Краткое содержание, анализ и смысл произведения Чехова «Дядя Ваня»
Драматургия Антона Павловича была настоящим прорывом в истории русского театра при постановке спектаклей. Автор ушел от классической традиции и начал писать в стиле модернизма, он экспериментировал с формой и содержанием работ. Яркий пример тому пьеса, описывающая безотрадную жизнь Войницкого, именно в этом герое можно проследить экзистенциальный бунт, который выражает Чехов. Смысл и анализ произведения «Дядя Ваня» пригодятся ученикам в 10 классе.
Оглавление:
История написания
В 1889 г. Чехов создал пьесу «Леший», однако через время он решил полностью ее переделать и написать другое произведение. Хоть спектакль был уже поставлен, и премьера была успешной, Антона Павловича не удовлетворил результат. Так возник обновленный вариант «Дяди Вани», который писатель закончил в 1896 г.
В новой пьесе широко использовались выдержки из личного дневника автора, который заносил в него свои жизненные наблюдения, а после переносил на бумагу. Помимо этого, Чехов полностью поменял структуру пьесы. Именно с «Лешего» началась творческая история написания «Дяди Вани». Первое произведение показалось ему неудачным, потому он тут же после показа убрал его с театральных подмостков и написал на основе него нечто новое, то, что критики в своих рецензиях назовут «лучшей работой». Однако это произойдет совершенно не сразу.
Свежий взгляд Чехова на театр осуждали. Спектакль «Чайка», к примеру, в этом же 1896 г. полностью провалился. Затем автор решил сделать из «Дяди Вани» повесть, но не успел, и ее уже издали как пьесу.
Невзирая на резонансную карьеру писателя, к нему продолжали приходить предложения о постановке его нового шедевра.
Жанровое направление
Эта пьеса относится к реалистическому направлению. В ней писатель пытался достоверно показать всю действительность жизни того времени. Поэтому вполне понятно, что все диалоги максимально натуралистичны, а различные детали позволяют создать требуемую атмосферу. Читатель верит, что описанный автором случай мог на самом деле произойти.
Но модернизм оставил определенный отпечаток на драматургии Антона Павловича. Для той эпохи писатель являлся новатором, Чехова не могли понять. Публика видела только обычный сюжет и была разочарована, поскольку не было выраженной интриги и конфликта. Однако вместо этого писатель предложил зрителям глубокие социальные и психологические проблемы, именно их все персонажи переживают в себе. Об этом говорили только случайные фразы, мимика, звуки и движения. Лишь через много лет эта драма стала понятна публике.
Даже проводя полный разбор, точно определить жанр этой пьесы сложно. Непосредственно Чехов сказал: «Ни драма, ни комедия — просто сцены…». Сегодня произведение считается трагикомедией.
Оно наполнено множеством юмористических сцен, однако это только прикрытие для трагической сюжетной линии о тяжелой судьбе человека.
Особенности композиции
Композиция этого произведения вполне классическая. Пьеса делится на четыре действия:
- Экспозиция. Она описывает читателю главных героев и раскрывает предысторию.
- Завязка. В ней появляется конфликт.
- Кульминация. Конфликт доходит до апогея в наиболее яркой сцене всего произведения.
- Окончание. Здесь конфликт решается, а сюжет приходит к логическому окончанию.
Особенности конфликтов, которые создавались Антоном Павловичем, состоят в том, что они неявные. В течение всей пьесы ситуация в усадьбе не глобально изменяется. Все проходит своим чередом, однако атмосфера со временем накаляется. Как следствие, кульминация в третьей части, взрыв может показаться неожиданным, но довольно логичным.
При этом конфликты заключаются в их моральной серости. Очень сложно определить, какой герой добрый, а какой злой. Произведение дает большой полет для фантазии, и любой читатель делает свои выводы.
Краткое содержание
Смысл «Дяди Вани» заключается в том, что профессору Серебрякову из-за материальных сложностей требуется переехать в усадьбу скончавшейся первой супруги, которой управляют его шурин — Иван Войницкий, а также дочка Серебрякова — София.
У Ивана происходит мировоззренческий кризис, этот человек разочаровался в жизни, а также в профессоре, которому до этого разными способами оказывал финансовую помощь в ущерб себе и поместью. Сейчас же он уверен — это мошенник и лгун.
При этом появляется любовный треугольник между супругой Серебрякова Еленой, Софией и доктором Астровым, но это ни к чему не приводит, этот конфликт лишь больше начинает раздражать итак бедного Ванечку — главного героя, поскольку он тоже влюблен в Елену.
Неожиданно профессор объявляет о семейном сборе, где говорит о предложении продать усадьбу, а на вырученные средства приобрести более прибыльный участок земли. Войницкий был этим взбешен и отказался от продажи владений своей сестры. Между ним и Серебряковым начинает происходить ссора, завершившаяся тем, что Иван выстрелил из ружья в профессора, но не попал.
Произведение оканчивается налаживанием отношений между Войницким и Серебряковым, при этом последний отправляется с супругой в Харьков. Иван и София продолжают дальше жить в усадьбе, но обещают материально помогать профессору.
Характеристика персонажей
Система образов в произведении Антона Павловича построена с учетом строгой иерархии. В пьесе описываются трутни, находящиеся на содержании у обычных тружеников, которые очень несчастные в их рабской работе:
- Иван Войницкий. Престарелый мужчина, это добродушный, смиренный и слабовольный неудачник. Он всю жизнь лишь давал и являлся дойной коровой для всей родни. Отказался от наследства, чтобы приобрести усадьбу для сестры. Когда последняя вышла замуж, Иван заведует ее владением, выжимая из усадьбы все, чтобы помочь материально Серебрякову. Войницкий полностью разочарован в жизни, он уверен, что зря потратил время на содержание профессора. Со временем психоэмоциональное состояние Ивана становится хуже, это привело вначале к попытке застрелить Серебрякова, а далее к краже морфия у Астрова, чтобы завершить жизнь самоубийством.
- Михаил Астров. Работает врачом, это активный человек, который занимается высадкой лесов. При этом постоянно сетует на усталость. Разочарован в жизни, не может проявлять глубокие чувства, этим обусловлено его безразличие к Софии.
- София. Дочка Серебрякова, это добродушная, скромная и работящая девушка. Она влюблена в Астрова, но тот к ней равнодушен. Она последняя отрада для Войницкого. В конце произведения осталась с Иваном в усадьбе и произнесла монолог о сложной жизни. Девушка непривлекательна, проживает в деревне, все деньги передает отцу, но все-таки пытается верить в жизнь, хоть и благодаря спиртным напиткам.
- Серебряков. Престарелый профессор, как говорит Иван, мошенник и лжец, но точные доказательства отсутствуют. Капризен и самовлюблен, но пытается оправдать это своими годами. Постоянно ноет и печалится, пытаясь так привлечь внимание окружающих. Разработал план по спасению своего материального положения, при этом полностью игнорирует семью. Считает, что их жертвы являются должными.
- Елена Андреевна Серебрякова. Это привлекательная, но пустая девушка. Вышла замуж из-за авторитета профессора, но быстро поняла, что ошиблась. Брак был несчастливым.
Тематика пьесы
Все темы этого произведения актуальны и сегодня, так как тысячи зрителей постоянно заполняют залы в театрах, чтобы посмотреть эту пьесу. Тематики, которые поднимает Антон Павлович, следующие:
- Семья. В семействе Серебряковых постоянный холод, это вполне логично, поскольку в мире, в котором отсутствует любовь, не может появиться нормальная семья.
- Любовь. Писатель пытался показать, что в настоящей жизни обычно нет места для чувств. У его главных героев они притупляются постоянной рутиной и заботой о своем финансовом состоянии. Чувства, принимающиеся за любовь, как правило, являются ложными и приносят только разочарование.
- Жизненные ценности. Все действующие лица живут абсолютно бесцельно. Как самодовольный Серебряков, так и сломленный от тяжелой работы Иван. Все герои выглядят потерянными, они не понимают, что для них важно в жизни. Елена очень ленива, при этом София является работящей девушкой, но все это бессмысленно, поскольку обе не чувствуют в этом своего основного назначения.
- Природа. Еще в начале XIX столетия писатель выражал свое беспокойство об окружающей среде, которая страдала под гнетом развития промышленности.
- Красота. Она у Чехова обречена на постепенное увядание. Елена, которая губит жизнь в браке с Серебряковым, София, тратящая силы на бесполезную работу, деревья, погибающие от рук лесорубов — все это символ начала новой эпохи, здесь нет места красоте.
- Труд. Писатель жалеет работящих людей, когда свои плоды они не могут вкусить.
Основная проблематика
Смысловое богатство — удивительная черта творчества Чехова. Потому спектр проблем, которые он поднял в пьесе «Дядя Ваня», очень большой:
- Пошлость. Лишенная творчества, красоты и искренних чувств жизнь, как считает писатель, является наиболее ужасным, что происходит с людьми. Ни один персонаж не смог найти для себя предназначения, потому всем скучно жить.
- Экология. В образе Астрова писатель выразил беспокойство за вырубку лесов. Работа врача по спасению природы описана как хорошее дело. В месте, в котором отсутствуют красивые пейзажи, невозможно счастье для людей.
- Тоска. Все герои тяготятся бесполезной жизнью, они не могут найти дело, которое было бы достойным применением собственных сил.
- Равнодушие. Серебрякова абсолютно не волнует, насколько важны проблемы других людей. Его силы направлены лишь на удовлетворение собственных нужд.
- Жизненное разочарование. Практически все герои произведения разочарованы их местом в жизни. Эту проблематику писатель нередко поднимал в других своих пьесах.
Смысл произведения
Чехов в «Дяде Ване» показал вырождение интеллигенции, именно она из локомотива, который двигал общество, начала превращаться в паразитов — мещан, для них ничего не интересно, за исключением их самих. Главная идея произведения состоит в том, что узость мировоззрения порабощает людей, опустошая душу. Дистанцирование от общественных проблем, сытое дворянство, эгоизм — это сводит к минимуму изучение базовых функций.
При этом Антон Павлович описал сложности жизни и разложение, которому подвергаются люди, перестающие сражаться и спокойно плывущие по течению.
Основная мысль писателя является неизменной: жизнь — это чувство и активность мышления, а не прозябание на обочине.
1 Комментарий