Станционный смотритель: описание смиренной, но опрятной обители
Показ быта и интерьера — распространённый литературный приём, позволяющий создать образы героев, пробудить сочувствие читателя. В повести «Станционный смотритель» к описанию смиренной, но опрятной обители Пушкин возвращается два раза: в первое и второе посещение Белкина. Кроме того, в повести содержатся упоминания о «прочих предметах», которые окружают героя и остаются в его памяти.
Оглавление:
Изменение обстановки
Смиренная обитель Самсона Вырина, где остановился Белкин, сначала не кажется ему особенной. Он часто путешествовал и знал, какой приём его ожидает. Но впечатление, оставленное красотой Дуни, открыло его чувства для глубокого восприятия обычных вещей.
Молодой чиновник замечает скромность, но аккуратность обстановки. Пушкин пишет лишь о пёстрой занавеске над кроватью и горшках с бальзаминами на окнах. Но внимательный читатель видит за этим всю комнату, оформленную старательной женской рукой.
Посетив станцию во второй раз, Белкин замечает скорбное преображение обстановки. Теперь милая обитель представляет собой запущенный дом спивающегося старика. С исчезновением Дуни пропадают цветы. Смотритель спит уже не за пёстрой занавесью, а под старым тулупом.
Мебель остаётся на своих местах, но из дома словно исчезает душа.
Другие предметы
Автор не говорит подробно о «прочих предметах», окружавших героя. Найти в повести Пушкина «Станционный смотритель» описание элементов интерьера можно в косвенных упоминаниях.
Следует прочитать всё произведение, обращая внимание на такие отрывки:
- В тексте дважды говорится о «перегородке», откуда впервые появилась Дуня, и за которой позже она шила платье. Складные ширмы ставили в домах при недостатке отдельных помещений. Они состояли из створок, украшенных нехитрым узором.
- У обеденного стола стоит лавка, на которую упал внезапно «заболевший» Минский. Широкие скамьи в небогатых домах использовались вместо стульев.
- Кровать в помещении, вероятно, была одна и принадлежала хозяину. Смотритель вынужден был уступить её ротмистру во время его притворной болезни.
- В первый приезд Белкин получает чай из принесённого Дуней самовара. Во следующий раз, без неё, будет просто чайник.
- В комнату ведут сени, где разыгрываются две впечатляющие сцены: поцелуй Дуни в начале и появление «толстой бабы» в печальном конце повести.
Картины на стене
Познакомившись с главным героем и его дочерью, Белкин замечает в комнате гравюры с евангельским сюжетом о блудном сыне и немецкими стихами. Если стихи для него кажутся просто «приличными», то живопись вызывает почти пророческое видение. Судьба Дуни повторила то, что изображали картины в доме станционного смотрителя. Только встреча с отцом произойдёт на кладбище, за порогом смерти.
В отличие от лубочных картинок, модные в то время немецкие печатные листки содержали чувственные, живописные сцены.
История блудного сына представлена четырьмя гравюрами:
- Почтенный старик в простой домашней одежде (колпак и шлафрок — халат) подаёт благословение и деньги «беспокойному» юноше.
- Молодой повеса, удалившись из отцовского дома, проматывает имение с «ложными друзьями» и женщинами. Эта картина, по впечатлению Белкина, показана особенно ярко.
- Потратив все деньги, блудный сын нанимается пастухом свиней. На нём — нищие лохмотья и треугольная шляпа — головной убор бедняка. По слову Евангелия, вместо платы за работу ему разрешалось есть вместе со свиньями их пищу. На лице героя — раскаяние и скорбь по утраченному дому.
- Сын снова стоит перед отцом. При этом старик не изменился (та же одежда), но юноша уже не «беспокойный», а смиренно стоящий на коленах. В «перспективе», что значит на заднем плане, разыгрываются сцены радости и недоумения домашних.
Явившись на станцию через несколько лет, Белкин видит картины на своём месте.
Вероятно, старик не раз читал в них судьбу пропавшей дочери. Теперь это не просто украшение комнаты, а иллюстрации мрачных мыслей самого́ хозяина: «Много их в Петербурге, молоденьких дур, сегодня в атласе да бархате, а завтра, поглядишь, метут улицу вместе с голью кабацкою».
Пушкин неслучайно использует в повести описание предметов обихода. Непритязательный чиновник низшего класса был счастлив в скромности своего бытия.
Это не позволило ему понять стремлений дочери к другому миру, который она пыталась, но не смогла создать в домике на далёкой станции.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!