Что такое хлестаковщина в комедии Гоголя «Ревизор»
В своей пьесе «Ревизор» Николай Васильевич Гоголь изобразил все самое аморальное, возмутительное и циничное, что было в России XIX века. Иван Александрович Хлестаков — один из главных действующих героев произведения. От его имени и произошло понятие «хлестаковщина». А что это такое в комедии «Ревизор», можно узнать, изучив личность персонажа.
Оглавление:
Объяснение слова
Если говорить кратко, то толковый словарь Т. Ф. Ефремовой трактует хлестаковщину как «беззастенчивое, безудержное хвастовство, вранье». Там же можно найти и существительное «хлестаковство», обозначающее то же самое, но употребляемое гораздо реже, поскольку оно не такое выразительное и произносится труднее. В словарях предлагаются следующие синонимы к этому слову: похвальба, фанфаронада и т. д.
С помощью справочников удалось найти четкое определение понятию. Но чего-то в нем не хватает. Все-таки хлестаковщина — это нечто большее, чем просто хвастовство и вранье. Стоит присмотреться пристальнее к самому господину Хлестакову.
Этот герой, как и все персонажи «Ревизора», наделен говорящей фамилией. Она происходит от глагола «хлестать», одно из значений которого — врать, пустословить. К этому же корню восходят слова «хлюст» и «хлыщ», имеющие одинаковое толкование: франтоватый, самодовольный и пустой молодой человек, любящий покрасоваться. В слове «хлесткий» можно увидеть значение «пустословить». Вот и получается, что одна фамилия — это уже чуть ли не половина образа.
Иван из Подкатиловки
Впервые Хлестаков предстает перед зрителем и читателем во втором действии. Его появление предваряется монологом слуги Осипа, который размышляет о жизни, валяясь на барской постели. С его слов становится ясно, что Иван Александрович — «елистратишка», то есть коллежский регистратор, чиновник 14 класса.
Хлестакову 23 года. По нынешним временам это совсем юнец, но в позапрошлом веке он был вполне состоявшейся личностью. Стоит вспомнить, что в этом возрасте его литературный отец уже стал заметной фигурой среди писателей, автором «Вечеров на хуторе близ Диканьки», а Пушкин был признан первым поэтом России.
200 лет назад, как и теперь, провинциалы стремились в столицу за карьерой, деньгами и славой. В числе тогдашних «понаехавших» оказался и юный Иван Хлестаков.
Обжившись в Петербурге, он стал чувствовать себя вполне столичным жителем. Вот только никакая карьера юноше не светила, точнее, он сам закрывал себе все перспективы. Есть несколько путей к успеху:
- добросовестный труд, позволяющий заслужить признание начальства;
- проявление таланта;
- полезные знакомства;
- выгодная женитьба.
Ни один из этих путей Хлестакову не подходил. Трудолюбия ноль, таланта столько же. Серьезным людям, общение с которыми могло бы стать полезным, он неинтересен. О выгодной женитьбе с такой репутацией нечего и думать. Но главное — молодой человек палец о палец не ударил, чтобы исправить это положение.
Хлестаков не понимает, что он ноль. Напротив, герой уверен в своей исключительности. По его мнению, хозяин гостиницы обязан его, дворянина, кормить, а если требует расплатиться за еду и грозит тюрьмой, то этот мужик — «грубое животное».
Иван Александрович уверен, что он, столичный житель, намного образованнее и утонченнее провинциальных помещиков-«пентюхов». Вместо того чтобы думать, как выйти из затруднительного положения, он мечтает показать саратовскому дворянству свой петербургский шик и лоск.
Первое проявление хлестаковщины
Действие начинается со встречи Ивана Александровича еще с одним главным героем — городничим Антоном Антоновичем Сквозником-Дмухановским. Оба участника этой сцены панически боятся друг друга: один считает, что видит перед собой ревизора, и не знает, как к нему подступиться, второй полагает, что представитель власти намерен заставить сесть его в тюрьму.
Если в первом акте слова и поступки действующих лиц, как бы они ни были гротескны, все же подчиняются логике, то с этого момента стартует знаменитый гоголевский абсурд. Проявляется он в том, что, когда Хлестаков говорит правду, городничий не верит ни одному его слову.
Единственная заведомо неправдивая фраза, вырвавшаяся из уст Хлестакова: «Я прямо к министру!». Она стала первым в этой сцене проявлением хлестаковщины и убедила городничего, что перед ним действительно ревизор, повернув ситуацию в пользу столичного гостя. Тот, видя, что его угроза подействовала, перестает бояться собеседника, более того, просит у него взаймы рублей двести. Городничий тоже успокаивается, обрадовавшись, что грозный чиновник деньги взял, следовательно, с ним можно поладить.
Сцена завершается приглашением Хлестакова в дом Антона Антоновича в качестве дорогого гостя, что убеждает Ивана Александровича в том, что он действительно личность исключительная, кладезь всяческих достоинств и вправе рассчитывать на то, чтобы ему оказывали «преданность и уваженье, уваженье и преданность».
Понеслась душа в рай
Водворившись в доме городничего, Хлестаков получил то, чего не смог найти в Петербурге, правда, в провинциальном варианте. Он центр жизни высшего общества. Его обхаживают, вкусно кормят, сладко и хмельно поят, перед ним трепещут. И, естественно, от него ждут рассказов о жизни в недосягаемо далекой (при тогдашних средствах сообщения) столице. И вот тут-то хлестаковщина, прежде бывшая сжатой пружиной, разжимается.
Иван Александрович начинает повествование со своего департамента. Но, в отличие от реальности, он там не «елистратишка», а приятель начальника. На работу является на две минуты только для того, чтобы отдать распоряжения, а сторож бежит за ним по лестнице, чтобы почистить его сапоги. Дальше — больше. Он, Хлестаков, литератор, «с Пушкиным на дружеской ноге». Все, что печаталось и ставилось в столице, написал он, будь то роман, пьеса, опера или целый журнал.
Завравшегося фантазера не смущает, что «созданная» им «Женитьба Фигаро» была написана задолго до его рождения. В числе творений господина Хлестакова оказался популярный в то время роман М. Н. Загоскина «Юрий Милославский». Когда дочь городничего назвала настоящего автора этого произведения, герой на голубом глазу заявил: «Ах да, это правда: это точно Загоскина; а есть другой „Юрий Милославский“, так тот уж мой».
Ко всему этому можно добавить, что перед рассказчиком трепещет весь департамент, где он служит. Мало того, его боится Государственный совет. Но и это еще не все: Хлестакова вот-вот произведут в фельдмаршалы.
Причины веры
Самое удивительное, что слушатели взаправду приняли все эти нелепицы. Почему? Можно предложить четыре варианта объяснения:
- Страх перед вышестоящим начальством лишил их способности трезво оценивать ситуацию.
- Хлестаков искренне верил в то, что говорит, и это передалось слушающим.
- Провинциальные дворяне мечтали о столице и такой жизни, какую описывал герой. Его рассказ внушал надежду, что это может сбыться.
- Гоголь — великий абсурдист. Хотя его произведения изображают действительность, это не прямое отражение, а преломленное. В гоголевских творениях действует своя внутренняя логика, отличная от реальной жизни, нечто сродни сновидению — во сне порой поступаешь не так, как наяву, но именно это и правильно в рамках текущих грез.
Очарованный «вельможей» уездный бомонд с радостью дает ему «взаймы» значительные суммы, две первые дамы города — жена и дочь городничего — соперничают в борьбе за внимание столичного гостя, а он ухлестывает (Хлестаков же!) за обеими.
Хоть, как утверждает автор, молодой человек «несколько приглуповат», у него хватило соображения сделать разумный выбор.
Интрижка с женой городничего могла бы повлечь за собой неприятности и уронить его авторитет, тогда как статус жениха дочери позволял рассчитывать на бонус в виде дорогого персидского ковра и дополнительных четырехсот рублей.
Непорядочность — основная черта
Многие из тех, кто пишет о Хлестакове, склонны относиться к нему с некоторым добродушием: мол, в силу своей «приглуповатости» юноша так и не понял истинного смысла всего, что вокруг него происходило, а просто пользовался ситуацией.
Но далеко не все замечают качество, которое этот человек проявляет практически во всех сценах, где участвует, — непорядочность по отношению:
- к хозяину гостиницы, за чей счет он жил более двух недель, не собираясь ничего предпринимать для исправления ситуации;
- к родному отцу, которого в беседе с почти незнакомым человеком называет старым хреном и заявляет, что тот глуп, как бревно;
- ко всем, кто обращался к нему с просьбами, после того как он представился вельможей;
- к дамам — здесь уже не требуется никаких комментариев.
Верхом непорядочности Хлестакова является письмо репортеру Тряпичкину, в котором «вельможа» поливает грязью своих новых знакомых. Если бы он действительно отобразил их пороки и творящиеся в городе безобразия, то это еще куда ни шло. Но все замечания ничтожны, чуть ли не на уровне дразнилок.
Вот что сообщается в письме: «Городничий — глуп, как сивый мерин», причем эта характеристика ничем не подкрепляется. Почтмейстер напоминает Хлестакову сторожа из департамента, где Иван Александрович служил, а дальше: «должно быть, также, подлец, пьет горькую». Он упрекает человека, называет подлецом, можно сказать, ни за что. Попечителя богоугодных заведений окрещает «свиньей в ермолке», наверняка считая это перлом остроумия.
Смотритель училищ Лука Лукич Хлопов, по словам Хлестакова, «протух луком». Видимо, ассоциация с именем и отчеством. Судья аттестуется как в сильнейшей степени моветон, то есть человек с дурными манерами. Жена городничего, «кажется, готова сейчас на все услуги».
Итак, хлестаковщина определяется как «беззастенчивое, безудержное хвастовство, вранье», в чем едины все толковые словари, где фигурирует такое понятие.
Но это внешнее проявление. Стоит понимать, что «подводной частью» всех тех, кого можно назвать хлестаковыми, является непорядочность, которая порождает трусость, лживость и ряд других «достоинств».
Материал поможет при написании сочинения-рассуждения на тему «Определение понятия хлестаковщина». Кроме того, он позволит лучше подготовиться к открытому уроку по литературе.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!