Тема любви в романе Гончарова «Обломов»
По словам Гончарова, это прекрасное чувство, воспетое поэтами-романтиками, «движет миром с силой архимедова рычага».Тема любви в романе «Обломов» занимает важное место и играет особую роль в его композиции. Именно она движет всеми желаниями главного героя, который живет в идеальном мире, созданном в его воображении по образу родной Обломовки.
Оглавление:
Прототипы в произведении Гончарова
Прототипом главного героя романа современники называли многих людей из окружения писателя. Однако сам Гончаров, беседуя с издателем Вольфом, признался, что Обломова «рисовал с себя». Склонность к сибаритству и вдумчивости друзья, действительно, отмечали в молодом Гончарове. У него даже прозвище было по этому поводу — «Принц де Лень». Немало общего с персонажем у писателя было и в характере, и в воспитании. Кроме того, отдельные черты характера Ильи Ильича были списаны с литературных героев:
- гоголевские Манилов, Тентентников из поэмы «Мертвых душ»;
- Бешметова из повести «Тюфяк» Писемского;
- персонажи из сочинений самого писателя: Тяжеленко, братья Адуевы.
Что касается образа Ольги Ильинской, то над его созданием автор работал с большим вдохновением, что видно из писем к приятелям: «не надышусь, не нагляжусь», «живу, дышу только ею». В своей «Литературной исповеди» он признался в том, что «писал только то, что переживал, что мыслил, чувствовал, что любил, что близко видел и знал». У исследователей отмечалось две версии по этому поводу. В работах П. Н. Сакулина прототипом героини считается Е. В. Толстая, по мнению О. М. Чемена -- Е. П. Майкова.
Первая точка зрения основывается на том, что в письмах писателя к Е. В. Толстой отражаются откровенные признания в любви и раскрываются его внутренние чувства и переживания. Впервые он встретил ее на семейном ужине у Майковых, когда ей было всего 16 лет, и уже тогда был поражен ее обаянием. Через 12 лет они вновь увиделись, и для Гончарова она стала идеалом женщины, самой прекрасной женщиной на земле. Ее чарующая красота, щедрое сердце и тонкий ум никого не могли оставить равнодушными.
К сожалению, сердце свое юная красавица подарила своему кузену Мусину-Пушкину, выйдя за него замуж в 1857 году. О. М. Чемена, отвергая точку зрения Сакулина, пытается обосновать причастность к образу Ольги Е. В. Майковой. В литературном салоне Майковых в то время бывало много известных литераторов, и среди них она якобы больше всех выделяла писателя Гончарова. Они и на самом деле были дружны.
О. М. Чемена утверждает, что писатель был увлечен Е. П. Майковой, видя в ней женщину «особого типа, непрерывно ищущую и ничем не удовлетворяющуюся». Сравнивая черновики романа с 1857 по 1858 год, исследовательница делает вывод, что образ женского персонажа в этот период был значительно изменен, и это она объясняет чувствами к Майковой. Прототипом Агафьи Пшеницыной стала мать писателя Авдотья Матвеевна. После гибели отца его воспитывал крестный отец Н. Трегубов, а мать обеспечивала им сытую и спокойную жизнь.
Еще статьи по роману "Обломов":
- Характеристика Михея Тарантьева в романе «Обломов»
- Роман «Обломов» для читательского дневника
- Ольга Ильинская: образ и характеристика героини в романе «Обломов»
- Идейный смысл романа И. Гончарова о жизни Обломова
- Любовь Обломова и Ольги в романе Ивана Гончарова «Обломов»
- Характеристика гостей Обломова и их отношения к нему и к жизни
- Характеристика Ильи Обломова в романе И. А. Гончарова
- Столкновение мечты с действительностью в жизни Обломова
- Особенности композиции и жанра в романе Гончарова «Обломов»
- Правда Обломова: историко-философский смысл романа
- Обломовка: описание деревни и характеристика жителей
- Поведение Штольца в обществе и на службе, сравнение с Обломовым
Любовь в жизни Обломова
Оставив службу, Илья Ильич Обломов все время находился дома и редко куда выходил. Первое время его навещали бывшие сослуживцы и просто знакомые: кто-то хотел за его счет разжиться деньгами, кто-то просто шел с новостями. Но ни у кого из них не вышло куда-нибудь вытащить этого сибарита с его удобного и любимого дивана. Штольц, давний друг детства, приехал к приятелю именно с этой целью: хоть что-нибудь изменить в жизни ленивца. На улице пышно цвела весна, так и звала на улицу полюбоваться ее прелестями.
В один из таких теплых весенних вечеров и началась любовная история Обломова и Ольги Ильинской. С этого момента жизнь Ильи Ильича преобразилась. С первых минут он был поражен ее юностью и красотой. Кроме внешнего совершенства и гармонии, Обломов почувствовал в ней глубокую душу, способную любить.
Ольга же в первую встречу не была очарована несколько наивным, чудаковатым мужчиной не первой молодости, но именно этим он ее и привлек.
Сердце Обломова дрогнуло во время исполнения ею романса: «Надежды, неясная боязнь гроз, самые грозы, порывы счастья — всё звучало не в песне, а в её голосе…». Он с волнением признался, что чувствует любовь. В идеале именно такой он представлял свою будущую жену: прекрасной и «исполненной неги и торжественного покоя, как сам покой». Она тоже нашла в Обломове родственную душу, с ним было легко и свободно. Изменилась и жизнь Ильи Ильича:
- вставал он теперь в семь утра;
- много читал;
- в глазах исчезли усталость и скука, появился блеск;
- халат забросил, стал носить сюртук, чаще выходить в общество.
Можно бы сказать, что любовь в данном случае сотворила чудо, у влюбленного Ильи Ильича раскрылись лучшие качества. Но с самого начала в их отношениях зрело непонимание, хотя оба отвечали друг другу взаимностью. Он душой ощущал, что их чувства постепенно «делались строже, взыскательнее, стали превращаться в какую-то обязанность». И Обломов обратился к возлюбленной с письмом, где признался, что устал, что сильные чувства под силу лишь юным сердцам.
Его же натура жаждет покоя: «скучного, сонного, но он знаком мне; а с бурями я не управлюсь». Илья Ильич с удивлением заметил, что письмо принесло ему свободу и облегчение: «Странно! Мне уж не скучно, не тяжело! Я почти счастлив». Ольга тоже чувствовала какой-то диссонанс в их отношениях. Она видела его кротость, доброту и нежность, но ждала от него воли и действия, а он так и не мог решиться на большее.
Девушке хотелось страстей, она пыталась их получить от любимого, но такой страсти, которая могла бы разбудить ото сна Обломова, она не чувствовала и в себе. Она поняла, что любила Обломова в будущем, придумала его себе, а ему пока был больше по душе «невозмутимый покой», обломовщина, с которой герой романа Гончарова пробовал бороться, но победить ее так и не смог.
Взаимоотношения Ольги и Штольца
Нельзя не обратить внимания в сочинении Гончарова на взаимоотношения Андрея Штольца и Ольги Ильинской. Прежде всего, это история двух хороших друзей, имеющих много общего. Уравновешенный и расчетливый во всем, Штольц — полная противоположность Ильи Ильича Обломова. На первый взгляд, в мечтах Ольга представляла именно такого мужа, с которым один день не похож на другой, которого не надо развивать, но можно восхищаться им всю жизнь.
После разрыва с Обломовым она уехала за границу и там встретила Штольца. Став его женой, молодая женщина нередко вспоминала Обломова, тоскуя о том, что нет в Андрее той мечтательности и поэтичности, за что она любила Илью. Их взаимоотношения были нежными, они отлично понимали друг друга, но полного счастья в семье не ощущалось: «Два существования, ее и Андрея, слились в одно русло; разгула диким страстям быть не могло: все было у них гармония и тишина».
Они рано вставали, пили вместе чай, затем занимались каждый своим делом, обедали, музицировали или занимались садовыми работами. В этом спокойствии Ольга чувствовала какую-то неуловимую угрозу, боязнь все это потерять. В то же время героиню преследовало ощущение необъяснимой скуки. Она не могла понять, что с ней происходит («тянет меня куда-то еще»): «Что ж это?.. Ужели еще нужно и можно желать чего-нибудь? Ужели ты совершила круг жизни? Ужели тут всё?».
Ольга делится своими сомнениями с мужем, и они уже оба предчувствуют будущие неприятности. Эти страницы в произведении обычно не анализируются критиками, особенно опускается всеми сон Ольги в конце повествования:
- ей чудились жертвы, утраты, лишения и слезы;
- ей снилась жизнь, наполненная новыми, неведомыми ранее чувствами, болезнями, потерей мужа.
Ей было страшно, но вместе с тем до изнеможения любопытно смотреть на эту другую жизнь. Обломов в свое время не смог выдержать испытание любовью, чтобы быть рядом с любимой женщиной. Но ведь и Штольц не бросится на преграду, пока все не рассчитает.
И кто знает, отважился бы он переступить ту бездну, которой так испугался Обломов — автор не дает ответа на этот вопрос. И Обломов, и эта, казалось бы, обретшая счастье пара понимают, что оно недостаточно, но больше им «некуда идти».
Семейный идеал главного героя
Идеал счастливой семейной жизни Обломов нарисовал себе из воспоминаний детства. Этот идеал включал в себя сытную жизнь, хороший сон, пикники в роще, прогулки «с кроткою, но дебелою женою и в созерцании того, как крестьяне работают». В его квартире на Гороховой улице было все так же неизменно, как и в Обломовке, и его прошлое стало основой настоящего. Похоже, и для самого писателя вечность представляла что-то особенное. Это видно по описанию деревеньки, где и люди, и природа млеют от неги и покоя.
Гончаров считает, что именно такое состояние изначально было свойственно природе и человеку, и сожалеет, что жизнь с ее бурями, страстями и мировыми проблемами перевернула все с ног на голову. Дом Агафьи Пшеницыной на Выборгской стороне воплотил мечту Обломова: здесь ничто не нарушает его покой. Возможно, писатель показал всем тот идеал, который должен найти для себя каждый человек. Это мир, где все стабильно, и покой, и счастье даны людям на века. Спокойная и хозяйственная женщина на все готова ради мужа, обожает и лелеет его до самой его кончины.
Скоро и сам Илья Ильич привыкает к этой жизни, женится на Агафье, у них рождается сын Андрей, который после смерти отца был отдан на воспитание в семью Штольца и Ольги. В конце произведения герой, оценивая свою жизнь, говорит, что «ему некуда больше идти, нечего искать, что идеал его жизни осуществился, хотя без поэзии». И здесь так же, как и в семье Штольца, читатель видит неполноценность счастья.
Таким образом, мечты своей Обломов достиг, но для ее осуществления не потребовалось какого-либо движения или борьбы, поэтому поэзия и «живая жизнь» с Агафьей отсутствовали. Развращенный барством Обломов после женитьбы на Пшеницыной отправляется снова на диван и погружается в спячку, а затем и умирает.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!