Главные герои рассказа «Макар Чудра» и их характеристика
Рассказ «Макар Чудра» (1892 г.) — дебют Алексея Пешкова в литературе и первое произведение, опубликованное под псевдонимом Максим Горький. В этой и ряде последующих работ писатель проявил себя как неоромантик. Характеристика главных героев «Макар Чудра» позволит понять загадочность и обособленность цыганского народа, непохожесть их мира на привычную обитель русского человека.
Оглавление:
Рассказ «Макар Чудра» (1892 г.) — дебют Алексея Пешкова в литературе и первое произведение, опубликованное под псевдонимом Максим Горький. В этой и ряде последующих работ писатель проявил себя как неоромантик. Характеристика главных героев «Макар Чудра» позволит понять загадочность и обособленность цыганского народа, непохожесть их мира на привычную обитель русского человека.
Макар Чудра
Стоит сразу отметить, что при произношении фамилии этого персонажа, ударение ставится на последний слог, на букву А. Теперь о самом герое: он является проводником в цыганский мир.
Внешнее описание говорит, что мужчина крепкий, сильный (автор сравнивает его с мощным старым дубом). 58-летний цыган во многих местах побывал, имеет философию вечного странника. «Ходи и смотри, — советует он рассказчику, — насмотрелся, ляг и умирай — вот и все!».
Макар считает оседлых людей рабами и презирает их. По его мнению, такой человек ничего в жизни не видит, кроме своего поля, «и умирает, как родился, — дураком». Несмотря на то что герой живет в таборе, у него есть дочь, он внутренне одинок и убежден, что каждый человек обречен на такую участь. «Разве ты думаешь, что ты кому-то нужен? — говорит он рассказчику. — Ты не хлеб, не палка, и не нужно тебя никому».
Отстраненность от людей у Макара компенсируется общением с природой.
Ему понятна ширь степей, а голос морской волны веселит сердце, и пожилой цыган с долей презрения и жалости отмечает, что оседлым «рабам» это неведомо. Макар не терпит:
- лжи;
- лицемерия;
- фальши.
Он с возмущением отзывается о некоем проповеднике, чьи действия шли вразрез с содержанием учений. Есть основания полагать, что у Макара когда-то давно случилась драма, связанная с женщиной, по-видимому, с матерью его дочери.
Из-за этого у него сформировалось пренебрежительное отношение к противоположному полу. Вот почему он советует своему молодому собеседнику остерегаться девок, которые, по его словам, «лгут всегда». Для этого он и рассказывает легенду о роковой любви.
В своем повествовании пожилой цыган восхищается Зобаром, а к Радде относится с неприязнью: «Девка как ни хороша, да у ней душа узка и мелка», — хотя иногда восхищается ею. Видимо, он и сам пережил нечто подобное, но в отличие от героев своего рассказа нашел для себя выход: отрешился от бурных страстей, сумел прийти к гармонии с природой и самим собой, сохранив внутреннюю свободу.
Описание Зобара
Для Макара этот персонаж чуть ли не божество, идеал цыгана и мужчины.
Вот каковы основные черты героя:
- Почти нечеловеческая красота: «очи, как ясные звезды, горят, а улыбка — целое солнце», «стоит весь, как в крови, в огне костра и зубами сверкает, смеясь».
- Мощный ум и безграничный кругозор: «мудр, как старик, и сведущ во всем».
- Способность подчинять людей и внушать любовь к себе: «все он мог сделать с человеком, и все любили его».
- Исключительная музыкальность: его игра на скрипке и песни завораживали. Если мелодия была грустная, она резала грудь, как ножом, а веселая — само солнце «того и гляди, затанцует по небу».
- Совершенство в мастерстве конокрадства: Зобар мог украсть любого вороного, как бы того ни охраняли, и остаться неуловимым. Это качество особенно ценилось у цыган.
- Полное бескорыстие: когда он продавал украденного коня, деньги мог взять любой, Зобару они были не нужны.
Радда привлекла героя не столько необыкновенной красотой, сколько неприступностью. Покорить ее почти невозможно, тем желаннее для охотника такая добыча.
Любовь Зобара так велика, что он готов поступиться даже своей свободой, но для него неприемлемо условие Радды поклониться ей в ноги.
Он, альфа-цыган, должен унизиться перед всем табором, поэтому он убивает возлюбленную и только тогда припадает к ее ногам и, более того, целует их. Совершая это, он знает, что обречен на смерть.
Анализ образа Радды
Если Макар, говоря о Зобаре Лойко, дает его красочный портрет, то описывать внешность Радды он отказывается, ограничиваясь замечанием, что его дочь Нонка — прекрасна, но, сравнивая ее с этой героиней, выдает такую цитату: «много чести Нонке».
Богатый моравский господарь предложил прекрасной цыганке полный кошель денег за один ласковый взгляд, но она швырнула его в грязь, так как это противоречило ее жизненным ценностям. Тогда пан явился в табор просить руки Радды, но гордая девушка жестоко высмеяла его.
Когда же Зобар явился в родной табор цыганки, где был принят как дорогой гость, он сразу обратил внимание на необыкновенную красавицу, но любые его попытки приблизиться к девушке встречали с ее стороны убийственные насмешки.
В своей гордости Радда доходит до того, что попирает цыганские обычаи.
Так, послушав песню Зобара, приведшую в восторг всех, она презрительно бросает: «Вот так однажды комар гудел, орлиный клекот передразнивая». Она прилюдно оскорбляет гостя, что недопустимо у цыган. Зобар спускает ей насмешку и при всем таборе делает ей предложение, предупреждая при этом: «Но смотри, воле моей не перечь — я свободный человек и буду жить так, как я хочу!».
В ответ гордячка подсекла его кнутом, и он упал. Еще одно унижение! На глазах читателя гордость Радды, которой он вместе с Макаром любовался в сцене с моравским господарем, превращается в гордыню. Это качество появляется, когда человек не уверен в себе, испытывает внутренний дискомфорт или страх.
Радда испугалась вспыхнувшей в ее сердце любви к Зобару и пыталась сопротивляться этому романтическому чувству, пока не поняла, что это сильнее ее, а это значит, что она уже не свободна.
Даже если бы парень покинул табор, девушка больше не смогла бы жить по своей воле, как раньше, ее непреодолимо влекло бы к нему. А в цыганском сообществе даже в современное время сильны патриархальные устои, что уж говорить про позапрошлый век.
Вольнолюбивая Радда была бы обречена на зависимое положение, как любая замужняя цыганка, поэтому она и выдвинула возлюбленному неприемлемое для него условие: при всех поцеловать ей руку и поклониться в ноги. Гордая красавица почти наверняка знала, что произойдет дальше. Это и случилось. Зобар понял, почему она так поступила, и восхитился смелостью ее выбора. «Эх! да и поклонюсь же я тебе в ноги, королева гордая!» — воскликнул он после того, как нанес роковой удар.
Солдат Данило
Отец Радды — один из немногих кочевых цыган, участвовавших в боевых действиях. В 1848—1849 гг. в Венгрии произошло восстание, целью которого было отделение страны от Австрии и превращение ее в независимое государство. Одним из его лидеров стал известный политический деятель Лайош Кошут. В рядах созданной им армии сражался отец Радды, чем впоследствии очень гордился: ведь он боролся за свободу.
Данило не только любил, но и уважал свою дочь, поэтому предоставлял ей полную свободу решать собственную судьбу.
В истории с моравским господарем он всецело был на стороне Радды. А когда Зобар Лойко попросил у него руки девушки, старый солдат сказал только: «Да возьми, коли можешь!» После того как юноша нанес Радде смертельный удар, Данило убил его тем же ножом.
Этот эпизод Макар Чудра в своем рассказе излагал без эмоций, просто констатировал факт. В поступке отца, отомстившего за дочь, с цыганской точки зрения не было ничего экстраординарного. Данило действовал по неписаным законам своего народа.
Эпизодические персонажи
В рассказе действует еще несколько лиц. Хотя их роль невелика, но она очень важна. К ним относятся:
- Нур. Старый цыган, главный в таборе. Среди эпизодов, в которых участвует этот персонаж, особенно запоминается момент, когда после свершившейся трагедии Нур «заплакал так, что ходуном заходили его стариковские плечи».
- Моравский господарь. Единственный в повествовании Макара Чудры человек со стороны, не цыган. Обладатель несметных богатств, он был сражен красотой Радды, но еще больше его удивило то, что существуют люди, которые не продаются ни за какие деньги.
- Нонка, дочь Макара Чудры. Образ этой девушки, едва намеченный в рассказе, воспринимается как отражение и в некотором роде продолжение Радды. Та же надменность царицы, то же «презрение ко всему, что не она сама».
Если попробовать мысленно исключить хоть одного из этих персонажей из рассказа — можно увидеть, как много он потеряет. Нур, поводящий усами и пожимающий плечами в такт песни Зобара, воплощает удовольствие всех своих подопечных от зажигательной музыки и проникновенного исполнения. А лежащий лицом вниз возле мертвых влюбленных и сотрясающийся в рыданиях, он воплощает скорбь всего табора.
Не будь в рассказе богатого господаря, не прочувствовал бы читатель в полной мере силу красоты Радды и ее гордость. Также не удалось бы увидеть смелость отца девушки, который дерзко разговаривает с вельможей.
Нонка как бы дает читателю надежду, что красота Радды не совсем исчезла с лица земли. А ее «нежная и страстная песня-думка», доносящаяся издалека, стала поводом для повествования Макара о трагической любви.
Рассказчик — особое действующее лицо
Его нельзя отнести ни к главным героям, потому что его почти не видно, ни к второстепенным, так как он, появляясь в начале и в конце, закольцовывает произведение. Повествователь, как и сам писатель, отправился в странствие по России, чтобы узнать жизнь ее народа.
В Бессарабии на берегу Черного моря он встретился с Макаром Чудрой. Узнав, что молодой человек ходит и изучает окружающий мир, пожилой цыган увидел в нем почти родственную душу.
В разговоре он называет юношу соколом — это знак большой симпатии.
Интересно построен диалог Макара и рассказчика в начале произведения. Повествователь приводит только реплики цыгана, свои же вопросы и изречения он опускает. Делает это, видимо, потому что считает их неинтересными и фокусирует внимание читателя исключительно на собеседнике. А когда Макар начинает повествование о Зобаре и Радде, рассказчик превращается в слушателя.
Вновь он проявляет себя в финале, когда перед его внутренним взором предстают герои только что услышанного повествования. Читатель может судить о богатом воображении молодого человека, являющемся одним из главных признаков писательского таланта.
Роль произведения в современном мире
Вряд ли 24-летний Алексей Пешков, опубликовав свой первый рассказ, мог представить, что именно это его произведение станет неотъемлемой частью русскоязычной культуры. Но так и случилось. Этот рассказ изучают в школе, и вольнолюбивые горьковские герои участвуют в формировании личности многих поколений россиян.
К произведению обратился один из самых ярких и самобытных мастеров отечественного кино — режиссер Эмиль Лотяну. Его картина «Табор уходит в небо», вышедшая на экраны в 1976 г., стала классикой советского и российского киноискусства. Этот фильм и сегодня смотрят с большим интересом.
В нынешнее время, когда сняты некоторые запреты и ограничения, действовавшие на протяжении многих лет и даже веков, вопрос о свободе встает с новой остротой. Как, впрочем, и вопрос о любви. И к обсуждению этих животрепещущих проблем стоит привлечь гордого Зобара Лойко, неукротимую Радду и мудрого Макара Чудру. Им есть что сказать обывателю об этом.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!