Анализ произведения Пушкина «Моцарт и Сальери»
Одна из самых ярких и противоречивых поэм в драматургии Александра Сергеевича Пушкина — «Моцарт и Сальери». Анализ произведения позволяет раскрыть его основные темы — опасность зависти и конфликт между музыкой в форме искусства и ремесла. Сюжет трагедии основан на многочисленных слухах и исторически недостоверен, однако это не снижает его литературной ценности.
Оглавление:
История написания
Исследователи творчества Пушкина считают, что мысли о создании поэмы возникли у Пушкина в 1826 г. во время ссылки в Михайловском. Однако возможность их реализации появилась только в период Болдинской осени. Время холерного карантина в 1830 г. было одним из самых плодотворных в творчестве поэта. Тогда он вспомнил о ранее сделанных набросках и приступил к написанию произведения. Оно стало вторым в цикле «Маленькие трагедии». В планах автора было написать девять подобных произведений, но он остановился на четырех.
Пушкин обратился к теме загадочной гибели австрийского композитора неслучайно. В 20-е годы XIX в. существовал культ Моцарта. Поклонники его музыки терялись в догадках по поводу безвременного ухода из жизни своего кумира. При написании стихотворения поэт опирался на несколько источников:
- Слухи о Сальери. В 1824 г. по Европе прокатились известия о том, что находящийся в психиатрической клинике придворный музыкант признался в убийстве Моцарта. Однако вскоре они были опровергнуты.
- Легенды о Микеланджело. По легенде, итальянский скульптор распял своего натурщика в попытке изобразить библейскую сцену. На этот поступок ссылается в конце произведения Сальери. Сцена раскрывает тему преступления во имя искусства.
- «Драматические сцены» Барни Корнуолла. Вдохновили поэта на написание «Маленьких трагедий». Они стали основой структуры цикла, из них взят ряд текстовых строк.
- «Музыкальная жизнь художника Иосифа Берглингера». Поэту не была известна точная биография Сальери и не находил нужной для себя информации в сообщениях имеющихся источников. В «Музыкальной жизни» подробно описан творческий и жизненный путь известного музыканта. Вот почему это произведение стало для Пушкина опорой в творчестве.
Первоначально автор хотел назвать пьесу «Зависть», что лаконично отражало суть. В конце 1831 г. ее опубликовали в альманахе «Северные цветы». В произведении была указана дата его завершения — 26.10.1830 . Поэт понимал, что сюжет и характеры героев — вымысел. Однако его забавляло отношение публики к описанной истории.
Поскольку факт отравления Моцарта его коллегой не был доказан, пьеса не могла претендовать на звание исторической.
Герои пьесы
В пьесе два основных и два второстепенных персонажа, у каждого из которых — свои цели. Исследователи отмечали, что у героев нет ничего общего со своими прототипами, поэтому считается, что все участники пьесы — вымышленные. В произведении читателей ждет встреча со следующими персонажами:
- Моцарт (основной) — жизнерадостный и добродушный молодой композитор. Сумел раскрыть свои музыкальные способности. С доверием относился к людям. Из-за этого не сумел разгадать черный замысел своего соперника, с которым часто сближался.
- Сальери (основной) — высокомерный, безжалостный и завистливый человек. С детства отказался от всего ради обучения музыке. Однако она давалась ему с трудом. Только упорный каждодневный труд помог Сальери сделать из музыки ремесло, стать придворным музыкантом. Появление Моцарта на музыкальном Олимпе вызвало в нем зависть и гнев. То, к чему он шел годами, у талантливого композитора выходило радостно и легко благодаря таланту, а не работе над собой. Пробудившаяся гордыня нашептывала ему, что гения следует сдержать. Задумав избавиться от конкурента, он подсыпал в бокал композитора яд.
- Человек в черном (второстепенный). Вестник смерти в произведении. За три недели до описываемых событий пришел к Моцарту и заказал ему «Реквием». С тех пор незнакомец постоянно мерещится композитору. Перед смертью автор исполняет «Реквием», за которым никто не пришел.
- Старик со скрипкой (второстепенный). Слепой музыкант исполняет гениальную музыку с ошибками. Это злит Сальери, но вызывает благодарность у его соперника, который награждает слепого музыканта.
Краткое содержание
Трагедия состоит из двух актов. Для описания первого действия автор выбирает комнату Сальери, который рассуждает о своей любви к искусству и существовании истинной правды в мире. К нему присоединяется Моцарт. Он приводит случайно встреченного в трактире слепого музыканта и просит скрипача что-нибудь сыграть. Фальшивое исполнение злит Сальери и смешит Моцарта, который дает старику немного денег.
После ухода скрипача Моцарт рассказывает коллеге о том, что сочинил новую музыку. В душе Сальери взбешен, но ему приходится скрывать зависть за вежливостью. Он называет молодого человека «богом, не понимающим своей божественности».
Во втором действии Сальери снова остается один и предается размышлениям. Считая талантливого коллегу угрозой искусству, он принимает решение использовать яд. Встретившись с Моцартом в трактире, завистник слушает его откровения. Молодой композитор признается, что его тревожит заказанный незнакомцем Reqiuem. Однако Сальери убеждает его в безосновательности страхов.
Придворный музыкант вспоминает фразу старого приятеля Бомарше о том, что любая проблема становится пустяком для того, у кого в жизни есть бокал шампанского и книга «Женитьба Фигаро». Моцарт вспоминает слухи о том, что Бомарше однажды отравил кого-то. Однако его коллега говорит о том, что драматург был слишком смешным и неспособным на подобное коварство.
Моцарт соглашается с этими словами и произносит знаменитую фразу о несовместимости гения и злодейства. В этот момент коллега подсыпает в стакан с его напитком яд. Опомнившись, завистник пытается остановить молодого композитора. Однако тот выпивает вино, садится за рояль и играет «Реквием». Сальери плачет, но не из жалости или мук совести. Он доволен выполненным перед искусством долгом. Моцарт чувствует себя плохо и покидает трактир.
Оставшись наедине с собой, Сальери пытается найти оправдание своему поступку и вспоминает о легенде, по которой Микеланджело Буонаротти принес человеческую жертву ради искусства. Однако вскоре начинает думать, что это только народные выдумки.
В итоге Сальери начинают одолевать сомнения в своем поступке, и гениальный Моцарт уже после смерти вновь выходит победителем из их противостояния.
Тема и жанр
В произведении Пушкина раскрыт распространенный литературный сюжет, в котором конфликтуют рационалистическое и творческое начало. Пожилой Сальери добился своего положения придворного музыканта тяжелым трудом. Моцарта одарила природа. Молодой и беззаботный, он сочиняет музыку с легкостью, не задумывается о завтрашнем дне. У него есть все, чтобы быстро стать успешным и знаменитым.
Несмотря на то что между коллегами завязывается дружба, Сальери мучается от зависти. Он считает молодого коллегу недостойным своего таланта. По мнению Сальери, тот должен понимать свою избранность и благодарить небо за редкий дар. Разрушительное чувство зависти становится основным фактором развития сюжета. Она вынуждает Сальери пойти на преступление и лишить жизни гения.
Главная мысль поэмы проста. Совершив грех, преступник остается один на один со своей совестью. Ему не удается уйти от конфликта с самим собой, ведь проблема не решена. Она находится внутри самого человека. Отравленный композитор поражает друга фразой: «Гений и злодейство несовместимы». Он снова вышел победителем. Он чище, гениальнее, выше подлости и злобы.
Жанру, в котором написано произведение, присущ острый конфликт, четкая идея, насущная проблематика и драматический финал.
Как и большинство трагедий, поэма изложена белым пятистопным (шекспировским) ямбом. Объем текста невелик, сюжет прост. Маленькая трагедия в два действия содержательна в смысловом и философском ключе.
Особенности композиции
В основе описываемого Пушкиным сюжета лежит противостояние добра и зла. Поэт говорит о том, что зависть ранит человека, а потом душит. Важные композиционные особенности произведения:
- В начале и конце трагедии присутствуют монологи и размышления Сальери. Мысли опытного придворного музыканта глубоки, а его рассуждения о музыке, труде и искусстве лежат в основе произведения. Используя этот прием, Пушкин показывает, как медленно и мучительно в душе человека зарождается зависть.
- Характер монологов злоумышленника резко меняется во второй части. Его логичные рассуждения сменяют отрывистые, противоречивые фразы. Это свидетельствует о внутреннем конфликте персонажа.
- Связующее звено между описываемыми событиями и размышлениями злодея — флакон с ядом. Он у Сальери всегда при себе, что демонстрирует темную сторону его души. Имея отраву под рукой, завистник быстро переходит к действиям.
- Фразу о гении и злодействе произносят оба героя. Первым — Моцарт, затем — Сальери. Этим Пушкин подчеркивает главную мысль своей литературной работы.
Разбор трагедии
Проводя анализ «Моцарта и Сальери» Пушкина, следует отметить художественные средства, найденные поэтом для своих героев. Сальери общается напыщенно, в его речи много литературных штампов. Он высказывается уверенно, часто говорит сам с собой. Поэтому на монологах злодея основана большая часть пьесы.
Моцарт выражает свои мысли неуверенно, говорит редко. В его высказываниях часто встречаются слова «кто-то», «что-то», «кое-что». Однако первым главную фразу о злодействе и гении произносит именно он. Из содержания пьесы можно понять, что в ней звучит только музыка молодого гения и нет ни одной ноты из произведений Сальери. Проводить анализ поэмы для урока литературы следует кратко по такому плану:
- Название. «Моцарт и Сальери».
- Кто написал. Русский поэт А. С. Пушкин.
- Период написания. 1830 г., осень в Болдино.
- Основа. Легенда о безвременной кончине австрийского композитора Моцарта и слухи, порожденные этим событием.
- Направление. Классицизм (единство времени, места, действия).
- Тема. Конфликт между творческим и рационалистическим началом. Герои произведения по-своему пришли к успеху: Сальери — через упорный труд. Моцарт — благодаря природному таланту. Легкость, с которой композитор сочиняет гениальную музыку, вызывает чувство зависти у его старшего коллеги.
- Жанр. Трагедия в двух действиях. Монологи и диалоги написаны белым стихом.
- Композиция. Традиционная. Монологи Сальери окольцовывают действие.
- Цитаты. «Боже! Ты, Моцарт, недостоин сам себя» (Сальери). «Нас мало избранных, счастливцев праздных» (Моцарт).
- Выводы. Поэма объединила реальную жизнь, автобиографические мотивы и философские размышления. Пушкин был убежден в несовместимости гения и злодейства, что изобразил в своей трагедии. Несмотря на небольшой объем, произведение затрагивает важные жизненные темы. В сочетании с драматическим конфликтом они создают оригинальную сюжетную линию.
Анализ структуры и особенностей поэмы позволяет говорить об уникальности «Маленьких трагедий» Пушкина. К этому жанру относят также произведения автора «Каменный гость», «Скупой рыцарь» и «Пир во время чумы». Написанные в направлении классицизма, литературные работы побуждают читателей размышлять по поводу вечных тем и неразрешимых конфликтов.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!