Краткое содержание книги «Республика ШКИД»
В 1926 году вышло в свет произведение под названием «Республика ШКИД». Краткое содержание поможет быстро ознакомиться с повестью, которая рассказывает о беспризорных детях, учащихся в школе интернат. Авторами книги являлись Леонид Пантелеев и Григорий Белых. Дети знакомятся с этим творением на уроках русской литературы в 6 классе.
Оглавление:
История создания
Анализ показывает, что повесть «Республика ШКИД» относится к автобиографическим произведениям о тяжелой жизни бродяг. Она посвящена детям со сложными судьбами. Книга направлена на то, чтобы рассказать о радостях и печалях тех, кто остался никому не нужным.
Эта история о школе имени Достоевского, которую дети прозвали сокращенно «ШКИД». Это старое облупленное трехэтажное здание, которое располагалось на Петергофском проспекте. Название заведения расшифровывается как школа-коммуна имени Достоевского. В ней педагоги старались справиться с трудными детьми, которые привыкли к бродяжничеству, воровству и постоянному скитанию без дела. У каждого ребенка была своя тяжелая жизнь, наполненная приключениями. В этих стенах находятся те, которые привыкли ежедневно бороться за счастливое детство.
В книге описаны беспокойные жители интерната, которые постепенно, усилиями воспитателей, превращаются в нормальных людей. Главной целью педагогов было привить хулиганам чувство ответственности. Основными темами повествования являются:
- Честь.
- Совесть.
- Сострадание.
- Дружба.
- Любовь.
В тексте присутствуют красочные описания всех проблем трудных детей, у каждого из них своя история, они пережили очень тяжелое детство. Именно этому посвящена книга «Республика ШКИД».
Воспитанники школы-интерната опубликовали свое произведение в 1926 году, через три года после выпуска. Белому на тот момент уже исполнилось двадцать лет, а Пантелееву — восемнадцать. Они пришли к заведующей петроградского губернаторского отдела и сообщили, что написали книгу, посвященную школе Достоевского. Уже через год их рукопись обсуждали все, и даже такие писатели, как Маршак и Шварц, отредактировали ее и наполнили иллюстрациями. Эта книга стала очень популярной и через 40 лет был снят фильм по ее мотивам.
Литературное произведение является художественным творением, в котором описаны все шалости и проступки детей, а также упомянуты все полученные впечатления от обучения в школе. Если читать это произведение внимательно, то складывается такое впечатления, будто попадаешь совершенно в другой, неизвестный мир, в котором существуют отдельные правила и устои. Современным детям тяжело воспринимать книгу, так как времена изменились, и им кажется, что описанные события — это просто выдумка, которая не имеет отношения к действительности.
Действующие лица
«Республика ШКИД» — это добрая и веселая книга о беспокойных детях, которые были когда карманниками и хулиганами. Им удалось стать нормальными людьми и жить обычной размеренной жизни. Для того чтобы передать атмосферу тяжелого детства, авторы использовали такие образы, как:
- Сорокин Виктор Николаевич — педагог, завуч школы. Дети прозвали его Викниксор. Это принципиальный и решительный мужчина.
- Громоносцев Николай — веселый, озорной парень по прозвищу Цыган. Он заводила и постоянно призывал остальных совершать необдуманные поступки.
- Еонин Григорий (Японец) — умный ребенок, в совершенстве владеющий немецким языком.
- Гриша Черных — способный малый. В интернате его называли Янкель, он любил свободное время проводить с книгой в руках.
- Леша (Ленька) Пантелеев — бойкий подросток, лучший друг и верный товарищ Янкеля.
- Мстислав Офенбах — парень крупного телосложения. Добрый и отзывчивый, в школе ему дали прозвище Купец.
- Мамочка — задиристый одноглазый паренек.
- Воробьев (Воробышек) — худощавый мальчик с качествами лидера.
- Сашкец и Костец — преподаватели школы Достоевского.
- Слаенов (Слаен) — жадный и хитрый воспитанник интерната.
- Маркони Тоня — лучшая подруга Янкеля.
- Айвазовский Сергей Петрович — учитель по рисованию. Дети в шутку называли его Крокодилом.
- Люмберг Элла Андреевна — учительница немецкого языка.
Все эти персонажи играют особую роль в повествовании. На них держится сюжетная линия книги. В тексте имеются как положительные, так и отрицательные герои. Но решать кто плохой, а кто нет, должен сам читателей.
Данную характеристику можно использовать для читательского дневника.
Разделение на части
Для того чтобы понять основную мысль повествования, необходимо сделать план. В каждом пункте можно отразить основные действия, описанные в произведении, например:
- Образование интерната.
- Поступление новых ребят.
- Установление режима.
- Пожар в здании.
- Битые окна.
- Отъезд заведующего.
- Исключение и перевод в техникум.
- Выпуск газеты.
- Уход выпускников.
- Сложившаяся жизнь каждого.
Благодаря разделению на смысловые подзаголовки, можно понять, о чем идет речь в тексте. Кроме этого, по плану можно подготовиться к пересказу на урок литературного чтения или написать сочинение.
Сюжетная линия
После революции и Гражданской войны было очень много детей-беспризорников, которые нашли себе приют в школе-интернате имени Достоевского. Воспитательный процесс «трудных» детей не мог начать функционировать, так как подростки вели себя очень буйно, и руководил всем этим паренек Воробьев по кличке Воробышек. Заведующий школой Виктор Николаевич Сорокин долгое время не мог найти общего языка с детьми, справиться с ситуацией помогала ему его супруга — учитель немецкого Люмберг Элла Андреевна.
Через время в стенах школы появился мальчик — Коля Громоносцев (Цыган). Он быстро навел свои порядки и стал лидером среди учащихся. Чуть позже в учебное заведение поступил умный паренек — Гриша Черных. Цыган прозвал его Янкелем и мальчики очень сдружились. Спустя неделю Гриша украл табак у одного из работников школы и поделил между всеми воспитанниками. Именно так он заслужил уважения среди сверстников.
Еще одним новым учеником стал щуплый парень по прозвищу Мамочка. Несмотря на свой маленький рост и худощавость, он оказался задиристым малым. В одной из драк ему выбили глаз, и теперь он вынужден постоянно носить на лице черную повязку. Со временем он стал любимцем среди ШКИДовцев. Спустя какое-то время прибыл Гриша Еонин. Он был умным и развитым не по годам ребенком. Ему удалось в совершенстве овладеть немецким языком. Дети прозвали его Японцем.
Заведующий школой очень долго не мог сформировать педагогический состав. В ШКИДовскую школу требовались учителя со стальными нервами, так как обучались здесь дети со своеобразным нравом. Не каждый способен выдержать издевательство, проявление выдержки в этом заведении главное. К сожалению, этими качествами обладали не многие. Однако двум учителям — Александру Николаевичу Попову и Константину Александровичу Меденникову — удалось завоевать любовь и уважение ШКИДовцев. Дети прозвали педагогов Сашкец и Костец (Косталмед).
Для того чтобы исключить беспорядки в интернате, Виктор Николаевич ввел режим самоуправления. Для этого каждый класс выбирал старосту, ответственного по кухне и гардеробу. Для самых беспокойных детей была отведена отдельная комната, которую прозвали изолятор. Туда помещали буйных для того, чтобы они смогли подумать над своим поведением в тишине и одиночестве.
Через две недели в школе появился мальчик — Слаенов. Он быстро освоился и стал главным ростовщиком в интернате. Со временем стало возрастать негодование среди учащихся, и он был вынужден покинуть шкидовскую школу.
Главное — дисциплина
Желая установить строгие порядки в интернате, заведующий вел летопись, в которой фиксировались все нарушения и провинности. Кроме этого, был заведен журнал разрядов, с первого по пятый. В нем педагог указывал меры наказания и поощрения учащихся.
В учебное заведение привезли нового воспитанника — Мстислава Овенбаха. Паренек был крупного телосложения и учащиеся его прозвали Купцом. Вскоре он обрел уважение как у педагогов, так и у воспитанников. Мальчик зарекомендовал себя добродушным малым.
Как-то Янкель проснулся среди ночи и понял, что в интернате произошел пожар. Детей в срочном порядке вывели из школы, приехали пожарные и потушили огонь. После прошедшего инцидента дети помогали учителям приводить интернат в порядок.
Спустя неделю в коммуну привели нового мальчика — Леньку Пантелеева. Сначала дети не воспринимали его и постоянно дразнили. Но через какое-то время он также завоевал уважение и стал полноправным учеником ШКИДа.
В школе стало популярно слово «улиган», которое произошло от «хулиган». Дети даже придумали страну «Улигания». Главным нового «государства» стал купец. Позже ребята выбрали для своей страны символику. Основными врагами Улигании были халдеи.
Воспитанникам бывало очень скучно, и они выдумывали различные игры. Однажды они пришли к заведующему и попросили организовать комсомол. Педагог ответил, что в данном заведении это запрещено. Тогда дети попросили его ввести политграмоту, и Виктор Николаевич согласился.
Когда наступила зима, начался учебный год. Заведующий сообщил детям, что теперь будут проходить полные занятия — в день десять уроков. Первого января он проведет учет знаний и проверит, кто как учился. Воспитанники восприняли это как вызов и начали ответственно готовиться к проверке.
Весной у ребят начался «любовный период». Все влюблялись и обсуждали это друг с другом. Один лишь Янкель стеснялся своих чувств и думал, что сверстники будут смеяться над ним. Он предал свою давнюю подругу Тоню, которая даже повзрослев, не смогла простить парня.
Как-то Ленька и Сашка Пыльников выбили все стекла в прачечной. Заведующий очень рассердился и отправил их по домам. Парням очень хотелось вернуться в школу и поэтому они пошли на базар. Сашка продал свои ботинки, а Ленька золотой зуб, который нашел уже очень давно. Получив деньги, они отправились к Виктору Николаевичу. Отдав ему все до копейки и, попросив на эти средства вставить окна, они стали снова шкидовцами.
Время ухода
Когда некоторые ученики перешли в старшие классы, то изъявили желание вступить в комсомол после выпуска. Они попросили разрешения у заведующего организовать свой кружок и печатный орган, который назвали «Юнком». Сначала некоторые ученики не понимали Янкеля, Японца и Пантелеева. Они считали, что рвение этих парней к комсомолу бессмысленно. Но изменили свое мнение, когда появилась юнкомская читальня.
Однажды Викторсон был вынужден уехать в Москву для решения важных вопросов по поводу интерната. В это время Цыган с Гужбаном совсем распустились и начали воровать и все добытое продавать. На вырученные деньги они покупали алкоголь и устраивали попойки. Узнав об этом, заведующий исключил зачинщиков и перевел их в техникум.
Вскоре юнкомовцы стали лениться и забросили свои прямые обязанности. Пантелеев и Янкель начали выпускать собственную газету, а Японец набрал новую команду. Позже все успокоились и перестали соревноваться друг с другом.
Янкель и Пантелеев мечтали стать артистами и в погоне за счастьем организовали собственную кинематографическую контору «Шкидкино». Новое развлечение выглядело просто и своеобразно. Парни рисовали рисунки на обычных белых листах и освещали их сзади огромной лампой. В результате этих действий на стене отображались картинки.
В честь Великой Октябрьской революции в школе провели спектакль. После него Янкель и Пантелеев пришли к заведующему и попросили его отпустить их в свободную жизнь. Аргументировали они свою просьбу тем, что им тесно в школьном пространстве, парни чувствовали в себе силы для самостоятельной и бесконтрольной жизни. Именно так два друга стали первыми выпускниками школы «ШКИД».
Постепенно все начали уходить и освобождать места другим воспитанникам. Купец, как и мечтал, стал военным, Цыган нашел себя в сельскохозяйственной деятельности, а Янкель и Пантелеев стали корреспондентами киножурнала.
Авторы своим повествованием указывают на то, что хорошее отношение и дисциплина способна исправить любого человека. Кроме этого, стоит помнить, что в любое время, даже в самое трудное, нужно помнить об уважении и дружбе.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!