Краткий анализ стихотворения Валерия Брюсова «Творчество»
Лидер русских символистов Валерий Брюсов (1873 — 1924) — этот образованный человек, одарённый поэт, переводчик, публицист и редактор, с юных лет выбрал для себя путь литературы. В одном из первых сборников было опубликовано стихотворение Брюсова «Творчество», анализ которого позволяет назвать его программным и характерным для наследия автора в целом.
Оглавление:
Лидер русских символистов Валерий Брюсов (1873 — 1924) — этот образованный человек, одарённый поэт, переводчик, публицист и редактор, с юных лет выбрал для себя путь литературы. В одном из первых сборников было опубликовано стихотворение Брюсова «Творчество», анализ которого позволяет назвать его программным и характерным для наследия автора в целом.
Творческая эстетика символизма
Валерий Брюсов ставил своей целью развитие поэтического течения символизма, которое зародилось в конце XIX века во Франции как стремление к обновлению, уходу от банальных повторений достижений своих предшественников. Новаторство молодых заключалось в изменении эстетической концепции поэзии, согласно которой произведение искусства стало рассматриваться как мозаика ощущений, переданных через сложную систему ассоциаций, несущих определённую смысловую нагрузку.
Молодому Брюсову, получившему блестящее образование в Московском университете, владевшему иностранными языками и много читавшему, оказались близкими поиски новых форм стихосложения, целью которых было озадачить и эпатировать читателя неожиданными и неординарными словосочетаниями, парадоксальными образами и смелыми рифмами (или их полным отсутствием). Процесс создания произведения превратился для новых поэтов в увлекательную игру с потоком мысли, с подробным исследованием природы от истоков до фиксации на бумаге.
Именно эту игру так проницательно и тонко описал Валерий Брюсов в стихотворении «Творчество». Оно было написано в 1895 году и стало частью одного из первых изданных сборников начинающего поэта под названием «Juvenilia» (юношеское).
Взаимосвязь идеи и композиции
В сравнительно небольшом стихотворении из 5 строф Брюсов кратко и ёмко описывает состояние творца в момент вдохновенного труда. Образный ряд складывается из туманных фрагментарных изображений, в которых нет никакой конкретики, кроме тишины лунной ночи и непонятных теней на стене.
Лирическим героем строк является сам автор, а вместе с ним и любой художник, яркая личность, наделённая талантом видеть в воображении картины иного, тонкого плана и воспроизводить их в своих произведениях.
Композиционный план стиха не делится на смысловые части, все словосочетания и даже звуки очень тесно переплетены и составляют единое целое. Каждое четверостишие, как новый фрагмент будущего полотна, занимает своё место вроде бы случайно, но на самом деле в строгом соответствии с общим замыслом автора:
- В начале «несозданные создания» возникают словно во сне и колыхаются, превращаясь в тени на стене, которым далее рука художника придаёт причудливые формы «прозрачных киосков» (в значении беседок, павильонов, от французского слова kiosque).
- Творчество описано как преодоление границы между сном и явью, между царством грёз и реальным миром, символом которой становится «эмалевая стена», не случайно строчка о ней повторяется в неизменном виде целых 3 раза.
- В результате рождается новое произведение, и довольному автору самому не до конца понятно, как это волшебство случилось — «созданные создания» всё равно остаются «тайной».
Композиция произведения выстроена безупречно, многократные лексические повторы, как заклинания, завораживают читающего и позволяют ему почувствовать всю неотступность теней и звуков, которые преследуют творческую личность, требуя воплощения образа в искусстве.
Особенности стилистики
Стих «Творчество» Валерия Брюсова, анализ которого входит в программу по литературе для 11 класса, можно с некоторой долей условности отнести к жанру философской лирики, ведь это попытка описать и осмыслить творческий процесс создания художественного произведения.
Стремясь уйти от традиционных поэтических форм и избежать привычных сравнений, автор перенасыщает свои стихи средствами выразительности речи и достигает тем самым ещё одной цели: яркая самобытность этих строк не позволяет забыть их, прочитав однажды, или же перепутать с чем-то другим. Невзирая на юный возраст (стихи написаны в 21 год), поэт удивительно искусно и уместно использует, кроме лексических повторов, следующие литературные приёмы:
- стихотворный размер хорей — четырёхстопный, двусложный, с ударением на первый слог;
- перекрёстные рифмы (А-Б-А-Б), причём рифма в чётных строках проходит красной нитью через весь стих, то и дело буквально повторяясь — 10 строчек зарифмованы здесь всего лишь пятью словами (во сне — стене — стене — тишине — тишине — луне — луне — ко мне — ко мне — стене);
- уникальные красивые эпитеты — «звонко-звучная» тишина, «лазоревая» луна, «прозрачные» киоски;
- интересные, свежие метафоры, например, «лопасти латаний» или «чертят звуки в тишине»;
- бесконечные аллитерации — слова подобраны так, что согласные звуки «З», «Л» и «Т» повторяются множество раз, создавая чисто звуковой образ напряжённо звенящей тишины;
В целом ранняя лирика Брюсова отличается выразительностью, выдаёт огромный скрытый потенциал поэтического дарования молодого автора, который ставит перед собой задачу войти в историю всемирной литературы.
Будучи сильной незаурядной личностью, обладая редкой работоспособностью, Валерий Яковлевич достигнет своей цели, напишет десятки томов стихотворений и прозы, займётся издательской и общественной деятельностью, станет первым ректором литературного института и получит всенародное признание как один из классиков русской словесности.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!