Анализ стихотворения С. Есенина «Не жалею, не зову, не плачу»
Великий русский деятель литературы Сергей Александрович Есенин за свою короткую жизнь оставил богатейшее творческое наследие. Произведения безвременно ушедшего поэта гениальны и самобытны, пронизаны огромной любовью к России и природе родного края, а также преисполнены глубочайшего философского смысла. Анализ стихотворения «Не жалею, не зову, не плачу», ярко отражающего одну из жанровых линий классика, ближе познакомит с его видением мимолетности жизни.
Оглавление:
Немного об авторе
Сергей Александрович Есенин (1895—1925) — талантливейший русский поэт, представитель новокрестьянской лирики и имажинизма в позднем периоде творчества. Уроженец Рязанской губернии, появившийся на свет в простой деревенской семье, он жил и творил в столице, но умер в Ленинграде, где и ворвался, словно искра, в литературный мир, очаровав своими стихами Александра Блока.
В своих стихотворениях автор воспевал русскую природу, любовные волнения и душевную боль человека. Остро отразил в творчестве поэт и проблему государственного переворота в России, которую ощутил непосредственно на себе как на вольной творческой единице и сыне крестьянина. Трагично переживал Есенин расправу над народом и тот факт, что сам слепо поверил в искренность идей и чистоту помыслов революционеров. Поэт неоднократно подвергался гонениям на политической почве, хотя в целом душа его была всегда занята одним лишь творчеством.
Молодого поэта очень любили при жизни и почитают после смерти. Строки многочисленных есенинских произведений продолжают жить в сердцах ценителей слова, на страницах собраний сочинений, на поэтических вечерах, в песнях и целых кантатах талантливых композиторов. Гений Есенина невозможно переоценить, как и его значение для русской культуры. Стихи поэта переведены на иностранные языки, а его творчество известно в мировом масштабе.
Философская лирика автора занимает отдельный пласт в его творчестве. Безусловно, углубление поэта в этот жанр произошло в поздний период его жизни и деятельности, за несколько лет до внезапной кончины.
В строках Есенина переплетаются:
- красота и напевность русского языка;
- умение видеть прекрасное;
- мастерски завуалированная острая гражданская позиция;
- необъятная любовь к России;
- открытость и простота человеческой души;
- мудрость, свойственная молодому поэту.
История создания
Стих «Не жалею, не зову, не плачу» Есенин написал в 1921 году. Двадцатишестилетний поэт, прожить которому уготовано на этой земле впоследствии только четыре года, пришел к глубоким философским размышлениям. В этот период у классика за плечами уже был развод с актрисой Зинаидой Райх, подарившей ему двоих малолетних детей. Крах семьи выбивает из колеи любого человека, тем более творческую натуру с ранимой обнаженной душой. Несмотря на то что произведение создано молодым мужчиной в расцвете сил, появляется впечатление, что его написал умудренный сединами старец.
Люди, рано ушедшие из жизни, зачастую предвидят предстоящий им исход и ощущают его на интуитивном уровне. Тема смерти и сожаления о безвозвратно ушедшей юности прослеживается сразу в нескольких творениях автора. Депрессивное состояние преследовало поэта до самой кончины и терзало его глубокую творческую душу. В этот период жизни Есенину пришлось пройти немало испытаний судьбы и постигнуть не одно глубокое разочарование, оставившее шрам на ранимой душе и прибавляющей мудрости не по годам.
Одним из интересных фактов, касающихся истории появления стихотворения, является его отдаленная связь с «Мертвыми душами» Н. В. Гоголя. Как указывают искусствоведы, Сергей Есенин признался, что толчком к написанию стиха послужило прочтение им лирического вступления к шестой главе гоголевской поэмы. В связи с этим поэт не раз говорил, что должен разделить восторженные отзывы о своем произведении с Николаем Васильевичем.
Художественные приемы
Литературный анализ стихотворения позволяет выявить в произведении ряд средств выразительности, мастерски примененных С. Есениным. Из всего изобилия приемов поэт включил в стих:
- эпитеты;
- метафоры;
- сравнения.
Тем не менее использование этих творческих приемов доведено классиком до совершенства.
Поэт использует красочные эпитеты, воплощающие на бумаге всю душевную грусть автора и его любовь к жизни: «утраченная свежесть», «весенней гулкой ранью». Метафорой, рисующей в воображении читателя безрассудную молодость лирического героя в лице самого Есенина, являются слова «бродяжий дух». Свои беззаботные, полные искренности и наивности годы юности поэт «словно проскакал», а конь его был «розовым».
«Увяданья золотом охваченный» — так пишет Есенин о настигшей его неумолимой зрелости. И хотя поэту на момент создания стиха не было и тридцати, он глубоко отразил суть этого чувства для всех возрастов.
Прием сравнения тонко воплощен в последней строфе произведения, где автор говорит об угасании жизни как о «меди, льющейся с листьев кленов», а также в центральной части стихотворения при сопоставлении декламации стихов и высказывании правды с «пламенем уст». Очень красиво и поистине с любовью к природе С. Есенин говорит об эмоциях человека как о «половодье чувств», сравнивая свою душу с разливом водной стихии. «Ситец» берез показывает, насколько трепетно автор относится к русской природе, насколько он упоен ее красотами.
Присутствует в тексте стихотворения и риторический вопрос. «Жизнь моя? Иль ты приснилась мне?», — вопрошает поэт к самой судьбе, заранее понимая, что не получит у нее ответа, почему же так произошло. Тема смерти в финале произведения открыто заявлена в строках «Будь же ты вовек благословенно, что пришло процвесть и умереть». В этих словах заключено предчувствие Есенина о том, что его собственная жизнь должна вскоре оборваться.
Смысл стихотворения
Написанное в философском жанре произведение несет в себе идею бренности этого мира и быстротечности человеческой жизни. Герой словно плачет над картинкой природы, размышляя о том, как хорошо жить. Тем не менее уже в начальных строках звучит голос истинного оптимиста, которому свойственно не жалеть об ушедшем, а вспоминать с упоением. Даже если жизнь пронеслась разгульно и несерьезно, словно игра, главное в бытии герой уловил и понял. С достоинством и мудростью принимает он безвозвратно ушедшую молодость и беспечность.
Лирический герой осознает, что больше неподвластен безрассудным порывам и пылким чувствам, понимает, что плохое уйдет, как и хорошее, «как с белых яблонь дым».
При этом «увядание» поэт воспринимает с некоторым трепетом и восторгом перед новым статусом, называя его «золотом», подразумевая бесценность жизненного опыта, недоступного, но нужного зачастую юнцам.
Говоря о «сердце, тронутом холодком», С. Есенин имеет ввиду неповторимость первого чувства и опыт любовной боли человека. Каждое предательство и разочарование понемногу остужает первоначальный наивный взгляд на взаимоотношения с любимыми.
Под «страной березового ситца» поэт, безусловно, подразумевает образ любимой им России и красоты ее березовых рощ. «Дух бродяжий» — олицетворение души творца, вольной и неподкупной натуры голодного, но счастливого художника. В финальных строках классик словно воспевает саму неоспоримую сущность бытия — всему живому, увы, когда-нибудь приходит конец. Фраза «процвесть и умереть» также относится непосредственно к жизни артиста и деятеля искусства. Может быть, в этой фразе выражены и мысли писателя о женской красоте, которая столь мимолетна под властью времени.
Таким образом, стихотворение воплощает в себе синтез философских размышлений Есенина о собственной ушедшей молодости и скоротечности жизни. Но настроение поэта в строках пронизано не огорчением и разочарованием, а достоинством и мудростью.
Знаменитый романс
Стихи Есенина — неповторимый пласт в русской литературе, тонко и правдиво отражающий красоту жизни в ее многообразии и откровенность творческой души, граничащую с обнажением. Строки автора в огромном количестве стали поэтической основой для музыкальных произведений. Благодаря мелодичности и напевности стихотворения поэта прекрасно ложатся на нотную канву русских романсов.
«Не жалею, не зову, не плачу» стал текстом одноименной баллады на музыку композитора Григория Пономаренко (1921—1996), также написавшего аккомпанемент и мелодию к романсам на другие знаменитые стихи Есенина:
- «Отговорила роща золотая»;
- «Не бродить, не мять в кустах багряных»;
- «Пускай ты выпита другим»;
- «Шаганэ ты моя, Шаганэ»;
- «Заметался пожар голубой»;
- «Собаке Качалова».
Мотив песни узнаваем и горячо любим миллионами людей, как и ее текст. Романс исполнялся десятилетиями и продолжает жить в репертуаре таких исполнителей, как Иосиф Кобзон, Аркадий Северный, Олег Погудин, Вика Цыганова, Стас Михайлов, Сергей Безруков, Елена Ваенга и т. д. Произведение стало поистине народным достоянием, оно исполняется на праздничных застольях и тематических вечерах, не забывается даже молодым поколением и перепевается в интернете поклонниками творчества поэта.
В музыкальной профессиональной среде на слова Есенина много творил выдающийся русский композитор и дирижер Г. В. Свиридов, написавший несколько монументальных инструментально-хоровых произведений («Поэма памяти Сергея Есенина», вокальный цикл «У меня отец крестьянин», «Отчалившая Русь», «Деревянная Русь»). Посвященные творчеству поэта и имеющие в основе его стихи, эти композиции являются гениальным синтезом музыки и слова.
Подводя итог, нельзя не выказать восхищения творческим наследием Сергея Есенина, частью которого является и это стихотворение, ставшее прекрасной русской балладой. Рано или поздно произведения поэта трогают душу любого человека из России, а с возрастом глубина его стихов покоряет своей мудростью, философичностью и невероятной красотой слога все сильнее.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!