Характеристика главных героев поэмы «Кому на Руси жить хорошо»
После крестьянской реформы 1861 года многие писатели поднимали темы быта и тяжёлой судьбы крестьянина XIX века. Они размышляли, как изменилась жизнь после нововведений. Некрасова тоже не обошла стороной эта тема. Писатель рассуждал о ней в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Характеристика главных героев тщательно продумана автором. Несложно догадаться, что они представляют собой единое целое и являются воплощением всего крестьянства того времени.
Оглавление:
Описание главных персонажей
Поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» состоит из невероятно широкой палитры человеческих образов. Автор рассматривает со всех сторон разные социальные положения, показывая, как на них отразилась крестьянская реформа, с какими трудностями им пришлось столкнуться.
Основные персонажи поэмы — семеро мужчин-крестьян, которые, поспорив о том, есть ли истинно счастливые люди на Руси, объединяются и решают вместе найти ответ на интересующий их вопрос. Имена этих героев по списку выглядит следующим образом:
- Роман;
- Лука;
- Демьян;
- Пров;
- Пахом Онисимыч;
- братья Иван и Митродор Губины.
Это простые временнообязанные люди, которым многого не нужно в этой жизни. Они добродушны, мужественны и трудолюбивы. У них есть семьи, изредка они упоминают о том, что скучают по женам и детям. Эти мужики обладают множеством качеств, которые присущи всему крестьянству того времени. В таблице приведен анализ образов главных героев.
Роман | Самый безликий и неизвестный персонаж. Ничего о нем автор не рассказывает. Возможно, он олицетворяет всё крестьянское население Руси, до которого никому нет дела. Никого не интересует его личность, индивидуальность и самобытность |
Лука | Известно, что Лука несколько лет работал у попа. Он глуповат, оттого, возможно, и говорит без меры. Лука много жестикулирует, и автор сравнивает его с мельницей, которая, как бы ни старалась, взлететь не может. Так же живут и крестьяне. Они мечтают о переменах в своей жизни, но слово вышестоящего человека затмевает им всю надежду на лучшую судьбу |
Демьян | Демьян примечателен тем, что умеет читать простые слова, ему сложно справляться только с мудрёными названиями. Чтению он научился сам. Тем самым Некрасов показывает, что простой русский крестьянин стремится к знаниям, хочет развиваться и образовываться |
Пров | Богатырь. Угрюмый, молчаливый и очень выносливый. Одолеть его можно, только накинувшись целой гурьбой. Он представляет собой физическую силу и мощь русского народа, которому приходится работать до самой могилы, чтобы выжить |
Пахом Онисимыч | Пчеловод. Ему много лет, он очень мудр. Автор сравнивает его с умной и трудолюбивой пчелой. Этим Некрасов подчёркивает, что и среди крестьян много мыслящих и благоразумных людей |
Братья Иван и Митродор Губины | Любят очень много выпить. Могут махнуть за раз по ведру водки. В их образах Некрасов хотел показать одну из ярких черт русского народа — любовь к выпивке |
Другие герои
Некрасов скурпулёзно воссоздал в поэме портреты и яркие типажи действующих лиц. Именно второстепенные и эпизодические герои, размышляя о жизни русского народа, раскрывают авторскую мысль и отвечают на многие вопросы о крестьянской судьбе.
Утятин и Ипат
Целая глава поэмы под названием «Последыш» посвящена описанию и характеристике князя Утятина — богатого помещика, тирана и самодура. Узнав об отмене крепостного права во время спора с губернатором, он слег в постель, разбитый параличом. Дети князя просят крестьян подыграть выжившему из ума помещику, чтобы не лишиться состояния. Взамен они обещают выделить крестьянам луга и оплачивать каждый каприз старика.
Ипат — один из слуг князя Утятина. Его пугают любые перемены, поэтому он так и остаётся преданно служить помещику даже после крестьянской реформы.
У путешественников он вызывает только смех, поскольку Ипат даже хвалится тем, что, будучи запряжённым как лошадь или искупанным зимой в холодной проруби, был спасён своим барином от гибели, на которую тот его и обрёк.
Влас и Лавин
Влас — бурмистр деревни Большие Вахлаки. Он уходит с должности мирского старосты, но ответственность за окружающий его народ старик не снимает, продолжая совершать неброские, но очень важные для людей добрые дела. Влас и рассказал странникам о князе Утятине и слуге Ипате. Его судьба трудна и тяжела, как и жизненный путь всего народа русского.
Клим Яковлевич Лавин — умный, но нечистый на руку крестьянин. Он водит дружбу с цыганами, за что нелюбим другими людьми. Разыгрывая комедию перед Последышем, сразу предлагает себя на роль бурмистра, но на деле функций старосты не выполняет, поэтому все полномочия так и лежат на плечах Власа. Бывал в Петербурге, Москве и Сибири. Но всё же Некрасов наделил его привлекательным остроумием.
Корчагина и Нагой
Корчагина Матрена Тимофеевна — героиня поэмы Некрасова, которой полностью посвящена третья часть произведения. Странники отправились к ней, так как за Матреной в народе закрепилась слава счастливицы. Эта женщина:
- красивая;
- статная;
- крепкая.
Но пообщавшись, мужики понимают, что вся её жизнь состоит из преодоления невзгод и несчастий. Она потеряла первенца, другим её детям приходится побираться. Родственники мужа не любят Матрену и бьют её розгами. Чтобы спасти мужа от солдатчины, ей приходится беременной ехать в город и обратиться за помощью к милосердной губернаторше Елене Александровне. Она признаётся мужикам, что тяжела её женская доля, а счастлива была она только в детстве и молодости, до замужества. В заключение Матрена Тимофеевна замечает, что «не дело между бабами счастливую искать».
Яким Нагой — умный, трудолюбивый, решительный и справедливый крестьянин, который может дать отпор и защитить себя и других людей. Яким в жизни ценит больше духовное, чем мирское, видит прекрасное в этом мире. Свой дом он украшает картинками и при пожаре спасает в первую очередь их.
В поэме он выражает важную мысль автора о том, что причиной людского пьянства является нищета. Мужики, работая, как на каторге, не получают ничего. Все блага достаются Богу, царю и господину, а иногда и вовсе исчезают в пожарах.
Гирин, Савелий и Петров
Ермил Гирин — крестьянин, который добился уважения среди других людей и был назначен на должность бурмистра. Всего один раз поступив не по совести, чтобы спасти родственника от рекрутчины, он уходит с должности и очень корит себя, считая это преступлением.
После этого он берёт в аренду мельницу, но как только узнаёт о её продаже, решается выкупить. Однако денег на мельницу ему не хватает. Тогда он обращается к крестьянам на базарной площади и за полчаса собирает тысячу рублей. На момент рассказа он находится в остроге из-за бунта, причины которого автор не раскрывает, но они и так известны.
Дед Савелий — старый, добрый и честный богатырь. Из своих 107 лет 40 провёл на каторгах и в ссылках. Но бунтарский дух так и живёт в нём. Он винит себя в гибели своего правнука — сына Матрены Тимофеевны, поэтому ушёл в монастырь вымаливать прощение. Перед смертью он выносит вердикт всему русскому крестьянству, говоря, что у мужчин есть только три дороги — кабак, острог и каторга, а у женщин — «три петли — в любую полезай».
Агап Петров — грубый и скандальный мужик. Помещик ловит его, когда он выносит бревно из хозяйского леса. Тот в сердцах рассказывает о спектакле, в котором ему приходится участвовать, да ещё и при этом не скупится на выражения.
Клим Лавин разыграл его жестокое наказание, а сам успокоил Агапа, чрезмерно напоив, но на следующий день он умирает от перенесённого унижения.
Шалашников и Оболт-Оболдуев
Помещик Шалашников — гневный, свирепый и злой человек. Военный. Силой выбивал у крестьян оброк, который они не платили, пользуясь удалённостью от губернского города. Погиб в бою.
Гаврила Афанасьич Оболт-Оболдуев — барин. Крестьянская реформа очень поменяла его жизнь. Он грустит по временам, когда мог беззаботно гонять крепостных, жить за счёт чужого труда и только заниматься любимым дворянским делом — псовой охотой.
Поп и Добросклонов
Поп — священнослужитель. Лука предполагал, что ему живётся вольготно и весело. Но священник доказал ошибочность его суждений. Поп считает, что счастье человека в трёх вещах:
- покое;
- богатстве;
- чести.
Но после отмены крепостного права система финансирования церкви поменялась и со щедрых прихожан-помещиков легла на плечи крестьян, а они и рады бы дать копеечку, но нет её у них. Поэтому о богатстве священнослужителю и думать не приходится. Да и о душевном покое можно позабыть, так как народ не очень чтит служителей церкви, сочиняя про них непристойные песни и анекдоты.
Григорий Добросклонов — бедный семинарист. Он видит своё благополучие не в личном счастье, а в народном. Гриша готов отказаться от всех благ, серебра и золота во имя счастья своих земляков. Именно в нём Некрасов видит надежду на прогрессивное революционно-демократическое будущее крестьянского народа. В его уста он вкладывает свои убеждения и ответы на все нравственные вопросы.
Размышляя над характеристикой героев «Кому на Руси жить хорошо», понимаешь, что Некрасов в поэме с определённой иронией показывает помещиков и холопов. В их описании первые тоскуют по своей прошлой сытой жизни, а вторые настолько погрязли в смирении и терпении, что, даже имея возможность, они неспособны к открытой борьбе и противостоянию за своё освобождение и счастье.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!