Новый курс Рузвельта: политика реформ в США и ее итоги
Масштабный экономический кризис, охвативший североамериканские штаты в конце двадцатых — начале тридцатых годов прошлого столетия, инициировал введение New Deal. Более распространенное название этой экономической политики — «Новый курс» Рузвельта. Администрация президента, вступившего в марте 1933 года в должность, повела страну иным путем, не имевшим ничего общего с деятельностью предыдущих руководителей государства.
Оглавление:
Суть реформ
Сразу после вступления Франклина Делано Рузвельта в должность 32-го президента США начала свою работу специальная сессия Конгресса, целью которой стало принятие ряда ключевых законодательных актов, не только оказавших серьезное влияние на американскую экономику, но и ставших платформой Нового курса. В основу политики были положены мероприятия по повышению эффективности регулирования экономики государством, преодолению дефицита финансирования и реформированию институциональных основ рынка.
Тридцать первый президент Г. Гувер, на чей срок правления пришелся кризис, названный историками Великой депрессией, свою деятельность основывал на четырех принципах:
- максимально возможное сдерживание инфляционных процессов;
- сбалансированность государственного бюджета, минимизирующая рост расходов;
- стабильность золотого содержания национальной валюты;
- минимальное вовлечение госструктур в экономические процессы.
Концепция новой программы предусматривала одновременное ее начало во всех ключевых сферах социальных и экономических отношений. В частности, был наложен строжайший запрет на экспорт золота, проведено обесценивание доллара. Главной целью этих непопулярных в обществе мер была стабилизация денежной системы. Задачу по оздоровлению национальной промышленности Рузвельт возложил на вновь созданное учреждение, названное Национальной администрацией восстановления промышленности.
Реорганизация банков
Еще 6 марта президентом были объявлены недельные «банковские каникулы», предусматривающие закрытие и тотальную ревизию всех банковских учреждений. Банки, разорившиеся во время Великой депрессии, были отданы в управление РФК (Реконструктивной финансовой корпорации). Учреждения, устоявшие в период кризиса, продолжили дальнейшую работу. В этом секторе основное значение «Нового курса» Рузвельта состояло в создании укрупненной банковской системы. Этому способствовало включение в систему большинства крупных банков, поскольку именно они сохранили свое финансовое «здоровье».
Кроме того, банкам запретили работу с ценными бумагами, что существенно снизило уровень рисков, грозящих банковским вкладчикам. Введенный мораторий на выплату процентов с текущих счетов эффективно сократил поступление средств, привлеченных повышенными ставками, характерных для операций с повышенным риском. Подвергся регламентации и биржевой кредит.
Деятельность Федеральной корпорации, отвечавшей за страхование депозитов, заключалась в санации обанкротившихся банков и выплате вкладов в границах установленных лимитов из фонда, пополняемого взносами банков.
Преобразования в промышленном секторе
Комплекс мер, направленных на нормализацию производственного процесса, нашел отражение в положениях Национального закона о реформировании промышленности от 16.06.1933 . Базисом этого законодательного акта стал принцип «честной конкуренции», сформированный Д. Своупом и получивший всемерную поддержку Торговой палаты Соединенных Штатов. Нормами нового закона предпринимательским ассоциациям предписывалось выработать своего рода кодекс, кратко определяющий:
- конкурентные условия;
- уровень минимальных цен;
- рынки сбыта;
- оптимальные объемы производства.
В качестве бонуса предприятия, принявшие «честный» кодекс к руководству, освобождались от антитрестовских мер давления.
Кроме того, закон, получивший аббревиатуру НИРА, содержал комплекс мер социальной направленности. Им введены такие категории, как обязательный минимум оплаты и нормы продолжительности рабочей недели.
Изменения в социальной сфере
Еще одним приоритетным направлением «Нового курса» стало снижение уровня безработицы в стране. К 1933 году работу с полной занятостью имел лишь каждый десятый американец. 17 миллионов безработных и 60% сокращение фонда — такими показателями могла «похвастаться» социальная сфера США на момент прихода к власти Ф. Д. Рузвельта.
Оставшиеся без средств к существованию граждане лишались взятого в кредит жилья и переселялись в трущобы. В целях улучшения ситуации с безработицей и повышения уровня материального положения американцев администрация Рузвельта предприняла такие шаги:
- адресная помощь людям, потерявшим работу;
- организация общественных работ;
- введение системы страховых выплат в случае потери работы.
Размер материальной помощи безработным превысил 4 миллиарда долларов. Суммарный объем общественных работ, выполненных безработными американцами, составил примерно 3,3 миллиарда долларов.
Молодежные лагеря, организованные правительством весной 1933 года, получили полное государственное обеспечение. Работавшие там в течение полугода люди зарабатывали порядка 30 долларов, 25 из которых получала семья работника.
Важным этапом реформирования стало принятие в 1935 г. законов о старости, справедливых условиях труда и трудовых отношениях (акт Вагнера).
Сельское хозяйство
В билле Рузвельта о поддержке фермеров (дата подписания — май 1933 года) предлагался комплекс мероприятий, направленных на борьбу с кризисом в сфере сельского хозяйства США. В результате Великой депрессии резко упали цены на фермерскую продукцию, что логично привело к массовому разорению фермеров.
Ключевым положением билля был закон AAA, призванный стать регуляционным механизмом сельскохозяйственных отношений. Его основная идея заключалась в ликвидации «ценовых ножниц» или разницы между себестоимостью и ценой реализации.
Для стабилизации баланса спроса и предложения и роста цен на сельскохозяйственную продукцию из оборота изымалась часть земельных угодий. Взамен фермер получал субсидирование. В результате значительно выросла конкурентная способность крупных хозяйств, получивших солидные премиальные суммы за сокращение посевных площадей.
Что касается мелких фермерских хозяйств, то меры их поддержки свелись к оказанию финансовой помощи в приобретении ферм и переселении на земли, имеющие лучшие качественные характеристики. Для этого в 1935 году правительством была создана Администрация по переселению. В ее обязанности входило стимулирование модернизации и приобретения оборудования, а также развитие кооперативов, сбывающих сельхозпродукцию.
Закон о внутренних квотах и сохранении плодородия почв (1936) определял порядок премиальных выплат хозяйствам, сокращающим производство культур, истощающих землю.
Годом ранее правительством была создана Администрация REA, в задачу которой входила электрификация сельской местности.
Политическая самоизоляция США
Проведение реформ «Нового курса» осложнялось условиями обостренной политической борьбы. Это стало причиной применения американским правительством во внешнеполитической сфере курса на дистанцирование от проблем международного характера. Так, в 1933 г. по вине США была сорвана работа Лондонской международной конференции.
Тридцатые годы прошлого века стали эпохой господства открытого изоляционизма. Расследование причин вступления Соединенных Штатов в Первую мировую войну было поручено Комитету Ная. Его члены подтвердили предположение о втягивании страны в военные действия ради корыстных устремлений производителей оружия и финансовых воротил. На основе этих материалов были приняты законодательные акты о нейтралитете, запрещавшие:
- продажу произведенного в США оружия странам, находящимся в состоянии войны;
- участие граждан США в военных конфликтах;
- транспортировку военного имущества и снаряжения судами американского флота;
- предоставление кредитов (займов) государствам, имеющим задолженность перед Соединенными Штатами по военным обязательствам.
1933-й стал годом признания Америкой Советского Союза и заключения с ним дипломатических отношений. В этот период установилась политика добрососедства в отношениях государств Латинской Америки: пересмотрены договорные условия с Панамой, произошел отказ от американского присутствия на Гаити, была оказана поддержка реформационного процесса в Бразилии.
Критика оппонентов
Принятые правительством и администрацией президента США законодательные акты стали инструментом прямого вмешательства государственного аппарата в социально-экономические отношения. Это помогло Ф. Д. Рузвельту минимизировать последствия Великой депрессии, а американскому обществу выйти из нее.
Тем не менее эта политика подвергалась постоянной и довольно жесткой критике со стороны оппонентов. Представители крупных корпораций предъявляли Рузвельту обвинения в насаждении социалистических идеалов. Раздуваемые инсинуации о «призраке социализма» позволяли им требовать отмены законов, которые их не устраивали.
В итоге по окончании Второй мировой войны правительством США был совершен поэтапный отход с завоеванных «Новым курсом» позиций в области трудового законодательства.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!