Представители символизма в литературе серебряного века
Символизм — культурное направление, характерное для мирового искусства рубежа девятнадцатого — двадцатого веков, ставшее реакцией на общий мировой упадок. Главной целью представителей символизма в литературе стало желание передать свои чувства и мысли посредством создания «высшей реальности», находящейся за пределами скучной обыденности и наполненной вечностью и красотой.
Оглавление:
Особенности литературного направления
Символизм как течение зародился во Франции в конце семидесятых годов девятнадцатого века. Это направление было представлено работами таких выдающихся писателей и поэтов, как Ш. Бодлер, П. Верлен, А. Рембо и С. Малларме. Двумя десятилетиями позже символизм стал одним из первых модернистских литературных течений в России. Его идейными вдохновителями выступили два великих русских автора: Ф. Тютчев и А. Фет.
Особенности отечественного символизма:
- осознанное стирание смысла произведения, характерное как для прозы, так и для поэзии;
- подчеркнутая «избранность» авторов, способных творить в полном отрыве от реальности и культивирующих свой «особенный» статус;
- использование как возвышенной, так и простонародной лексики;
- стремление выразить невыразимое и иррациональное посредством знаков — символов.
Кратко говоря, главной задачей символистов, отличавшихся новаторским подходом к искусству, было изменение отношения к понятию смысла в художественном творчестве. Представители течения стремились выразить свой собственный индивидуализм, граничащий с идеей «свободной личности», живущей за пределами обыденной реальности.
Литературные произведения сторонников движения были наполнены мистическим содержанием и поиском символической природы окружающего их мира. В ранней поэзии символизма не было ни поучений, ни сложной риторики, ни серьезных размышлений на философские или гражданские темы. Поэты, примкнувшие к этому литературному направлению, стремились облечь свое творчество в чувственно постижимую форму, наполненную знаками, тайными смыслами, недосказанностью и многозначностью.
В отличие от французского, русский символизм был разрозненным, в нем не существовало ни единства концепций, ни списка правил, которые ограничивали бы писателей и поэтов в их творчестве. Некоторые из них, к примеру, В. Брюсов или Д. Мережковский, вдохновлялись эпохами античности и Возрождения, а К. Бальмонт черпал идеи для своих стихотворений в природе.
Литературные приемы, характерные для символизма:
- расширение художественной впечатлительности;
- обильное употребление символов-метафор, имеющих бесконечные трактовки;
- необычные стихотворные размеры;
- создание двоемирия, находящегося на границе реальности и потустороннего пространства;
- насыщение текста иносказаниями;
- использование аллитерации и ассонанса для усиления звуковой выразительности произведений.
Символистская метафора является сложным литературным тропом. Она абстрактна и иррациональна, считывать ее можно в любом ключе. Единого толкования для нее не существует. Примером такой метафоры является «звонко-звучная тишина» из стихотворения «Творчество» (1895) В. Брюсова или «жарко-алый шелк» из «Швеи» (1901) З. Гиппиус. Поэтической декларацией символизма является и произведение В. Иванова «Альпийский рог» (1902).
«Старшие» символисты
Представители первой волны этого течения, которые жили и творили в девяностые годы девятнадцатого века, были холодно встречены отечественной литературной критикой. Их осуждали за избыточную мистичность, отсутствие очевидного смысла, яркое новаторство и желание изменить устоявшиеся поэтические законы. Кроме того, их нередко обвиняли в импрессионизме и декадентстве. Несмотря на то что в русской литературе уже были предпосылки для зарождения символизма, сообщение, которое его последователи несли миру, было понято и принято далеко не сразу.
Основоположником литературного течения называют В. Брюсова. Кроме того, у его истоков находились Д. Мережковский и его супруга З. Гиппиус. Позже к ним присоединились А. Добролюбов, Ф. Сологуб, В. Гиппиус, Н. Минский, М. Лохвицкая и др.
Представители старшей школы были разделены территориально. В Петербурге продвижением символизма занимался Д. Мережковский при поддержке А. Добролюбова. В Москве эта задача лежала на плечах В. Брюсова. Последний даже привлек к делу известных столичных меценатов, которые помогли ему с организацией работы собственного издания, специализировавшегося на выпуске сборников молодых авторов. Оно называлось «Скорпион» и просуществовало более пятнадцати лет. Кроме «Скорпиона», представители новой литературы серебряного века печатали свои работы в издательствах «Оры», «Гриф», «Сирин» и в журналах «Весы», «Золотое руно» и «Аполлон».
В качестве манифеста «старшими» представителями течения была выбрана статья авторства Д. Мережковского под названием «О причинах упадка…», вышедшая в свет в 1893 году.
Основными чертами «первых» символистов являются следующие понятия:
- отрицание реальности и интуитивное восприятие мира;
- провозглашение поэта чародеем и мистиком, способным заклинать читателя;
- обращение к идее божественной сущности мира;
- поклонение «страстной легенде искусства»;
- использование в творчестве тем любви, смерти и вечности.
Первопроходцам-символистам действительно были свойственны декадентские настроения. Многие из них поэтизировали смерть, писали про безнадежность и страдания, рожденные несчастной любовью. Ярким примером такой тематики являются стихотворения «О, смерть! Я твой» (1894) Ф. Сологуба, «Весной…» (1983) М. Лохвицкой, «Два голоса» (1905) и «В полночь» (1908) В. Брюсова.
Одной из самых загадочных фигур в стане символистов был Ф. Сологуб, создававший странные и непонятные консервативным обществом стихи еще с 1870-х годов. Однако венцом его творения стало прозаическое произведение «Мелкий Бес», написанное в 1907 году.
Творчество К. Бальмонта также относится к «старому» символизму русской литературы. Как истинный приверженец движения, в своих работах он увлекался звукописью и обильной метафоричностью. Лучшими стихотворениями авторами, иллюстрирующими его созидательное начало, являются «Нить Ариадны» (1894), «Бог и дьявол» (1913), «Август» (1984) и т. д.
История младосимволизма
В самом начале девятнадцатого века отношение к символизму было значительно изменено благодаря творчеству молодых и амбициозных поэтов, принявших и переработавших постулаты своих старших литературных товарищей. В их число входили такие авторы, как А. Блок, А. Белый, С. Соловьев, М. Волошин, В. Иванов, Л. Кобылинский, И. Анненский, Ю. Балтрушайтис и др.
Их творчество было более понятно для читателя, однако оно сохраняло некоторые характеристики, пропагандируемые старой школой. Они также ставили философские вопросы, касающиеся судьбы поэта и поэзии, мистики и божественного провидения, неизведанного и обычного. Однако они не отрицали реальность, реагировали на серьезные политические события, происходившие на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков, отзывались на проблемы отдельно взятой личности в контексте истории.
К примеру, стихотворения, вышедшие из-под пера А. Блока («Проклятый колокол» (1906) и «В огне и холоде тревог», 1910−1914) и А. Белого («Пир», 1905 и «Вакханалия», 1906) были посвящены судьбе отечества, ожиданию грядущей катастрофы и полного кризиса гуманизма на фоне революции.
Главным идейным вдохновителем «новой» школы был А. Белый, являвшийся организатором известного поэтического кружка «Аргонавты». Его поэзия считается явным образцом классического символизма. Она насыщена мистицизмом, перемежающимся с религиозными размышлениями и апокалиптическими настроениями. К знаковым произведениям автора относят произведения: «Христос Воскрес» (1918), «Предчувствие» (1908) и «Путь» (1906).
Немногим позже младосимволизм перестал быть литературной школой как таковой и превратился в специфическую идеологию, которой подчинялись ее представители. В основе этой идеологии лежали мысли, выраженные в творчестве поэта и философа В. Соловьева, который пророчил смерть для общества, погрязшего в грехах. Он считал, что спасение можно обрести, лишь прикоснувшись к Божественному началу «Мировой души».
Кроме того, Соловьев продвигал тему Вечной Женственности как пути к божественной Действительности, которая особенно полюбилась А. Блоку. Эта тема реализована в следующих его произведениях: «Незнакомка» (1906), «Король на площади» (1906), «Роза и крест» (1912−1913), а также в сборнике «Стихи о прекрасной даме» (1901−1902).
Особенности младосимволизма:
- осознание кризиса русской истории;
- принятие реальности в симбиозе искусства и обычной жизни;
- воспевание мира, в котором царствует красота и чистота;
- придание поэту роли творца, выступающего посредником между людским и божественным;
- стремление оставить след в вечности;
- использование мифических сюжетов;
- преобладание общего над частным.
Постреволюционный кризис, настигший общество после 1905 года, стал предтечей исчезновения символизма как направления литературы. В новом мире, отстраивавшемся на еще дымящихся руинах российской империи, не нашлось места ни для бунтарской эстетики старой школы, ни для утопического мировоззрения молодых представителей течения. На смену им пришли поэты-акмеисты. В 1909 А. Белый написал статью «Символизм», ставшую своеобразной эпитафией для этого литературного направления, в которой выразил свое сожаление по утраченной эпохе.
Несмотря на то что представителей отечественного символизма нередко обвиняли в попытке бегства от жестокой и холодной реальности в мир, наполненный прекрасными иллюзиями, их творчество является ценным вкладом в развитие русской классической литературы серебряного века. Неважно, что они оставили после себя больше вопросов, чем ответов, ведь их произведениями следует наслаждаться именно так, как они и задумали — как музыкой или изобразительным искусством, обладающими неочевидным смыслом, но невероятно прекрасной формой и содержанием.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!