Образ России в поэме «Мертвые души»
Творчество Гоголя многогранно. Одним из знаковых его произведений является поэма «Мертвые души». В ней, кроме большого количества интереснейших людей, представлен скрытый образ России. В поэме «Мертвые души» раскрывается отношение автора к своей стране. Возможность через движение по широким полям и окрестным селам показать ее величие и беды необычайно понравилась писателю.
Оглавление:
Прошлое страны
В поэме Гоголя «Мертвые души» образ России раскрывается буквально с первых страниц произведения. Историю любимой страны автор начинает с описания ее красивых городов, которые создал русский человек. Именно туда стремятся попасть молодые люди, чтобы обрести знания и новую жизнь.
Почти нетронутые природные красоты родины как будто сошли с известных полотен художников. Но часто за этой красотой скрывается бедность и даже нищета домов крестьян, живущих в глубинке. Нужно понимать, что это тоже родная страна. Созданный в произведениях Гоголя образ России позволяет понять, насколько она разноплановая и противоречивая.
Говоря кратко, описание говорит о следующих противоречиях:
- угнетение народа и обеспеченная жизнь знати;
- безверие мужиков и невозможность наладить свою жизнь;
- способность много работать и еще больше пить водку в кабаках;
- патриотизм знати и нежелание видеть нищету своего народа.
Держась за свое прошлое, страна старается достичь процветания. По мнению автора, это получается только у людей с «мертвой душой», которые не хотят потерять свое благополучие.
Не слишком привлекательное настоящее
Типичными представителями реального времени являются помещики города N, описанные автором необычайно живо и красочно. Среди этих обленившихся дворян особо выделяются следующие символические персонажи:
- Манилов. Мечтательный и оторванный от действительности.
- Коробочка. Донельзя скупая барыня.
- Ноздрев. Гуляка и мот.
- Собакевич. Угрюмый и даже страшный тип.
- Плюшкин. Алчный скряга.
Через эти образы Гоголь показывает читателям целую галерею пороков, среди которых самыми явными являются скупость, обжорство и лень. Каждый из них стал собирательным. Описывая персонажей, автор показывает впечатления от характеров этих людей.
Вначале в своем произведении классик хотел показать жизнь в русской глубинке. Но постепенно замысел расширился. Красота жизни помещиков и чиновников ушла на второй план, и более явно выступили неприглядные реалии будней.
Читая произведение, друг писателя, Пушкин, испытывал грусть и тяжесть. Непросто было осознавать, каких чудовищных людей породила российская земля. Они имеют власть, но пользуются ею в личных целях, не желая ничего менять и создавать лучший мир. В прошлом каждый был хорошим человеком, но постепенно эти люди примирились с общественным обустройством, перестали развиваться как личности и очерствели душой.
Добрый романтик Манилов становится ленивым мечтателем. Барин глуп и беспечен, предпочитая проводить целые дни в беседке за призрачными прожектами. Хозяйственность и живая практическая сметка Коробочки превращается в тупой поиск сиюминутной выгоды. Помещица готова продать все, и даже воздух.
Смелый Ноздрев развлекается пьянством и транжирством. Этот невежда становится завзятым вруном и хамом, предпочитая избегать решения проблем. Удалая сила Собакевича переросла в грубость, а прямолинейность была заменена на маниакальную подозрительность. Бережливость Плюшкина превратилась в безнравственную скупость. Ради нее он отказывается от семьи. Даже внуков не хочет видеть.
Эти сатирические образы позволили показать крепостную Русь, которая ждет реальных изменений и социальных идей. Многие представители того времени не приняли созданный Гоголем образ России в «Мертвых душах». Впрочем, по мнению такого современного философа, как Андрей Николаевский, большинство критиков и читателей поэмы были необычайно похожи на жалких чиновников великого автора.
Вера в будущее
Несмотря на все перипетии и невзгоды, Гоголь считает, что его любимая родина усвоит урок и расцветет яркими красками, встав с колен, избавившись от помещиков и чиновников с низкой душой.
Сквозь все рассуждения о судьбе России улавливается вера в ее счастливое будущее. Символом этого можно считать образ птицы-тройки, которая летит вдаль. Перед скоростью, с которой она несется в будущее, пасуют многие державы, уступая дорогу и боясь стать на пути.
Каждое слово, характеризующее Русь, отточено и дышит любовью:
- сверкающая;
- чудесная;
- незнакомая.
В противовес жизненному болоту помещичьей жизни показано трудолюбие простых крестьян, призванных вытянуть на своих плечах страну на новый путь, и меняющаяся красота окружающей природы.
Но в то же время автор не готов ответить на все вопросы, которые ставит жизнь. Многие из них приводят писателя в тупик. Он полагает, что нужна революция, но делает это неявно, оставляя за читателями право самостоятельно выбирать путь развития родной страны.
Вера в то, что туман рассеется и перед людьми откроется дорога ко всеобщему счастью, проходит через все произведение. Это нужно понимать, начиная писать эссе или сочинение на тему «Россия Гоголя».
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!