Сочинение по пьесе «Недоросль»: «Вот злонравия достойные плоды!»
Вершины своего творчества Д. И. Фонвизин достиг, написав знаменитую комедию «Недоросль». В основе произведения лежит процесс воспитания «дитятки» в помещичьей семье, но на самом деле автор поднимает социальные проблемы крепостнической России. Основная мысль комедии кратко обозначена в конце: «Вот злонравия достойные плоды!» Сочинение по пьесе «Недоросль» должно раскрыть смысл этой цитаты.
Оглавление:
Недоросль в театре
Не сразу комедия нашла путь к зрителю. Но в 1782 году Екатерина разрешила представить ее на сцене. То ли ей было выгодно считать пьесу прославлением мудрой власти, которая руками Правдиных ограничивает крепостников, то ли не хотелось потерять статус либеральной государыни. Так или иначе, комедия была разрешена к постановке в Москве и Петербурге и напечатана.
В театре «Недоросль» не только показывал зрителям в неприглядном виде такие пороки, как необразованность, бездуховность, лень, но и указывал на самое страшное зло того времени: беспредел властей и крепостные порядки. Эти пороки присутствовали всюду, от самой глухой деревни до императорского дворца.
Столкновение двух миров
Основой сценария комедии является столкновение двух разных по своей сути миров. В каждом из них сложились свои стили поведения, интересы, потребности. Мир необразованных, ленивых, злых помещиков, творящих беззакония, мечтает безраздельно властвовать не только над миром бесправных крепостных крестьян, но даже и над благородными просвещенными членами общества. Положительных героев в пьесе представляют:
- сирота Софья;
- жених Софьи — храбрый офицер Милон;
- дядя Софьи Стародум — прямодушный человек закалки Петровской эпохи;
- Правдин — государственный чиновник.
Два диаметрально противоположных лагеря наиболее всесторонне показаны в образах Стародума и Простаковой. Эти персонажи имеют совершенно разные намерения в отношении своих детей. Например, Простакова обращается к сыну: «Нашел деньги — ни с кем не делись… Не учись этой дурацкой науке!» Стародум же учит Софью: «Не тот богат, кто отсчитывает деньги, чтобы прятать их в сундук, а тот, который отсчитывает у себя лишнее, чтоб помочь тому, у кого нет нужного…»
Противостояние идей персонажей Фонвизина и сегодня не может не волновать. Ведь никуда не исчезли родители, которые заботятся только о материальных благах для своего чада, забыв о воспитании. Такая искаженная любовь и безоговорочное исполнение всех желаний ребенка в дальнейшем неизбежно приведут к катастрофе. «Злонравие» членов семьи Простаковых-Скотининых, в которой взрослеет «дитятко», приносит свои плоды.
Если нет уважения, взаимопонимания, любви и доброты, это неизбежно приведет к разрушительным последствиям. Вряд ли такое совместное проживание людей в моральном плане можно назвать семьей. К людям, посеявшим зло, оно же и вернется. Каждому обязательно воздастся по заслугам, дети наследуют черты родителей. Митрофанушка, например, перенял у матушки:
- невежество;
- жадность;
- лень;
- жестокость.
Представители молодого поколения
Митрофан, воспитываясь невежественной, безграмотной, властной матерью, не получил совсем никакого образования. Этот «обжора» читает только по слогам, не умет считать. В начале комедии кажется, что он глуп, даже жалок. Но на самом деле он очень хитер и изворотлив.
Пользуясь абсолютной безнаказанностью, «недоросль» часто делает все, что ему захочется. От своей матери, по натуре Скотининой, Митрофан перенял многие черты характера. Он вырос таким же жадным, ленивым, злым и непорядочным.
«Недоросль» бессовестно предает свою мать, когда с ней случается беда. «Вот злонравия достойные плоды» — кто сказал эту фразу в конце пьесы? Именно Стародуму — просвещенному человеку доверил Фонвизин последнюю реплику комедии «Недоросль», обобщающую жизнь Митрофана.
Напротив, Софья является примером доброты, кротости, сердечности. Она стремится к знаниям, уважает старших, почитает родителей. Эта девушка имеет собственное мнение о происходящих событиях, обладает незаурядным умом. Светлый образ Софьи вызывает симпатию и у современных зрителей. Эта милая девушка заставляет:
- прислушаться к своим чувствам;
- оценить возможное поведение в различных ситуациях;
- относиться милосердно к людям.
Что такое «злонравие»
Что вкладывает автор «Недоросля» в понятие «злонравие»? Значение этого слова легко понять, обратившись к характерам персонажей. Злой нрав, присущий отдельным героям пьесы, явлен в комедии во всем своем неприглядном виде. Скотинин и Простакова перед зрителями, как на ладони. Они слишком уверены в своей правоте, чтобы попытаться скрыть безобразные черты своей натуры.
Своевольная Простакова настолько привыкла относиться грубо к окружающим, что не сдерживает себя и в отношении родных. Не отстает от нее и Скотинин. Они хотят заставить Софью вступить в брак против ее воли. Грубость и насилие, их обычные методы, должны сработать и в отношении этой разумной порядочной девушки. В пьесе присутствует трагическая нотка — в сложившейся ситуации героине помогает только неожиданное заступничество властей. Обнаружив, что у Софьи есть защитники, помещица решает играть в благородство. Но способна ли Простакова долго носить маску? Ведь она так привыкла презирать всех, что игра в благородство требует огромных усилий.
Несоответствие маски и настоящего лица делает помещицу нелепой. Необузданная любовь Простаковой к Митрофану и одновременно неистовая озлобленность ко всем остальным людям приводят ее к катастрофе. Неблагодарный сын отворачивается от матери в трагическую минуту ее жизни, брат тоже отходит в сторону. Это означает, что у нее нет близких людей, готовых заступиться за нее. План Простаковой был — получить часть наследства Софьи, в итоге же она оказалась жалкой и смешной.
Понятие «злонравие» в «Недоросле» значительно шире, чем характеры персонажей. Крепостничество развратило нравы помещиков. Жестокость, своеволие, безнаказанность господ превратили жизнь простого народа в череду унижений, непосильного труда и душевных драм.
Во многих произведениях русской классики явлены плоды злонравия. Например, в пьесе А. Н. Островского «Гроза», в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».
Актуальность комедии
«Недоросль» Фонвизина не сходит с театральных подмостков и сейчас, хотя его отделяют от современного зрителя два столетия. К этой пьесе невозможно относиться как к давней странице истории. Ведь тема воспитания молодого поколения в литературе актуальна во все времена. Противостояние идей, исповедуемых героями Фонвизина, их разное отношение к детям не могут не волновать и сегодня.
Центральное место в пьесе принадлежит проблеме воспитания. Жестокий, жадный и необразованный Митрофан — плод злонравия той невежественной среды, в которой он вырос. Написать краткое сочинение-рассуждение по комедии «Недоросль» несложно. Это очень интересная тема для школьников и абитуриентов. Выводы по поводу злонравия в пьесе лежат на поверхности. Объяснить смысл фразы «злонравия достойные плоды» можно не только образами персонажей бессмертной комедии Фонвизина, но и примерами из современной жизни.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!