Информация о балладе Жуковского «Светлана» для читательского дневника
Одним из лучших образцов русского романтизма считается баллада В. А. Жуковского «Светлана», Читательский дневник с кратким содержанием, анализом произведения и иллюстрациями к нему ученики заполняют в средних классах школы. Информация будет полезна при подготовке к тематическому уроку литературы и сдаче ОГЭ. Описанный автором фольклорный сюжет не оставляет юных читателей равнодушными.
Оглавление:
История написания
Василий Андреевич Жуковский — автор цикла баллад, в которых отражен уклад жизни и традиции русских людей. Особенно ярко национальный колорит проявился в произведении «Светлана». Начало работы поэта над стихотворением относится к 1808 г. и совпадает со временем публикации его баллады «Людмила». Конец написания приходится на 1812 г.
В основу сюжета баллады «Светлана» положено произведение «Ленора», написанное Готфридом Бюргером в 1773 г. В отличие от «Людмилы», идея которой основана на этом же сочинении немецкого поэта, у произведения счастливый конец. Все происходящее оказалось только сном главной героини.
Стихотворение стало свадебным подарком племяннице Василия Андреевича. Впервые оно было напечатано в журнале «Вестник Европы» в 1813 г. В подзаголовке было указано — «Ал. Ан. Пр… вой» (Протасовой).
Главные герои
Чтение полного текста произведения занимает у школьников около 15 минут. В нем ведется речь о крещенских гаданиях и о переживаниях молодой девушки в ожидании суженого. При заполнении читательского дневника ученикам следует разобрать характеры персонажей:
- Светлана. Юная девушка, обладательница лучших женских качеств — доброты, кротости, верности, милосердия. Несмотря на молодость, в ней нет легкомыслия. Девушка искренна и чиста.
- Жених главной героини. Молодой храбрый юноша, который искренне любит свою невесту.
- Подруги Светланы. Веселые незамужние девушки, легкие по характеру и беззаботные.
- Белоснежный голубь. Ангел-хранитель главной героини. Воплощение добра и святости.
Описание сюжета и план пересказа
В один из святочных вечеров девушки решили погадать о суженом. Они веселы и нетерпеливы в своем желании узнать судьбу. Только Светлана не хотела участвовать в общих забавах. Она вспоминала о своем возлюбленном, который уехал год назад и с тех пор не подал весточки. И все же она решилась заглянуть в будущее.
Произнеся заклинание, главная героиня оставила столовые приборы у зеркала. В полночь начали происходить чудеса. Неожиданно приехал жених Светланы и пригласил ее в церковь на венчание. Проезжая мимо храма, девушка увидела через открытые двери гроб и множество людей. Послышался крик ворона. Сани остановились вдали от церкви, возле одинокой избушки.
Внезапно жених и кони пропали. Девушка вошла в дом и увидела гроб с мертвецом. Зажав в руке православный крест, девушка кинулась к образам, прося защиты в молитвах. Вьюга утихла, и неожиданно в избу влетел голубок, который обнял девушку крыльями и закрыл ее от беды. Внезапно мертвец застонал и попытался выбраться из гроба. Но белый голубь сел на грудь умершему, и тот затих. С ужасом девушка узнала в покойнике своего возлюбленного и проснулась. Наступило утро.
Страшный сон не давал покоя Светлане весь день. Она смотрела в окно и переживала, что гадание предвещает беду. Вдруг у ворот дома она увидела суженого, который пришел за ней. Разлука осталась в прошлом. Она лишь укрепила чувства девушки, а страшный сон оказался простым кошмаром. Впереди ждало счастье.
При подготовке к уроку литературы может потребоваться пересказ стихотворения. Для этого следует познакомиться с содержанием произведения. Это поможет выделить основные моменты и составить план:
- В крещенский вечер девушки гадали и веселились, лишь Светлана грустила без жениха.
- В полночь она решилась посмотреть, что ждет в будущем, провела обряд перед зеркалом и увидела возлюбленного.
- Суженый повез ее на венчание, но они приехали мимо церкви и остановились у одинокого дома.
- Светлана осталась одна и вошла в хижину, где на столе стоял гроб с покойником.
- Голубь спас героиню от ожившего мертвеца.
- Девушка проснулась, вскоре приехал ее жених, а все прошедшее ночью было плохим сном.
Толкование неизвестных слов
При прочтении произведения школьники могут встретиться с незнакомыми словами. Некоторые предметы вышли из современной речи на смену старым названиям пришли новые. Их объяснения:
- суженый — жених, с которым девушка собирается связать судьбу;
- покров — покрывало;
- ярый — белый;
- перстень — кольцо, надеваемое на безымянный палец;
- светлица — парадная комната у славян;
- запон — фартук;
- венец — девичий головной убор.
У школьников может вызвать вопросы значение других слов, которые встречаются в произведении. Фимиам, в котором тускнет яркий свет, — это вид ароматической смолы, сжигаемой во время богослужений.
Поп и диакон — православные священники. Диакон служит на самой низшей степени священства. Полотно — это гладкая ткань простого плетения.
Тема, композиция и жанр
В центре повествования — крещенские гадания на судьбу и суженого, популярные в старину у русских девушек. Автор изображает трепетное ожидание жениха, которого главная героиня не видела очень давно. Решившись приоткрыть завесу будущего, она увидела страшные вещи — заброшенный дом, гроб с мертвецом, панихиду в церкви. Благодаря искренней молитве и вере Светлана смогла освободиться от кошмарного сна.
Счастливый конец произведения выражает основную мысль автора: истинная любовь, доброта и вера помогают преодолеть любые страхи, наполняют уверенностью и внутренней гармонией.
Композиция произведения отличается легкостью восприятия. Она основана на антитезе — художественном приеме, который помогает отобразить борьбу любви и смерти, ночных фантазий и дневной реальности. Используя его, Жуковский продемонстрировал внутренние противоречия человека, показал особенности взаимодействия души и окружающего мира. В композиции присутствуют:
- Экспозиция. Описывает гадания девушек во время Святок.
- Завязка. Светлана решается погадать перед зеркалом и засыпает. К ней является жених, который настаивает на скором венчании.
- Основные события. Стремительное путешествие ночью, сквозь пургу, мимо церкви, где отпевают умершего. Девушка вмиг остается одна в незнакомой хижине, где видит открытый гроб с покойником.
- Кульминация. В мертвеце спящая узнает своего суженого, молится о спасении, которое приходит в виде голубка.
- Развязка. Утреннее пробуждение и напрасные опасения. Жених возвращается к героине живым.
- Эпилог. Автор желает девушке счастья.
Произведение написано мелодичным слогом и относится к жанру баллада. Лирический герой оказывается в гуще мистических событий, что является важным признаком этого направления. Особую напевность строкам придает стихотворный размер хорей. Эффект усиливает перекрестная рифма.
Краткий разбор произведения
Показывая в сюжете баллады, какой характер носит Светлана, автор подчеркивает бесстрашие, силу духа, верность девушки данному слову. Вера помогла ей легче воспринять события во сне, а судьба вернула возлюбленного. При заполнении читательского дневника школьникам потребуется краткий анализ произведения, который можно сделать по такому плану:
- История создания. Произведение написано в 1812 году. В его основе — трагическая поэма «Ленора», написанная Августом Бюргером. Произведение передает русский народный колорит и во многом отличается от оригинала.
- Тема. Страшный сон главной героини во время святочного гадания и счастливое утреннее пробуждение. Параллельно автором раскрыты вопросы любви, верности, душевных переживаний, сомнений.
- Композиция. Построена на противопоставлении реальности и фантазии. Ее важная особенность — мистические видения главной героини.
- Жанр. Баллада. Совмещает элементы мистики и романтизма, что делает ее интересной и легко читаемой.
- Главная мысль. Не стоит верить предсказаниям и приметам. Важно быть верным своему слову и ждать благоприятного случая. Судьба человека — в его руках.
- Стихотворный размер. Хорей, рифма перекрестная.
- Метафоры. «Мертвое молчанье»,
- Эпитеты. «Тайный», «статный», «милый».
- Сравнения. «В ней душа, как ясный день».
- Олицетворения. «Крикнул жалобно сверчок»
- Гиперболы. «Тьма людей во храме».
- Авторский афоризм. «…Здесь несчастье — лживый сон; Счастье — пробужденье…».
- Подходящая пословица. «Не всякий сон в руку».
- Отзыв о балладе «Светлана». Мне понравилось стихотворение. Оно затрагивает темы верности и любви, веры в суженого. Баллада учит не верить снам, которые не имеют ничего общего с реальностью. Только вера в лучшее просветляет душу и дарит надежду. Гадания — пустое занятие, которое часто вводит в заблуждения.
«Светлана» — самая оптимистичная из баллад Жуковского. Ночные приключения главной героини не оставляют читателя равнодушными.
С приходом дня пережитые во сне кошмары теряют таинственность. Свет побеждает тьму, и наступает время долгожданной встречи.
Отзывы читателей
Прочел этим летом обе баллады Жуковского — «Людмилу» и написанную чуть раньше «Светлану». По-моему, это первые произведения мистического характера в русской литературе. В обеих стихотворениях присутствуют образы погибших женихов. Но если в первом действительно присутствует образ мертвого суженого, то во втором героиня видит сон. «Светлана» — жизнеутверждающее произведение, и голубок стал ангелом-хранителем девушки.
«Светлана» — прекрасная история о любви и верности. Хочется читать ее именно крещенскими вечерами, проникаясь атмосферой. Побольше бы подобных историй для современной молодежи. Возможно, в голове молодых людей развивались бы мысли о порядочности и ценности настоящих чувств.
Дочери в 6 классе задали эту сказочную балладу на лето. Она читала вслух — очень красивый и захватывающий сюжет, в котором есть доля мистики. Местами даже страшно, но зато финал хороший. Дочь сказала — гадать никогда не будет, и правильно.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!