Письмо Евгения Базарова к Анне Одинцовой
Неотправленное письмо Базарова к Одинцовой играет в романе «Отцы и дети» одну из ключевых ролей и показывает читателю момент перелома базаровского нигилизма. Именно это излияние души главного героя демонстрирует слабость и неспособность существовать мировоззрения, отрицающего всё вокруг. Евгений осознаёт, что его принципы неверны, что он всю жизнь посвятил службе ошибочной цели — именно это и отражает прощальное письмо героя.
Оглавление:
Несогласный с миром нигилист
Возможно, базаровское письмо в романе «Отцы и дети» пытается убедить читателя, что нигилизм нежизнеспособен, якобы даже такой убеждённый в своей философии человек, как Евгений Васильевич, в итоге разочаровывается в своих идеях. Однако это не совсем верно, так как по большому счёту герой разочарован не в нигилизме, а в себе, в том, что он не смог соответствовать своим же требованиям по поводу «полного отрицания».
На деле здесь сработал чрезвычайный уровень требовательности Базарова к самому себе: он требовал от себя полной аскетичности, отрицания чувств, искусства, красоты природы, любви — в целом человечности.
Но отречься от человеческой природы человек неспособен, и сам Евгений — этому прямое доказательство.
Человек может отказаться от чинопочитания, классов, государства, но не от человечности.
Тургенев придумал русский нигилизм
По большому счёту, до романа «Отцы и дети» нигилистов в России не существовало. Русский человек попросту не знал такого и, возможно, даже не думал отказываться от привычных правил так радикально и резко. Иван Сергеевич придумал Базарова и создал новое мировоззрение для родного народа — открыл людям нигилизм.
Базарова сразу же полюбили сотни тысяч, а то и миллионы читателей, им восторгались новоиспечённые люди новой формации, разбирали на цитаты, применяли миниатюры из романа в реальности, копировали стиль в одежде, манеру говорить и даже думать — все они играли Евгения в реальной жизни и тем самым становились нигилистами.
Этих людей не смутили слова Тургенева о непригодности для реального мира нигилизма, они узнали новое видение мира, пропитались им и почувствовали надежду и веру в жизнь.
То, что сам герой романа разочаровался в себе, им не мешало делать Базарова своим кумиром, они восхищались им и сопереживали его потере уверенности в себе и своих принципах.
Таким образом, именно Тургенев создал нигилистов в России в том понимании, в котором они совершили наибольшее число действий.
Тема любви в жизни героя
Евгений Базаров всю свою жизнь всячески отрицал любовь, поэзию, искусство и вообще любое проявление чувств; по его словам, куда ценнее один учёный химик, чем десятки поэтов, художников и других творческих деятелей. О любви для него не могло идти и речи, он никого не любил в привычном значении этого слова, он уважал каких-то людей, кем-то интересовался, был в хороших отношениях, но не любил. Он добр с родителями, с простыми людьми, он понимает и принимает Аркадия, он не дерзит Николаю Кирсанову и, как оказывается, не чувствует презрения к Павлу Петровичу.
В женщинах герой видел, в первую очередь, объект, он интересовался ими только со стороны биологии и анатомии, впрочем, как и многими людьми в принципе. Например, его названные им же сторонники Ситников и Кукшина не представляют для него никакого интереса, он видит, что эти люди ничего из себя не представляют, ведь они просто играют роль нигилистов только потому, что это модно и неординарно:
- Виктор Ситников, например, называет себя старым товарищем героя и считает себя его учеником, хотя в приверженности новым взглядам лежат только показные мотивы. Этот человек хочет казаться себе и, конечно, окружающим необычным, интересным человеком, но это отнюдь не так.
- Авдотья Кукшина, в свою очередь, «увлекается» нигилистическими идеями из-за того, что это модно. Она причисляет себя к эмансипированным женщинам, хотя на деле вульгарна, глупа и зависима от других. Она водится в кругах новых людей, но сама таковой не является.
Но неожиданно как для читателя, так и для самого героя, в романе появляется любовная линия, и предметом неподдельных симпатий героя становится некая Одинцова, которая как раз таки и является настоящим нигилистом. По крайней мере, таким, каким себя хотел бы видеть сам Базаров, что можно узнать из его письма Анне.
Основной женский образ
При помощи введённой в действие романа Анны Одинцовой Тургенев показывает читателю, что женщина далеко не является «вторым сортом человека», как тогда считали многие; этим персонажем автор показывает, что женщина действительно может быть эмансипированной, независимой и сильной, даже сильнее, чем любимый всеми Базаров. Потому эта героиня и выступает основным женским образом в романе, она — тот же Базаров, по-настоящему новый и смелый человек, готовый на кардинальные изменения в обществе.
Одинцова по факту является именно тем, кем хотел быть Евгений, так как она, в отличие от господина Базарова не поддалась чувствам, она попросту не заинтересована в страстной любви. Анна слишком рассудительна, спокойна и уверена в себе, чтобы в кого-то влюбляться. Казалось бы, идеальный нигилист, но Базаров больше подходит на эту роль:
- Анна Одинцова не намерена менять мир, перевоспитывать людей и создавать новый социум. Её вполне устраивает нынешнее положение дел, она всем довольна. Да, она далеко не такая, как остальные в её окружении, как, к примеру, Кукшина, она отличается от людей, как отличается Базаров, но это не делает её нигилистом.
- Евгений, в свою очередь, видит цель существования в службе своему делу, а именно — служении идеям нигилизма, это его философия, которой он был готов отдаться полностью, что он и делал, но внезапная любовь смертельно его подкосила. Герой оказался не в состоянии продолжать своё дело, ведь он разочаровался в себе и своих возможностях.
Базаров теряет свою философию
Евгений был нестандартным человеком для того времени — именно это и привлекло Одинцову, она не влюбилась в него, просто увидела родственную душу, которой, как и ей, чужды правила, традиции и принципы ветхого мира. Анна увлеклась Базаровым, он был ей по-настоящему интересен, но она была неспособна ответить ему взаимной любовью, она испугалась того, что герой полюбил её, и стала избегать тесного общения с ним.
Сам Базаров, в свою очередь, находился в приблизительно том же положении, что и его возлюбленная.
Он увидел такого же, как и он, человека, но, может быть, он просто совершенно не ожидал встретить такого, тем более в лице девушки, оттого и влюбился. Это и становится решающим поворотом в Тургеневском сочинении — письмо Базарова к Одинцовой полностью уничтожает главного героя изнутри и развеивает мечты о победе нигилизма, во всяком случае, внутри самого произведения.
Откровения души
Письмо открывает сущность Базарова, который, как и любой другой человек, всё-таки подвластен природе и нуждается в любви и влюблённости во что-то и кого-то. У Евгения была философия, был нигилизм, но он так и не смог прожить без любви к человеку; его прощальное неотправленное письмо открывает лицо человека, который, оказывается, хочет любить, но не может.
Базаров запретил себе проявление любых чувств во благо его идеи, он всю жизнь посвятил укреплению своей философии, веры, своего видения мира; герой всеми доступными силами менял мир в свою сторону, он был действительно силён, так как был убеждён в своей силе — для него не было преград. Не было, пока он не полюбил другого человека.
Любовь разрушила всё, что он делал в течение жизни, все труды потеряли смысл, ведь герой лишился уверенности в себе, потерял веру в свои силы — значит, он потерял свои силы. Базаров понял, что он, как и все, что любовь все же существует, и он ей подвластен; он разочаровался в себе и понял, что ему не дано изменить мир — именно это откровение души и звучит в том самом письме разрушившей всё возлюбленной.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!