Элегия: основные черты жанра, поэты и произведения
Среди множества лирических жанров можно выделить элегию — стихотворение, проникнутое ностальгией, печальными раздумьями и меланхолией. Это один из первых обособившихся поэтических стилей. Его примеры встречаются в древнегреческой поэзии, датируемой VII веком до нашей эры. Можно увидеть первые черты жанра элегия в произведениях поэтов Архилоха, Симонида, Солона, Теогнида, Каллина, Тиртея, Мимнерма и Каллимаха.
Оглавление:
Специфика элегии
Считается, что основой для появления этого жанра стали поминальные Ионийские песни. Аккомпанировали при их исполнении на флейте. В древнегреческой традиции такую лирику стали декламировать без музыкального сопровождения. Кроме тоски по усопшим в песнях стали появляться и другие темы, в основном политические и философские. Тогда и появился новый стихотворный жанр.
Зародившись в Древней Греции и получив там широкое распространение, элегия была перенята римлянами, как и многие другие достижения эллинистической культуры. Несколько изменившись в Древнем Риме, этот жанр стал более определенным по содержанию, но свободнее по форме. В этот период отличительной чертой элегической лирики стали любовные мотивы.
Создателем жанра в его окончательном виде считается римлянин Гай Корнелий Галл, написавший целых четыре тома стихотворений, посвященных своей любимой. Благодаря ему прочно установилась роль элегии как стихов о страданиях от безответной любви. В литературоведении выделяют также поэтический ее антипод — оду. Она дерзка и горда. В своих трудах такое противопоставление сделал поэт и теоретик классицизма Никола Буало.
Оба этих жанра стремятся показать место человека в мире. Эллегия пытается выразить мысли индивида наедине со Вселенной, а ода показывает взаимоотношения личности и общества. Краткий смысл классической элегии таков: человек терзается от своего одиночества в мире, но осознает, что жить ему помогает любовь. В конце становится понятно, что любовь обманчива, поэтому чувство одиночества усиливается. Вывод прост: жизнь печальна, но жить стоит ради редких мгновений счастья.
Теория жанра оформилась в XVII веке. Немецкий поэт Мартин Опиц дает свое видение особенностей элегии в «Книге о немецкой поэзии», обобщая литературный опыт в этом направлении от античности до эпохи Возрождения. По его словам, элегии повествуют о грустном, содержат размышления о несчастной любви, потере близких, рефлексируют.
Развитие в эпоху романтизма
Во времена феодализма элегичность в поэзии была неуместной, главную роль тогда играла ода с ее характерными героическими мотивами. Но уже с XVIII века поэтов начинает больше интересовать внутренний мир человека, что отвечало сентименталистским течениям в стихосложении. Элегия прочно возвращается в литературу в произведениях:
- Эвариста Парни;
- Шарля-Юбера Мильвуа;
- Андре Шенье.
Возрожденный жанр обрел ряд новых черт. Если раньше стихи посвящались абстрактным и идеализированным героиням, то Парни уже пишет о своей реальной возлюбленной.
Биографичность и личный опыт — новые признаки элегии. Одновременно они становятся метафоричными, в них появляется легкий налет эротизма. Любовь в произведениях Парни более плотская, не такая возвышенно-романтическая, как у его предшественников. Природе здесь отводится роль не молчаливого слушателя, а участливого собеседника. Образцами этой разновидности европейской поэзии стали произведения Гете:
- «Ильменау» (1783);
- «Римские элегии» (1788).
В «Ильменау» автор размышляет о философских проблемах: связи времен, противоборстве добра и зла. Возникает и главный для него вопрос о том, как можно сочетать чувство долга с творческой свободой. Произведение стало образцом одного из первоначальных пониманий элегии. Вывод, который делает Гете: каждый должен исполнять свой долг, но долг любого человека — делать мир лучше всяким доступным способом.
«Римские элегии» — стих, иллюстрирующий другое понимание термина. Это произведение более романтичное, при помощи античных образов и отсылок к древним поэтам автор выражает собственные волнения, любовные победы и неудачи. Для откровенных моментов характерно умолчание. В этих творениях Гете жанр впервые становится универсальным.
Примеры в русской поэзии
Принято считать, что жанр впервые появился в русской поэзии в 1802 г. со стихотворениями Жуковского «Сельское кладбище» и «Элегия». Благодаря им вошло в моду течение кладбищенской поэзии. Уставшему от суеты большого города лирическому герою спокойные сельские пейзажи помогают заглянуть внутрь себя, поразмышлять о вечном.
В стихе «Вечер» приводятся размышления поэта, созерцающего закат и отождествляющего его с затуханием любой жизни. Жуковский описывает хорошо знакомые ему места, но, отдавая дань классической элегии, делает это метафорично. Мгновение сравнивается с вечностью, но не противопоставляется ей, а отождествляется. Такие приемы поэты будут использовать на протяжении всего XIX века.
Русская элегия возникла как оппозиция к рассудочному творчеству классицизма. После долгого перерыва в поэзии начинают выражаться чувства, не скованные никакими рамками. В России элегия окончательно становится любовным жанром. Но любовь не рассматривается сама по себе, а только служит поводом к конфликту с окружающим миром.
Пушкин опубликовал свой первый цикл из пятнадцати элегий в начале 1817 года. Но это были ранние произведения. Самые лучшие свои стихи в этом жанре поэт написал в 1820-х:
- «Погасло дневное светило»;
- «Редеет облаков летучая гряда»;
- «Я пережил свои желанья»;
- «Простишь ли мне ревнивые мечты»;
- «К морю»;
- «Андрей Шенье»;
- «Желание славы».
В зрелых произведениях Пушкина на смену простой грусти приходит настроение философско-раздумчивое. Возникает смирение и принятие жизни как великого дара во всех ее проявлениях. Появляется тема смерти, в некоторых произведениях угадываются тени декабристов, а в последующих стихотворениях прослеживается предчувствие собственной кончины. Все пушкинские герои постигают неизбежность потерь и перемен на жизненном пути.
Судьба жанра в XX веке
Революционные события начала века возродили жанр, но это может показаться странным только на первый взгляд. К поэтам приходит новое видение течения времени, его бесспорной власти надо всем в мире. И хоть по-прежнему в стихах оплакиваются утраты близких, становится заметно, что это тоска не только по отдельным людям, но и по целой эпохе. В элегиях Ходасевича, Ахматовой и Введенского видна боль глобальной утраты.
Во второй половине XX века элегия начинает уходить в прошлое. Глобальные перемены в послевоенном мире затронули все сферы жизни, в том числе и литературу. Начинается эпоха смешения жанров. Элегия уступает место внежанровой поэзии.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!