Краткое содержание повести Пушкина «Выстрел»
Пушкин Александр Сергеевич — это великий русский классик, его книги известны каждому. Они представляют собой идеал и образец изящества, богатства русского языка. В любом возрасте интересны его сказки, поэмы, романы, которые закладывают в читателе моральные законы. Краткое содержание «Выстрела» — торжество нравственности, над жаждой мести побеждает благородство.
Оглавление:
Рассказ об одной дуэли
Рассказ создан в 1830 году в Болдино. Поэт был обязан находиться в этом поместье по причине введённого карантина из-за вспышки холеры.
История создания
Помимо того, писатель в то время был воодушевлён предстоящей скорой женитьбой с Гончаровой Натальей, что также оказало влияние на появление множества шедевров в тот период. Литературное произведение Пушкина «Выстрел» входит в сборник «Повести Белкина», наряду с такими произведениями, как:
- «Метель».
- «Станционный смотритель».
- «Выстрел».
- «Гробовщик».
- «Барышня-крестьянка».
Рассказ Пушкина о поединке делится на две главы. Любопытно, что изначально автор хотел ограничиться лишь первой частью литературной работы. Сюжет повести основан на пересказе реальных событий, Пушкин делится с читателем случаем из собственной жизни. Однажды Александра Сергеевича вызвал на дуэль его приятель по имени Зубов из-за нечестной карточной игры. Во время поединка, когда соперник прицеливался, Пушкин нагло ел черешню. Затем этот эпизод был отражён писателем в повести.
Произведение написано в духе реализма. Вначале главный герой Сильвио ведёт себя весьма романтично, но ближе к финалу истории становится ясно, что у персонажа сложный характер. Его храбрость, решительность указывают на пылкость сердца и реализм литературного образа.
Рассказчиком является подполковник И. Л. П., затем повествование ведётся от лица военного Сильвио. В завершение И. Л. П. говорит об армии и офицерах. Особенно выделяется гусар, он меткий и старательный вояка. Но его фигура окутана некой загадкой, ни у кого не было информации о его имуществе, доходах.
Вместе с тем он был владельцем роскошной коллекции пистолетов, также в стенах его квартиры было неисчислимое количество следов от пуль.
Сюжетная линия
Сильвио очень щедр — угощения были нескончаемы на его приёмах. Как-то раз во время одного из праздников гости просили достать карты. Обычно герой от этого кратко отказывался, но в то пиршество решил угодить собравшимся у него товарищам. В тот вечер недавно приехавший в полк некий офицер Р… загнул уголок у карточки, чем рассердил Сильвио. Конфликт перешёл в драку, взбешённый Р… запустил подсвечником в хозяина. Его тут же со скандалом выгнали из дома. Ко всеобщему удивлению дуэль не была назначена.
Гусар Сильвио давно питал неприязнь к одному графу, в ком видел своего соперника, нагрубил ему, тот, конечно же, ответил пощёчиной. В результате была объявлена дуэль. Графу выпало право первого выстрела. Пуля из пистолета угодила в фуражку противника. Теперь пришла очередь Сильвио.
Его соперник позволил себе крайнюю бесцеремонность: ел черешню и плевал косточками. Эта наглость ещё более встревожила гусара, он перенёс дуэль на другой день. О её завершении И. Л. П. узнал через некоторое время лично от графа, который жил по соседству с рассказчиком.
Гусар Сильвио наведался к неприятелю, который тогда отмечал медовый месяц, угрожал смертью. Настоящей целью офицера было припугнуть графа, продемонстрировать ему собственную силу, что требуется с уважением относиться к правилам дуэли, чтобы тот понял, что необходимо быть ответственным за свою дерзость.
Пожалуй, важную роль для благополучного финала сыграли просьбы супруги графа, Марии.
Анализ произведения
Сильвио перестаёт быть лирическим персонажем, он перевоплощается в подлинного реалиста, мысли и поступки которого естественны. Он трезво смотрит на обстоятельства, у него нет страхов перед принятием решений, он смело идёт к своей главной цели — указать сопернику его место.
Характеристика главных персонажей
В финале повести читателю становится известно, что гусар погиб в бою возле Скулян. Молодой человек храбро сражался за Отечество.
Основные действующие лица:
- Гусар Сильвио.
- Подполковник И. Л. П.
- Граф.
Все они выступают в роли рассказчиков. Центральный персонаж — это, разумеется, Сильвио. Выжидая подходящий момент для мести за нанесённые оскорбления, он день ото дня тренируется в стрельбе. Гусар приходит в себя лишь тогда, когда граф опять выигрывает первый выстрел и задевает пулей картину, что располагалась над самой головой гусара.
В то время у Сильвио происходит моральное обновление, он заново переосмысляет себя и жизнь. Ему становится ясным собственное подлое поведение. Пожалуй, после этого случая граф также по-другому на себя посмотрел, понял свои ошибки. Подполковник наблюдает за происшествием со стороны.
Литературные исследователи обнаружили, что у героя Сильвио есть прототип. Это знаменитый дуэлянт лингвист по имени Липранди. С ним Пушкин столкнулся в кишинёвской ссылке. Липранди был не офицером, а военным разведчиком. Новый головной убор Дельвигу, который присутствовал на дуэли Пушкина в качестве секунданта, задел пулей Кюхельбекер.
Встревоженный колкостями поэта, он случайно выстрелил. Дельвиг тогда получил вторую жизнь.
Конфликт гусара Сильвио
В юные годы Александр Сергеевич Пушкин был известным любителем дуэлей. Ему нравилась романтичность и опасность поединков. Сам он принимал участие в более тридцати дуэлях, большая часть из которых произошла во время кишинёвской ссылки.
Писатель великолепно стрелял, с двадцати метров попадал следующей пулей в предыдущую. Это обстоятельство также проиллюстрировано в произведении «Выстрел».
Характеры двух соперников (гусара и графа) во многом сходны. Оба молодых человека представляют собой смелость, внешнюю привлекательность, ум, авантюризм. Сильвио питал зависть к графу, ведь тот по сравнению с ним был богачом и принадлежал к знатному роду. Он терпеть не мог противника, что явился из ниоткуда и подвинул гусара с пьедестала.
Образы персонажей представлены в повести в динамике, что нарушает правила романтизма. Это дало о себе знать поменявшееся восприятие писателем идеалов своей ранней молодости. Повзрослевший Александр Сергеевич, как и персонажи его рассказа во второй главе, осознаёт значимость и важность человеческой жизни.
Главный герой не идёт на убийство. Ему хватает лишь побаловать своё самолюбие, разглядеть в глазах противника панику и страх. Перед читателями формируется образ, весьма отстранённый от совести и благородства. Гусар был загадочным, щедрым, храбрым, гордым, мрачным. Затем он превращается в беспринципного мстительного злодея, который готов на всё.
В нём нет элементарного чувства такта, чтобы не допустить присутствия юной супруги графа во время страшной сцены в поместье соперника.
К Сильвио можно по-разному относиться. Для одних его действия верны, они несут правду и справедливость. Других пушкинский персонаж разочаровывает и вызывает возмущение. Мнения критиков также расходятся.
Признаки реализма присутствуют и в заключительных строках литературного произведения, где сообщается о смерти гусара Сильвио. Писатель называет место и время драматического события.
Отношение Пушкина к графу
Эгоистичный и смелый дуэлянт совершенно теряет романтические черты. Гениальность писателя проявилась в мастерском изображении антуража для глубокомысленных размышлений о совести и смысле бытия.
Подвижность сюжета, насыщенность литературного слога, сложность и противоречивость действий основных персонажей неизменно приковывают читателя к рассказу «Выстрел».
Образ графа весьма любопытен: он спокойного нрава, эгоистичный и наглый, неспроста он достаёт черешню во время дуэли. Разумеется, этот персонаж положительный. Пушкин наделил его благородными чертами и создавал на основе самого себя. При обстоятельствах, когда гусар имеет возможность с лёгкостью отнять жизнь у графа, тот показывает себя исключительно достойным и храбрым, не лебезит перед соперником.
Пожалуй, именно этот факт заставляет гусара не совершать выстрел, потому что он понимает — перед ним достойная личность.
Основная идея
Пушкин А. С. задаётся вопросами о благородстве, сопереживании, мести. Главная мысль произведения — отмщение и преобладание над ним путём размышлений о значимости жизни человека. Рассказ поднимает проблемы о защите личного достоинства и чести, об отстаивании доброго имени пред другими при убийстве противника. Есть ли в этом смысл? У Александра Пушкина нет сомнений, что честь никогда не будет ценнее жизни.
Также затрагиваются вопросы о том, что главное в личностном существовании. Изначально, ничего не считая дорогим и значимым, граф может без промедлений и переживаний отдать свою жизнь. По этой причине нарочито ест черешню на поединке, стоя пред противником. Потом герой встречает Марию, которая влюбляется в него. Персонаж задумывается о ценности его жизни, потому что не желает причинять страдания своей избраннице, терять личное счастье, которое появилось вместе с узакониванием брака. Любовь спасает жизнь.
Знаменитый критик В. Г. Белинский высоко оценил «Выстрел».
Этот рассказ часто сопоставляют с другими произведениями о дуэлях например:
- Баратынский — «Бал».
- Гюго — «Эрнани».
- Бестужев — «Вечер на бивуаке».
Основная мысль книги: нельзя прибегать к жестокости для того, чтобы проявить себя, как храброго офицера. Необходимо жить «по чести», быть способным помиловать врага, отдав его совести. Главный персонаж повести Сильвио не знает, что такое смирение и терпение. Для офицера интересна тема свободы, он, например, борется за независимость греческого народа.
Значимая цель помогает духовному развитию, обновлению личности. Жажда мести замещается великодушными порывами. Литературный труд Пушкина преподносит урок благородства, трезвости ума, способности самообладания в трудных ситуациях, где можно совершенно потерять контроль.
Можно проявлять пылкость характера на поле боя, но в отношениях с другим человеком требуется придерживаться золотой середины.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!