Декларация о правах ребенка, её принципы и их содержание
Права ребенка и декларация принципов о правах ребенка служат ориентиром в регулировании вопросов, затрагивающих интересы детей. Принимаемые ими нормативные акты должны соответствовать содержанию и духу декларации. Сам документ используют в школьном обучении, чтобы прививать детям понимание прав и обязанностей.
Оглавление:
Причины появления и структура документа
Возникновение декларации не было случайным. В результате массовых войн и других катаклизмов миллионы детей остались без заботы со стороны родителей или государства. Кроме того, на момент появления декларации продолжали существовать разные ограничения организационного и законодательного характера.
Декларация стала одним из документов, служащим мерилом и руководством для действий государств-участниц ООН. Со временем стали приниматься другие документы, подробнее раскрывающие содержание текста декларации. Она же при этом не теряет своего значения.
Документ состоит из преамбулы и 10 выделенных разделов, названных принципами.
Принципы не имеют названий, но о чем идет в них речь, становится ясно непосредственно при прочтении текста. Кратко сформулированный текст позволил выработать общую позицию, которая бы не при этом не противоречила особенностям культуры разных стран, и одновременно опиралась на общечеловеческие ценности.
Содержание преамбулы
В ней отражаются цели принятия декларации:
- достижение прогресса;
- улучшение условий жизни людей вне зависимости от их происхождения, национальности, расы пола;
- необходимость дополнительной защиты детей в силу их незрелости.
В преамбуле идет ссылка на ранее принятую в 1924 году конвенцию в Женеве, упоминаются уставы и ООН и других организаций, занимающихся решением проблем детей.
Авторы отметили желание обеспечить детям полноценное детство, дать им самое лучшее, на что только способно человечество. В тексте говорится о базовых правах человека, из которых вытекают и права малышей и несовершеннолетних. В этом положении явно выражено стремление подчеркнуть равенство прав детей и взрослых людей, т. к. ранее в обществе бытовало обратное мнение и взрослым отдавалось предпочтение.
Документ нельзя назвать простой формальностью, его изучают юристы, он активно применяется в законотворческой и судебной практике.
Обсуждается тема декларации прав ребенка в 4 классе с презентацией. Так дети начинают понимать принципы устройства общества.
Запрет дискриминации и защита личности
Согласно первому принципу, все дети без исключения попадают под действие декларации. Недопустимо ограничивать её действие в отношении какой-либо группы. Дается четкое описание способов дискриминации:
- расовая принадлежность;
- цвет кожи;
- половая принадлежность;
- языковая и национальная принадлежность;
- религиозные или политические убеждения;
- имущественное положение;
- рождение и происхождение;
- иные обстоятельства, связанные с ребенком или его семьей.
Второй принцип обязывает государства обеспечивать нормальные условия для полноценного физического и эмоционального развития маленьких граждан. Предполагается создание условий для сохранения свободы и достоинства ребенка. Государства обязаны при издании законов, затрагивающих детей, в первую очередь учитывать их интересы. Последнее обязательство пронизывает все десять принципов декларации, хотя непосредственно включено во второй принцип.
Имя, гражданство и социальное обеспечение
Нельзя лишить ребенка права на гражданство, имя и социальное обеспечение. Дети должны обладать именем с учетом местных обычаев и законов. Например, дети автоматически наследуют гражданство родителей, приобретают его по месту рождения. Человек признается гражданином страны нахождения с момента рождения, если установить родителей, родственников или государство происхождения невозможно. Некоторые из этих правил действуют и в России.
В четвертом принципе авторы сконцентрировались на условиях социального обеспечения, под которым понимаются:
- организация дородового и послеродового ухода для ребенка и его матери;
- обеспечение питанием и медицинским уходом;
- обеспечение жилищем и развлечениями.
Развлечения признаны неотъемлемой потребностью несовершеннолетних, т. к. помогают им познавать окружающий мир и развиваться как личностям.
На государственном уровне могут приниматься стандарты социального обеспечения, касающиеся именно несовершеннолетних.
Помощь детям с ограничениями
В 10 принципах декларации указывается на необходимость уделить особое внимание тем из них, кто имеет ограничения с физической, психической и социальной точки зрения. В первых двух случаях подразумевается состояние инвалидности. В случае с социальной неполноценностью имеется в виду неприспособленность к жизни среди людей, не связанная напрямую с психическими или физическими проблемами.
Спустя десятилетия в других документах ООН и международных договорах уделяется больше внимания именно инвалидности. Например, принята специальная конвенция о правах инвалидов. Государствами принимаются законы о статусе инвалидов, в том числе и тех, которым не исполнилось еще 18 лет. Это показывает, что декларация принималась с расчетом на перспективу.
Если при изучении декларации использовать ссылку на другие документы, принятые ООН, то имеет смысл оформить все в форме презентации, отразив пройденные этапы развития.
Право на семью
Декларация призывает сохранять семьи и оказывать им поддержку. Дети имеют право расти в атмосфере любви и понимания. Предполагается гарантированный минимум материальной обеспеченности, отдается приоритет воспитанию родителями, в первую очередь матерью, впрочем, возможны исключения (согласно конвенции 1989 года, в частности, при разводе или раздельном проживании родителей).
Среди дополнительных обязанностей государств-участников отмечается представление помощи детям путем:
- материального обеспечения несовершеннолетним, лишенным источников дохода и родителей;
- устройства в новую семью, если до этого несовершеннолетний остался без опеки родителей;
- предоставления материальной помощи многодетным семьям.
Государства вправе предусматривать дополнительные меры, исходя из собственных возможностей. В докладе на уроке права в 4 классе могут обратить внимание на то, какие именно меры оказания помощи многодетным семьям принимают в России.
Право на образование
Государства обязаны предоставить возможность бесплатного обучения (обычно задача возлагается на среднюю школу и учреждения профессионального обучения). Предполагается обеспечение хотя бы начального образования. Цели такого образования:
- культурное развитие;
- раскрытие способности формировать собственные суждения;
- прививание понимания необходимости стать впоследствии полезным членом общества.
Ответственность за образование возлагается в первую очередь на родителей. Государство же обязано создать условия для её исполнения. Неотъемлемым авторы декларации посчитали право на игры и развлечения, являющиеся одновременно и частью процесса обучения.
Маленьким детям разъясняют ценность образования и формы его получения с помощью рисунков или схем, которые упрощают подачу материала и его подачу.
Приоритет в защите и условия воспитания
Восьмой и девятый принципы в форме коротенького сообщения обязывают страны-участницы определять защиту детей в качестве одного из приоритетов. Недопустимы жестокое и небрежное отношение с несовершеннолетними, а также их эксплуатация. За эти вещи современными Уголовными кодексами предусматривается серьезная ответственность.
Одно из достижений 10 принципов декларации прав ребенка — признание понимания вредности детского труда. Человек может быть принят на работу не ранее достижения минимального возраста. Современными государствами устанавливается правило о минимальном возрасте приема на работу, а также дополнительные гарантии (регулярные медицинские осмотры, запрет на привлечение к тяжелому труду и т. д. ).
Десятый принцип декларации запрещает создание условий, которые бы поощряли проявление дискриминации. Должны воспитываться стремление к мирному сосуществованию с людьми других наций, иного социального статуса и т. д.
Урок права ребенка в 4 классе
Даже взрослым не всегда легко дается понимание юридических документов. Малышам тем более, поэтому материал преподносится в игровой форме, с изложением основных идей, заложенных в декларации. Используются таблицы и красочные картинки. Урок предлагается разбить на несколько условных частей.
- вначале проводится ознакомление с кратким содержанием декларации (краткое, тезисное изложение сути принципов);
- желание людей с древности определить права и обязанности каждого, понять разницу между плохими и хорошими поступками как одна из причин появления декларации;
С помощью ситуаций из ранее прочитанных детьми книг можно рассмотреть практическое применение положений декларации. Например:
- нарушение неприкосновенности частной жизни в «Дюймовочке»;
- нарушение неприкосновенности жилища и покушение на жизнь в «Трех поросятах»;
- нарушение запрета на эксплуатацию и права на получение вознаграждения за труд в «Золушке».
Учитель может предложить высказать детям мнение с учетом пройденного материала, какие поступки хорошие, а какие нет. Для закрепления материала могут использоваться тесты с близкими малышам примерами.
Еще один способ провести урок — предложить подготовить детям небольшие доклады или проекты по пунктам декларации.
Из практической пользы концентрация на важность умения:
- выслушивать людей;
- признавать собственную неправоту перед другими;
- уважать чужую свободу, мнение, даже при несогласии с ним.
В заключение учитель говорит о необходимости помнить не только о своих правах.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!