Биография американского ученого и философа Томаса Куна
Томас Кун — американский философ, историк и психолог, который внес огромный вклад в науку, в частности, он занимался исследованиями в области образования человека. Его труды актуальны и в настоящее время, а книги являются одними из самых цитируемых в своей сфере. Биография Томаса Куна позволит поближе познакомиться с этим величайшим философом XX века, научные теории которого произвели настоящий переворот в науке.
Оглавление:
Юность и студенческие годы
Родился Томас Кун в 1922 году в городе Цинциннати в штате Огайо. Уже с самого детства он показывал склонность к обучению, поэтому родители сразу после их переезда в Нью-Йорк отдали его в престижную школу для одаренных нестандартно мыслящих детей. Именно в это время у Куна появился интерес к физике, с этой наукой он первоначально хотел связать всю свою жизнь.
Известно, что родители Куна придерживались социалистических взглядов, а его отец Самуэль, который работал промышленным инженером и постоянно переезжал из города в город, стремился дать ребенку все лучшее. Именно поэтому будущий учёный сменил несколько школ, он жил в центральной части страны, на западном побережье и в Нью-Йорке.
В 1940 году Томас поступает в Гарвард, а уже через три года он закончил обучение в этом престижном вузе, получив степень бакалавра. Юный ученый начал преподавать в университете, одновременно он получил сначала степень магистра естественных наук, а вскоре стал доктором философии. В это время Кун изучал физику и занимался практическим применением разработанных им технологий в промышленности и в оборонной сфере.
Карьера в науке
В период с 1943 по 1949 года Кун работал в Гарвардском университете в качестве младшего научного сотрудника. В это время он начал заниматься философией и историей, поняв, что этим областям знаний он хочет уделить больше внимания, чем физике. И всё же первая его серьёзная работа — это разработка нового поколения радаров, которая осуществлялась в рамках военных исследований, а в последующем такие изобретения применялись уже в армейских целях.
Кун занимался исследованиями в следующих областях:
- физике;
- математике;
- психологии;
- философии.
В период с 1948 по 1956 года Кун преподавал историю науки в Гарварде, где пользовался уважением у коллег. Студенты неизменно отзывались о нем как о лучшем учителе в их жизни. В 1961 году Томас перебирается в Калифорнию, где в местном университете он преподавал историю, одновременно занимаясь исследованиями в области философии. В эти же годы выходит его книга «Структура научных революций», в которой ученый разбирал особенности теории обучения человека.
Уникальность разработанной Томасом Куном теории является периодичность смены науки, при этом ученый утверждал, что знания непостоянны и не развиваются линейно. В последующем эта теория стала классической, а сегодня на ее основе и программе обучения, подготовленной этим специалистом, ведется преподавание в лучших университетах мира. В середине 60-х годов Кун становится профессором в Принстонском университете, где продолжил работу уже на руководящей должности.
Концепция парадигмы
Одним из основных вкладов в науку Томаса Куна является создание им концепции парадигмы. Этот ученый изучал факторы, которые влияют на развитие знаний в тех или иных областях. Ранее считалось, что наука развивается поступательно по непрерывной линии. Во многом такая теория была связана еще с дарвинизмом. Однако Кун в своей работе отмечал, что человечество накапливает знания до определенного уровня, после чего отмечается огромный скачок в развитии.
То есть, развитие знаний циклично, в определённые моменты происходят кризисы, что приводит к деградации общества. Однако всегда за таким кризисом бывает скачок, после чего появляются многочисленные новые теории. Концепция парадигмы подразумевала систему убеждений, в том числе общие ценности и способы функционирования современной науки. То есть, это мировоззрение человеческой группы, которая так или иначе понимает саму жизнь.
Свою концепцию Томас Кун разделил на несколько основных этапов:
- предвидение;
- нормальная наука;
- революционная наука.
Этап предвидения — это поступательное развитие, при котором отсутствует центральная парадигма. Такой путь подразумевает наличие общих процедур и методов для сообщества исследователей. Следующий этап — это нормальная наука, когда научное сообщество предпринимает усилия для решения актуальных проблем в обществе. Это самый длительный период, который неизменно приводит к важнейшим открытиям.
Томас Кун утверждал, что рано или поздно возникает определенное несогласие в научной среде, что провоцирует наступление третьего этапа — революционных изменений. Ранее принятые теории на этом временном отрезке бывают опровергнуты, после чего появляется совершенно новая парадигма, дающая очередной толчок развитию человеческой цивилизации.
Личная жизнь и последние годы
В 1948 году Кун женится на своей студентке Кэтрин Мухс. От этого брака родилось трое детей, сын первенец и две дочери. Через 30 лет счастливой совместной жизни супруга скончалась от долгой и мучительной болезни.
Спустя три года учёный женится на Джиэн Бартон, с которой он был знаком ещё со студенческих лет. В 1994 году Томасу поставили страшный диагноз рак лёгких, а через два года великий ученый умер от тяжелых последствий онкологического заболевания.
Интересные факты
Известно, что, как и многие выдающиеся ученые, Кун был забывчивым и рассеянным. Не редкость, что из-за своей памяти он пропускал занятия, а студенты рассказывали о том, что во время лекции профессор мог начать говорить о предметах, которые совершенно не связаны с темой урока.
Томаса Куна часто обвиняли в плагиате работы «Структура научных революций». Однако сам учёный занимался этой проблемой более 20 лет, у него накопилось огромное количество материала, и, как только он опубликовал все свои заметки, которые заняли несколько огромных томов, все такие вопросы в краже этой книги полностью отпали.
Этот ученый ввёл понятие нормальная наука, под которой он понимал длительное накопление знаний. По его мнению, основная идея такого научного подхода заключалась в сосредоточении и точности определённых изучаемых деталей. Сегодня по этой программе обучают в ведущих американских вузах.
Философ Кун оставил значительный след в истории, это представитель релятивизма в истории и развитии общественных знаний. Школьникам необходимо будет кратко подготовить небольшие доклады о биографии этого учёного, рассказать о том, какие понятия он ввёл в науковедение, поговорить о значении разработанных им теорий. Это позволит поближе познакомиться с научными исследованиями в области философии в Америке в первой половине XX века.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!