Взаимоотношения помещиков и слуг в романе «Дубровский»
А. С. Пушкин в своем романе «Дубровский» поднял множество тем: защита чести и достоинства, семейный произвол, бунт крестьян. Одной из основных проблем, которые описал Александр Сергеевич в своем произведении — взаимоотношения помещиков и слуг. В романе «Дубровский» прекрасно показано разложение русского дворянства и его противостояние с простым народом.
Оглавление:
Кирила Петрович Троекуров и крепостные
О сложном нраве помещика читатель узнает из первых глав романа «Дубровский». Пушкин наделяет персонажа следующими характеристиками:
- жестокость и деспотизм;
- вспыльчивость;
- аморальное поведение;
- неуважительное отношение к людям;
- властолюбие;
- черствость души, безразличие к чужому горю.
Александр Сергеевич изображает Кирилу Петровича как чрезвычайно деспотичного человека. Жестокое отношение Троекурова распространялось и на близких ему людей, и на друзей, и на слуг. Автор романа говорит, что «с крестьянами и дворовыми обходился он строго и своенравно». Для него ничего не стоит высечь ни в чем ни повинного человека.
Например, в эпизоде, когда после ссоры со старшим Дубровским Троекуров поехал на охоту, которая к тому же не задалась, и настроение еще больше было испорчено, жестокий помещик избивает повара. Таким образом, он сорвал свою злость на человеке, который не был виноват в скандале.
Этот персонаж не считался с интересами окружающих, относился к людям как к вещам, даже чиновники из-за его материального положения пресмыкались перед ним. Ещё и свою единственную и любимую дочь Машу Троекуров выдает замуж насильно, чем причиняет девушке невыносимые страдания.
Кирила Петрович был достаточно богат, у него было много крепостных. Пушкин пишет, что «в одном из флигелей его дома жили шестнадцать горничных». Помещик держал своих подчиненных под замком, окна комнаты, где обитали слуги, были загорожены решетками. За молодыми девушками присматривали старухи, чтоб те не убежали. Кирила Петрович не стыдился вступать с крестьянками в близкие отношения, поэтому по его двору бегали дети, как две капли воды похожие на старого барина. Троекуров признал своим ребенком только Сашу, сына гувернантки Мими.
Вседозволенность подданных
Изображая крепостных, Пушкин доносит до читателя мысль, что слуги всегда перенимают черты характера своего господина. Люди Троекурова, несмотря на суровый нрав барина, были преданы ему. Пушкин говорит, что «они тщеславились богатством и славою своего господина и, в свою очередь, позволяли себе многое в отношении к их соседям, надеясь на его сильное покровительство».
Именно поэтому один из псарей Кирилы Петровича не постыдился высокомерно пошутить над Андреем Гавриловичем Дубровским, сказав, что некоторым дворянам было бы неплохо поменять свою усадьбу на собачью конуру в поместье Троекурова. Покровские мужики совершают грабежи и воруют лес во владениях Дубровского, и этим открыто демонстрируют, что на мнение соседского помещика им наплевать.
К своим крепостным Кирила Петрович относится как к собственности, которой он очень дорожит. Когда отец-Дубровский потребовал к себе псаря Парамошку с повинной, Троекуров был сильно разгневан, ведь, по его мнению, какой бы ни была причина, только он имел право наказывать или миловать своих людей.
Если высокомерие помещика уязвлено, тот забывает о дружбе и ведет себя в высшей степени недостойно даже по отношению к честным дворянам. За воровство леса Андрей Гаврилович справедливо наказывает покровских мужиков, и за это Кирила Петрович жестоко мстит своему лучшему другу, обманным путем забрав у него родовое поместье.
Взаимоотношения Андрея Гавриловича со слугами
Сравнительный анализ двух помещиков показывает, что между персонажами есть немаловажное отличие — социальное положение. Дубровский — обедневший дворянин, которому принадлежит небольшое имение Кистеневка. Их дом уже обвешал, крепостных людей намного меньше, чем у Кирилы Петровича. Тем не менее хозяева маленького поместья — честные и порядочные люди, которым чужд разгульный образ жизни.
А. С. Пушкин наделяет Андрея Гавриловича лучшими человеческими качествами:
- честность;
- благородство;
- скромность;
- справедливость;
- смелость;
- чувство собственного достоинства;
- уважительное отношение к крестьянам.
Дубровский не злоупотреблял своей властью над людьми. Между ним и слугами сложились добрые, дружеские отношения. Это касается всех членов семьи Андрея Гавриловича. Крепостные очень любят своих господ, считают их родными. Например, можно рассмотреть эпизод, когда дворня окружает вернувшегося в Кистеневку молодого Дубровского: крестьяне целуют юношу, он никак не может освободиться из их объятий.
Крепостные поддерживают своих господ и в радости, и в горе. Они рядом со старым Дубровским в минуту его смерти. Во время отпевания Андрея Гавриловича «бабы громко выли; мужики изредка утирали слезы кулаком».
Опечаленные крестьяне бегут к Владимиру, когда суд приезжает их отбирать. Они целуют руки своему молодому господину и говорят, что готовы ради него совершить любой поступок: «прикажи, государь, с судом мы управимся. Умрем, а не выдадим».
Люди Дубровского — смелые и решительные, они готовы жертвовать собой ради своего хозяина. Когда староста объявляет кистеневских крестьян собственностью Троекурова, голос из толпы дерзко выкрикивает, что никого, кроме Владимира, они своим барином не признают. После этого толпа крепостных двинулась на старосту с его помощниками, которые скрылись в господском доме.
Владимир очень ценит преданность своих людей. Как Дубровский относился к крепостным, можно увидеть в эпизоде, когда он хотел спалить родную усадьбу. Прежде чем сделать это, юноша выводит из помещений всех своих крестьян и обращается к ним со словами: «Ну, дети, прощайте, иду, куда бог поведет; будьте счастливы со своим новым господином». Но крепостные не хотят расставаться с Владимиром.
Роль крестьян в жизни Дубровских
Некоторых крепостных этого семейства Пушкин наделяет индивидуальными характерами. Активное участие в жизни своих господ принимают такие персонажи:
- Орина Егоровна Бузырева, няня Владимира Дубровского;
- кучер Антон;
- кузнец Архип;
- дворовый человек Гриша.
Эти люди оказались не просто послушными слугами для Владимира Дубровского, а самыми настоящими друзьями. Они всюду следовали за хозяином после уничтожения Кистеневки.
Орина Бузырева
Егоровна — старая няня Дубровского, мать Гриши, которая на момент описываемых событий занимает в поместье должность экономки. Безусловно, изображая заботливую старуху, Пушкин вдохновляется образом собственной няни — Арины Родионовны (даже имена у них одинаковые).
Как ангел-хранитель, Егоровна всегда рядом и с отцом-Дубровским, и с его сыном. После известия о том, что Кистеневка больше не принадлежит ему, хозяин имения тяжело заболевает. В это время старая няня присматривает за своим барином «как за ребенком, напоминала ему о времени пищи и сна, кормила его, укладывала спать».
Егоровна — умная и рассудительная старушка. Она единственная из всех обитателей Кистеневки сохраняет способность здраво рассуждать, когда болеет Дубровский, поэтому женщина с помощью повара Харитона пишет Владимиру письмо, в котором уведомляет о болезни отца и настаивает, чтоб сын приехал домой, ведь имением некому управлять.
Преданность семье Дубровских, безграничная любовь к своим хозяевам выражается у Егоровны еще и в том, что, несмотря на преклонный возраст, старуха продолжает сопровождать Владимира и тогда, когда он уже стал разбойником. Ей не страшна жизнь в лесу. Когда молодому Дубровскому наносят увечья, она кормит юношу, перевязывает ему раны.
Старый кучер Антон
От станции к родной Кистеневке Владимира везет именно этот персонаж. Увидев молодого барина, старик прослезился и поклонился юноше до земли. Очевидно, Антон очень любит Владимира и надеется, что он не даст кистеневских крепостных в обиду. Именно старый кучер рассказывает молодому Дубровскому о подробностях ссоры его отца с Троекуровым.
Когда Владимир спрашивает Антона, желают ли кистеневские крестьяне перейти во владение к соседу, старик говорит: «Нет, дай бог долго здравствовать Андрею Гавриловичу, а коли уж бог его приберет, то не надо нам никого, кроме тебя, наш кормилец». Антон просит Владимира Дубровского не отдавать крестьян Троекурову, обещая, что все в поместье «станут горой» за молодого барина. Старик покидает сгоревшее имение вместе с хозяином и всюду сопровождает его.
Гриша и Архип
Сын Егоровны всегда рядом с молодым Дубровским. Именно он выставил Троекурова со двора, когда скончался старый барин. Гриша не может уснуть в ту ночь, когда приказные сообщили о переводе кистеневских крестьян во владение Троекурова. Он выступает одним из зачинщиков пожара и после уничтожения Кистеневки вместе со своим хозяином ведет разбойничью жизнь.
Самым смелым из людей Дубровского был кузнец Архип. Очевидно, чувство гордости и собственного достоинства он перенял у своих господ. Известие, что кистеневских крестьян отдают Троекурову, сильно опечалило мужчину. Ему противна мысль, что нужно покориться жестокому помещику, поэтому Архип хочет ночью пробраться к спящим приказным и всех перебить топором.
Кузнец — не кровожадный убийца. Он жалостливый человек, ведь во время пожара мужчина, рискуя своей жизнью, спасает из пламени кошку. Архип остается преданным Владимиру и после уничтожения Кистеневки.
Роман «Дубровский» пронизан гуманистическим пафосом, ведь в своем произведении Пушкин осуждает любые проявления деспотизма и насилия. Собственные представления о настоящем дворянине Александр Сергеевич воплотил в образах Андрея и Владимира Дубровских. Кроме того, писатель утверждает, что крепостной человек тоже может иметь красивую и благородную душу. В романе Пушкин показывает необходимость коренных преобразований в общественно-политической жизни России.
По литературе часто проводят открытые уроки на тему «Два помещика в романе «Дубровский». Сочинение по этому произведению может попасться на ЕГЭ в 11 классе.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!