Краткое содержание сказки Валентина Катаева «Дудочка и кувшинчик»
Валентин Катаев написал немало поучительных историй для детей. Среди них есть сказка о перевоспитании ленивой девочки Жени, которая называется «Дудочка и кувшинчик». Краткое содержание произведения необходимо школьникам при подготовке к уроку внеклассного чтения в 4 классе. В сюжете переплелись бытовые дела и волшебные персонажи, что вызывает интерес у юных читателей. Они узнают, как важно трудиться, чтобы получить хороший результат, а также учатся оценивать свои поступки.
Оглавление:
Персонажи и содержание
Рассказ о волшебной дудочке относится к циклу историй, посвященных сыну и дочери Валентина Петровича. Он был написан 1940 г., когда Жене Катаевой было 4 годика, а Павлику — 2. В этом же году, 28 июля, текст опубликовали на страницах «Литературной газеты». Спустя 10 лет по мотивам истории был создан мультипликационный фильм, режиссером которого выступил Виктор Громов. По сюжету в произведении фигурируют следующие персонажи:
- Женя. Ленивая девочка, которая осознала важность работы над собой. В конце истории она стала терпеливой и настойчивой.
- Боровичок. Веселый и хитрый лесной волшебник.
- Семья девочки. Родители Жени и ее брат Павлик.
Главные герои «Дудочки и кувшинчика» — Женя и лесной чародей. По сюжету сказки девочке приходится преодолеть лень и узнать, что любое дело требует приложения усилий. Приехав вместе с родными собирать лесные ягоды, она поняла, что сделать это непросто. Нужно наклоняться под каждый кустик, искать самые спелые и сочные экземпляры. Решив собрать землянику более легким путем, девочка отправилась на поиски полянки, где ягоды на кустах росли бы сверху, а не прятались под листочками.
Неожиданно она встретила кудесника-боровичка. У него нашлась волшебная дудочка, во время игры на которой листики земляничных кустов поднимались, а на них становились видны ягоды. В обмен на музыкальный инструмент хитрый старичок попросил у Жени кувшинчик. Девочка согласилась на обмен и стала играть на дудочке. Ягодок показалось видимо-невидимо, но у девочки не оказалось посуды, в которую их можно было собрать. Побежав к боровичку, героиня обменяла дудочку на кувшин. Вернувшись на поляну, она увидела, что листы вновь опустились, поэтому урожая не видно.
Попросив у боровичка одновременно кувшин и дудочку, девочка получила отказ. Узнав, что Женя ленится наклоняться и собирать ягоды, как все люди, старичок топнул ногой и исчез вместе с музыкальным инструментом. Героине пришлось вернуться на полянку и собирать ягоды на корточках или наклонившись. Она поняла, что в жизни не стоит ни на кого надеяться, а чудеса совершаются простым трудом.
План пересказа
Старичок преподал девочке урок, который она хорошо усвоила. В результате приложенных усилий героиня собрала полный кувшин спелых ягод и заслужила похвалу от родителей. После знакомства с кратким содержанием «Дудочки и кувшинчика» ребята понимают, что любое дело не терпит лени. Только потрудившись и преодолев неуверенность в себе, можно получить результат. Сюжет произведения можно описать в нескольких предложениях:
- Женя с семьей приехали в лес для сбора спелой земляники.
- Девочке отвели свою полянку, но ей быстро надоело собирать ягоды, которые прячутся под листьями.
- Появляется старичок-боровичок с дудочкой, облегчающей сбор.
- Героиня меняет свой кувшинчик на музыкальный инструмент.
- Женя понимает, что обмен состоялся зря, ведь ей некуда складывать ягодки.
- Старичок забирает дудочку, когда узнает, что девочке лень наклоняться.
- Жене приходится самостоятельно наполнять кувшинчик, после чего ее хвалят родители.
Кратчайшее содержание произведения можно записать в читательский дневник в трех предложениях. Девочке Жене не хотелось собирать землянику, заглядывая в поисках ягод под каждый кустик. Помочь ей могла дудочка боровичка, от которой было мало толку, поскольку пришлось отдать старичку кувшинчик. Девочка решила собирать ягоды, как все люди, и заслужила похвалу от родителей за полный кувшинчик.
Пересказ произведения потребуется для подготовки к уроку литературного чтения или написанию сочинения по мотивам произведения. Его можно выполнить по такому плану:
- Поездка Жени с родителями в лес.
- Поляна без ягод.
- Совет папы.
- Жене трудно собирать ягоды.
- Общение с волшебником.
- Обмен кувшина на чудесную дудочку.
- Гнев кудесника.
- Самостоятельно собранный кувшинчик.
Краткий разбор
Книга написана особым языком — певучим, мелодичным, волшебным. Автор придумывает афоризмы, которые повторяются несколько раз. Например, при сборе ягод девочка произносит: «Одну ягодку беру, на другую смотрю, третью замечаю, а четвёртая мерещится». Подобный прием используется в русских народных сказках.
Погружаясь в волшебный мир природы, читатели встречаются с чудесами и понимают, что достичь чего-либо без усилий невозможно. Успех к героине приходит после преодоления лени. В этом и заключается суть сказки «Дудочка и кувшинчик». Читательский дневник школьника с анализом произведения должен содержать такую информацию:
- Год написания и публикации. 1940.
- Жанр. Авторская волшебная сказка. Признаки: в произведении присутствуют реальные и волшебные герои, магическая атрибутика.
- Главная мысль. Не стоит ждать в жизни чуда. Важно всего добиваться самому.
- Пословица. «Без труда не вытянешь и рыбку из пруда».
- Чему учит сказка. Волшебная дудочка в сказке — не решение проблем. Если не лениться, можно сделать любое дело быстро и с удовольствием.
- Мнение о произведении. Самый простой и надежный способ что-то получить — сделать это своими руками и ни на кого не рассчитывать. Поиск легких путей отнимает время, а за то, что получено без усилий, вскоре придется чем-то расплачиваться.
Дополнить читательский дневник можно тематическими рисунками по произведению. Посвященное трудолюбию, оно учит рассчитывать на собственные силы. Осмысливая решение Жени самостоятельно искать ягоды, юные читатели понимают, что только своим трудом можно достичь успеха.
Отзывы читателей
На книгах Катаева с иллюстрациями советских художников выросли три поколения нашей семьи. Сказка про Женю особенно трогает своим сюжетом. Она легкая и поучительная. А присказку из нее (одну ягодку беру, другую примечаю), я часто использую при сборе малины и смородины. Дела идут веселей.
Помню, как я рисовал в школе картинки и писал сочинение по этой сказке. Искренне не понимал тогда (да и сейчас), почему девочка выбрала кувшинчик, а не дудочку. Волшебный элемент помог бы ей больше, чем кувшин. Можно было бы собрать ягоды на листья или придумать еще какой-нибудь способ сбора. Кудесник ограничил выбор девочки, я считаю это неправильным.
Это любимая сказка из моего детства, по которой снят добрый и поучительный мультфильм. Принципу, раскрытому в ней, я следую всю жизнь. Не отказываюсь и от помощи, если она идет от чистого сердца. Но рассчитываю только на себя. Учу так жить и своих детей. Человек рожден для труда.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!