобби в довольно прибыльное занятие.
В этот период Спиноза приобрел глубокие знания в естественных науках: оптике, математике, астрономии и окончательно сформировал оригинальную этическую и метафизическую концепции. Популярность мыслителя росла день ото дня. Этому способствовал успех книги «Основы философии Декарта», которую он издал под собственным именем.
Бенедикт получал множество писем от интеллектуалов со всех концов Европы и еженедельно принимал в своем доме учеников и почитателей. Жизнь вдалеке от крупных городов уберегла Спинозу от вспышки чумы летом 1663 года.
Важнейшие книги философа
Из доступных исторических источников известно, что он один лишь раз попытался завести семью, но эта попытка не увенчалась успехом, потому что отец невесты потребовал от Спинозы, чтобы тот обратился в христианство.
В 1665 году философ работал над двумя важнейшими сочинениями — «Этикой» и «Богословско-политическим трактатом». Произведения вызвали настоящий шквал ненависти среди кальвинистов. В 1674 принц Оранский даже был вынужден издать указ о запрете продажи «опасного» сочинения.
Чем сильнее разгорались страсти, тем чаще Спиноза хвалил себя за осторожность, побудившую его издать книгу анонимно. Только неопределенность с авторством скандального сочинения и заступничество могущественных братьев де Виттов уберегла философа от преследований.
Спиноза сознательно выбрал путь самоограничения. Несколько раз он твердо отказывался от крупных сумм. В 1673 году ему предложили возглавить кафедру философии в университете города Гейдельберга, но он не стал этого делать, чтобы сохранить свою независимость и продолжать жить в изоляции.
При жизни были опубликованы только два сочинения Спинозы:
- «Принципы картезианской философии»;
- «Теологический политический труд», который увидел свет в 1670 году без указания на авторство.
Философия Спинозы отдает предпочтение логическому, формальному или архитектурному аспекту системы, его геометрической структуре, однако также важными он считал неформальные аспекты системы: тело, страсти, аффекты, чувства, желания, а также порыв — конатус, то есть импульс.
Влияние на развитие философии
По мнению Спинозы, социальные проблемы следует расценивать как столкновения, которые пробуждают импульс индивидуумов. В противовес мнению английского философа Томаса Гобсса, что человек человеку волк, Спиноза считал, что каждый человек дополняет другого и дополняется другими.
Взгляды Спинозы оказали решающее значение для развития метафизической философии. В своих теориях он смог объединить теоретические основы выразителей сразу нескольких философских и научных школ:
- от мыслителей античных времен он взял идеи стоицизма;
- использовал рационалистические взгляды средневековых еврейских ученых;
- придерживался взглядов европейского интеллектуального движения — ренессансного гуманизма;
- использовал основные постулаты естественно-научных теорий.
На исходе осени 1675 года усугубленный курением и многолетней работой со стеклянной пылью туберкулез — бич той эпохи, которым страдал и Спиноза, — вошел в финальную стадию. Потеря веса и ужасные боли в области живота делали последние месяцы жизни философа невыносимыми, но он мужественно продолжал работать над неоконченным «Политическим трактатом» и «Грамматикой иврита».
Проявляемая сила духа принуждала друзей Бенедикта надеяться, что весной мыслителю станет лучше, и теплая погода подарит еще несколько месяцев. До весны он не дожил всего неделю. В воскресенье, 21 февраля 1677 года, Бенедикт Спиноза скончался в одиночестве в своей постели. Он прожил всего 44 года и успел написать не так много, как стремился, но несколькими философскими трактатами смог обеспечить себе в памяти человечества вечную загробную жизнь.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!