Содержание рассказа «Фантазеры» для читательского дневника
На книгах Николая Носова выросло несколько поколений детей. Они поучительны, ироничны, полны любви и доброты, ведь сочинять истории автор начал для своего сына. Настоящей дружбе, сочувствию, умению отличить воображение ото лжи учит рассказ «Фантазеры». Читательский дневник с описанием произведения школьники заполняют в начальных классах. Он позволит быстро вспомнить содержание, подготовиться к пересказу текста, написанию сочинения или аннотации.
Оглавление:
Об авторе произведения
Любознательные и читающие дети уже до школы знают о том, кто написал «Фантазеров» — рассказ, способный удивить, рассмешить, научить важным вещам. Это Николай Николаевич Носов — автор детских повестей и рассказов. Им были придуманы истории о Незнайке, Живой Шляпе, замазке, леденце, милиционере, приключениях Толи Клюквина. Каждая из историй по-своему удивительна и интересна. Взрослых рассказы возвращают в счастливое детство, а ребят учат думать, действовать, решать проблемы.
К своим маленьким читателям Носов относился как к взрослым. Его герои искренние, немного наивные и симпатичные. Свои вопросы они привыкли решать самостоятельно, порой используя для этого оригинальные методы. Первоначально автор писал тексты для своего сына, который родился в 1931 г. Сюжеты для историй подсказывала сама жизнь. Например, рассказ «Огурцы» был написан после того, как описанная в нем история (кража овощей), произошла с племянником автора.
Для многих школьников настольной книгой стал рассказ «Фантазеры» Носова. Он был написан в период с 1938 по 1945 г., печатался в журнале «Мурзилка». Впоследствии вместе с произведениями «Огородники», «Огурцы», «Чудесные брюки», «Мишкина каша» он вошел в авторский сборник «Тук-тук-тук», вышедший в 1945 г.
Главные персонажи и сюжет
При заполнении информации о рассказе Носова «Фантазеры» в читательский дневник нужно записать имена главных персонажей и дать им небольшую характеристику. Произведение знакомит юных читателей со сверстниками — простыми ребятами, которые проживают счастливое и полное маленьких забот детство. Главные герои произведения:
- Мишка и Стасик. Закадычные друзья, добрые и веселые. Затевают разные игры, но особенно любят фантазировать.
- Игорь. Соседский мальчик с плохим характером. Вредный, любит делать подлости.
- Иринка. Младшая сестра Игоря, добрая и честная девочка.
Рассказ начинается со встречи друзей, Сидя на лавочке, они соревновались, у кого лучше воображение, кто придумает наиболее невероятную историю. Сперва они нафантазировали, что им больше 100 лет. Потом придумали, что снова стали маленькими. Затем стали говорить, что переплывали реку, море, океан, летали на Луну.
Миша проявил смекалку и рассказал, что медведь однажды откусил ему голову. Стас придумал, что его проглотил крокодил. Друзья веселились, сочиняя небылицы, до тех пор, пока к ним не подошел соседский мальчик Игорек. Он хотел пристыдить приятелей за ложь, но они сказали ему, что шутят и сочиняют небылицы. Мальчик отнесся к этому с насмешкой, но когда друзья предложили ему придумать что-то самостоятельно, не смог.
Игорь задумался, но сумел рассказать не выдуманную, а правдивую историю. Ее суть состояла в том, что он обманул родителей и переложил вину на младшую сестру. Друзья сказали мальчику, что он лгун, и ушли домой. По пути стояла палатка с мороженым. Денег хватило только на одну порцию, поэтому ребята решили ее разделить дома.
В подъезде друзья встретили расстроенную Иру и отдали мороженое девочке. Она предложила поделить лакомство на троих. Лакомясь мороженым дома, Мишутка постарался утешить Иру. Он рассказал, что однажды съел целое ведро мороженого. Девочка рассмеялась, оценив шутку. К ней вернулось хорошее настроение.
Информация для школьников
Краткое содержание «Фантазеров» Носова для читательского дневника может состоять из нескольких предложений. Миша и Стас — хорошие друзья, которые любят шутить и фантазировать. Часто они рассказывают друг другу выдуманные на ходу небылицы.
Однажды ребята встретили соседского мальчика Игоря. Он рассказал правдивую историю о том, как съел домашнее варенье, а за проделку пострадала его младшая сестра. Мальчики не захотели общаться с ним, но утешили его сестренку Ирину. Пересказ текста можно выполнить по такому плану:
- Миша и Стас хвастались друг перед другом.
- Подслушав беседу, соседский мальчик Игорь стал стыдить ребят.
- Игорек посоветовал друзьям врать с пользой.
- Мальчик рассказал, как обманул родителей и обвинил сестру в том, чего она не совершала.
- Ребята прогнали Игоря, а сами купили мороженое, которое решили разделить пополам дома.
- По дороге они встретили Иру, поделились с ней лакомством и утешили.
Разбор рассказа
Краткое содержание и план произведения помогут юным читателям лучше понять смысл сюжета, а также пересказать его на уроке литературы. Дополнительно в читательский дневник следует записать краткий анализ, изложив основную информацию и свое мнение о прочитанном. Работу можно выполнить по такому плану:
- Название произведения. «Фантазеры».
- Год написания. 1940 г.
- Жанр. Сатирический рассказ.
- Композиция. Классическая (завязка, основная мысль, развязка).
- Главная мысль. Обман и вымысел — разные вещи.
- Чему учит. Рассказ Носова «Фантазеры» учит видеть разницу, которая есть между фантазией и ложью. Обманывать других людей нельзя, потому что от этого всегда кому-нибудь плохо. Наоборот, мечтать, проявлять смекалку и находчивость полезно. Также произведение учит состраданию, готовности прийти на помощь к тому, кто испытывает лишения.
- Подходящая пословица. «Врать не врет, прихвастывает здорово».
- Что понравилось. То, что друзья отказались от общения с Игорем, который плохо обошелся с сестрой.
По рассказу снято несколько мультфильмов и один полнометражный фильм (1965 г., режиссер Исаак Магитон). Иллюстрации к произведению выполнило много известных художников. Благодаря картинкам и рисункам герои Носова стали вполне реальными личностями.
Рассказ Носова повествует о настоящей дружбе, справедливости, прямоте. Он призывает развивать воображение и уметь брать ответственность за собственные поступки, а не перекладывать вину на других людей. Совершая подлости, как Игорь, можно лишиться всех друзей и поддержки близких. В произведении сказано и о том, как приходит счастье. Для встречи с ним важно проявить сочувствие к несправедливо обиженным людям, вернуть им улыбку и уверенность в себе.
Отзывы читателей
Люблю разбирать произведения Носова на уроках литературы. Рассказ «Фантазеры» нравится всем без исключения ребятам. Во все времена мальчики были непоседами и выдумщиками. Главная задача — объяснить им, что ложь и фантазия ведут к разным последствиям. У Николая Николаевича это хорошо получилось.
Рассказ «Фантазеры» я читал несколько раз, потому что он мне очень понравился. Выбрал его для написания школьного сочинения на произвольную тему. Понравилось, что Стасик и Мишутка не обманывают друг друга, а придумывают истории. Попробовал играть так же с младшим братом — ему нравится.
Абсолютно уверена, что история Носова про фантазеров не перестанет быть актуальной через много лет. Небылицы мальчишек воспитывают здоровое отношение к юмору. Помню, как мы с мамой читали эту книгу во время каникул в деревне и хохотали до слез. Теперь читаю ее со своими детьми — им очень нравится эта история.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!