Сказка «Двенадцать месяцев» для читательского дневника
Большим и маленьким читателям очень нравится сказка-пьеса из рождественской серии «Двенадцать месяцев». В читательском дневнике учащимся 5 класса нужно записать краткое содержание книги, составить план, подобрать подходящие пословицы. Ребята делают это с удовольствием, ведь в добром произведении Самуила Маршака присутствует много волшебных моментов и счастливая концовка.
Оглавление:
История создания
Читая интересную новогоднюю историю, дети даже не подозревают, что автор написал её в годы Великой Отечественной войны. Маршак тогда публиковал различные фронтовые очерки и антифашистские эпиграммы. Писатель задумывался над тем, что нужно и важно для читателей в военное время. Собранные средства за публикации он отправлял в Фонд обороны. Сказка «Двенадцать месяцев» появилась в не сказочных условиях жизни — в суровой, военной Москве. Самуил Яковлевич решил, что в те годы не только дети, но и взрослые нуждались в праздничном представлении.
Основой новогодней истории послужила словацкая сказка Божены Немцовой. Интересным фактом является и то, что Маршак создал не только пьесу, но и прозаическую версию легенды. Он хотел показать, что только простые, трудолюбивые и честные люди способны открыть тайны природы.
Премьера спектакля по пьесе вышла только в 1947 году, в Московском театре юного зрителя. С тех пор персонажи сказки «12 месяцев» появлялись в различных одноимённых художественных и мультипликационных фильмах.
Жанровое своеобразие
Особенность книги Маршака в том, что оно является сказкой-пьесой. Автор считал, что пьеса говорит не только словами, но и действиями, понятными всем. Это драматическое произведение создано для постановки в театре. Описания в нём отсутствуют. Состоит сказка из 4 действий и 8 картин.
Герои сказки
У каждого персонажа «12 месяцев» свой собственный внутренний мир, раскрывающийся в полной мере. Определённых имён в сказке нет, только собирательные названия. Герои «12 месяцев» волшебные и реальные, фантастические и обыкновенные, яркие и запоминающиеся.
Вот небольшая характеристика основных действующих лиц:
- Падчерица. В девушке присутствуют все лучшие качества, присущие русским женщинам. Она добрая, трудолюбивая, скромная, вежливая, честная, терпеливая, готовая пожертвовать собой. В ней очень сильное природное начало. Девочка любит всё, что её окружает: лес, животных, речку. Искренность и открытость героини не мешают ей проявлять твёрдость, способность пойти на смерть ради спасения доверенной тайны. Настоящие чудеса творит природа, придя на помощь юной Падчерице. В конце истории девушка достойно вознаграждена.
- Мачеха и дочь. Мать избаловала свою родную дочь. Вместе они издеваются над сиротой, обижают её, заставляют тяжело трудиться. Обе героини живут меркантильными интересами. Чтобы получить побольше золота, они готовы погубить Падчерицу, заставив её зимой в тёмном лесу искать подснежники. Мачеха и дочка лживые, постоянно ссорятся между собой, готовы предать в любую минуту. У злобной и жадной старухи такая же завистливая и злая дочь. Трудный характер героинь приводит их к серьёзным проблемам. В конце они наказаны по заслугам.
- Королева. Четырнадцатилетняя принцесса осталась сиротой. Её воспитывает прислуга. Все придворные преклоняются девушке и исполняют все её приказания. Это привело к развитию слишком высокого мнения о себе. Принцессе чужды моральные нормы. Она легко распоряжается жизнями людей, а также желает, чтобы и природа выполняла её капризы. В конце девушка оказывается в трудной ситуации и просит падчерицу о помощи. У героини появляется шанс измениться в лучшую сторону.
Второстепенные персонажи
Рядом с Королевой находятся льстивые придворные и лицемерные послы. В сложной ситуации они сбегают от хозяйки и бросают её на погибель в лесу. Эти люди неискренне относятся к Королеве.
Одним из положительных героев сказки «12 месяцев» является солдат. В нём соединились отзывчивость, великодушие, совесть. Мужчине важно благополучие других людей. Солдат не прислушивается к приказам вышепоставленных лиц, если они неразумные. Он искренне приглашает принцессу и Профессора погреться у костра, готов на самопожертвование.
Разным наукам Королеву обучает старый учитель (Профессор). Он образованный, следует законам природы, переживает за безнравственность и эгоизм своей воспитанницы. Учитель проявляет трусость перед ученицей и идёт у неё на поводу, боясь наказания. Это вызывает внутри героя внутренний конфликт.
В момент опасности герой всё же спасает свою ученицу от медведя. Добрый, честный, справедливый старик вынужден иногда поступать не в унисон со своей совестью.
Волшебные месяцы
В сюжете пьесы присутствуют самые загадочные герои — Двенадцать месяцев. Братья олицетворяют природные стихии, непоколебимый миропорядок. Самого старшего из них звали Январь, остальные моложе своего предшественника. Автор показал этими образами бесконечную смену времён года, смену поколений.
Братьев-месяцев найти не так-то просто. Одной падчерице это удаётся, потому что девушка живёт в гармонии с природой. Остальным героям сначала нужно пройти испытания. Братья видят всех окружающих насквозь. Падчерицу за её добрый нрав они щедро наградили, а мачехе с дочкой преподнесли хороший урок. Каждому из героев месяцы дают возможность исправиться.
Сюжетная линия
Краткое содержание пьесы переносит читателей в одно королевство, где правила юная Королева. Она отличалась своенравным и капризным характером. Различными науками с ней занимался старый Профессор. Он не перечил своей воспитаннице, чтобы та его не казнила. Однажды, пред Новым годом, девушке вздумалось издать указ о том, чтобы во дворец доставили корзину подснежников. За это было обещано корзину золота и шубу.
Как только мачеха услышала о подснежниках, то отправила Падчерицу в лес. Девушка не могла ей отказать и в метель отправилась на поиски цветов. На лесной поляне, возле костра, она встретила Двенадцать месяцев. Братья помогли девушке: Март уступил место Апрелю, и на поляне расцвели подснежники. Девочка набрала целую корзину белых цветов. На прощание Апрель подарил героине волшебное кольцо.
Старуха и дочка отнесли подснежники во дворец и колечко волшебное украли. Только им пришлось признаться Королеве, что цветы собирала Падчерица. Капризная государыня приказала девочке отправляться вместе со свитой в лес за земляникой. В лесу было очень холодно, все замёрзли. Принцесса уронила колечко, как вдруг начали происходить чудеса. Зиму сменила весна, потом пришло лето, затем — осень и опять зима. На поляне появились братья-месяцы. Они принялись исполнять желания.
Старуха с дочкой превратились в собак, Королева с придворными добралась до дворца, а Падчерица получила сундук с драгоценностями, да наряд красивый.
План пересказа
Прежде чем делать анализ пьесы, ребятам нужно составить её план. Вот примерные пункты:
- Капризы принцессы.
- Королевский приказ.
- Мачеха отправляет Падчерицу в зимний лес за подснежниками.
- Встреча с братьями-месяцами.
- Возвращение с полной корзиной подснежников.
- Мачеха с дочкой в королевстве.
- Новое желание Королевы.
- Все придворные в лесу.
- Времена года меняются.
- Вознаграждение по заслугам.
Композиционные особенности
Сказка-пьеса Маршака начинается с завязки. Автор показывает, как в зимнем лесу волк разговаривает с вороном, а маленькие бельчата с зайцем играют в горелки. За этой картиной наблюдает Падчерица, посланная мачехой за хворостом. Вдруг она встречает солдата, который рассказывает, что под Новый год происходят чудеса.
Далее идёт развитие действия. Читатели встречаются с 12 месяцами. Они пригрели у костра замёрзшую Падчерицу. Девушка рассказывает им, зачем пришла в лес, и те помогают ей набрать подснежников. Мачеха с дочкой относят корзину во дворец.
Кульминацией пьесы является момент, когда девушку под угрозой казни заставляют вести в лес за земляникой. Братья-месяцы всё расставляют на свои места. В развязке все месяцы сидят у костра вместе с Падчерицей.
История закончилась тем, что братья преподносят ей в подарок сундук с драгоценностями, нарядами и запряжённых в сани лошадей.
Главная мысль
В сказке Маршака поднимается вечная тема борьбы добра со злом. Все события происходят среди красивой природы. У неё свой гармоничный порядок. Смысл пьесы в том, что не нужно поддаваться эгоизму и пытаться разрушить эту гармонию. Люди, уважающие природу, выглядят достойно.
Мораль произведения в следующем:
- Нужно беречь красоту окружающего мира.
- Всё на этом свете происходит в нужное время: на Новый год летают пушистые снежинки, а в апреле распускаются белоснежные подснежники.
- Важно быть добрым, милосердным, не смиряться с невежеством. Капризы могут привести к плохим последствиям.
К пьесе подойдёт следующая пословица: «Всё в свой срок: придёт времечко — вырастет и семечко».
Отзывы читателей
После прочтения сказки Пьесы Маршака, дети оставляют благодарные отклики. Вот некоторые из них:
Эта книга вселяет в душу радость и веселье. После её прочтения хочется снова и снова верить в чудеса, что они случаются. Стоит только быть светлым, чистым, честным — и в январе обязательно зацветут подснежники, если не в лесу, то в душе.
Все люди, как и герои сказки Маршака, мечтают быть счастливыми. Важно только добиваться счастья честным путём, никому не подставлять подножку. Капризная Королева в конце сказки поняла свою ошибку, и у неё появился шанс всё исправить.
Сказки приносят чудеса тем, кто в них верит. Падчерица немного похожа на Золушку, только вместо доброй крёстной ей помогают двенадцать месяцев. Героиня доказывает, что любовь и добро способны творить чудеса даже там, где власть бессильна.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!