Краткое содержание «Мещерская сторона» К. Паустовского
Свой рассказ «Мещерская сторона» Паустовский написал в 1939 году. Работа включает в себя пятнадцать глав и маленькие очерки. Архитектоника произведения построена так, что они между собой никак не пересекаются. В нем описана природа России, а, точнее, Мещерская сторона. Краткое содержание рассказа пригодится для читательского дневника, а также позволит школьникам написать изложение по произведению.
Оглавление:
Глухая отчизна
Главный герой произведения — Паустовский. Он же является и рассказчиком, который начинает повествование с краткой характеристики родных мест. Автор с ходу даёт понять, что эта земля абсолютно обыкновенная, однако есть в ней некая магия. Читателя медленно погружают в красоты русских угодий. Автор рисует сосновые леса, бесконечные луга и спящие озёра.
Он не навязывает своё мнение, не говорит о красоте или привлекательности этих мест. Каждому представляется возможность лично оценить «увиденное», прочитав произведение. Паустовский также даёт понять, где находится этот уголок земли: расположен он недалеко от Москвы, между Рязанью и Великим Владимиром.
Затем рассказчик повествует о своём первом знакомстве с Мещерой. Это вышло случайно. Однажды в поезд зашёл дед, весь заросший и лохматый. Он рассказал, что был послан в музей с извещением. Мещера всерьёз заинтересовала исследователей, так как там нашли птиц, доселе неизвестного вида. Помимо них, были свидетельства и о скелете оленя с огромными рогами, довольно древнего и представлявшего ценность для науки.
Карта как путеводитель
Паустовский использует интересный литературный приём. Практически с самого начала он знакомит читателя с картой. Писатель использует её в качестве некого путеводителя. Она довольна старая и была сделана по съёмкам местности ещё конца 19 в. Хоть на карте и много неточностей, именно ей отдаёт предпочтение рассказчик, так как объяснения местных жителей оказываются слишком запутанными.
Константин Паустовский методично описывает расположение Мещеры, окружающие её реки и территории:
- Внизу лежит Ока.
- К югу распластались плодородные угодья Рязани.
- На севере растянулась равнина.
- На западной стороне — Боровые озера, к востоку от них — Мещерские болота.
Большинство местных лесов представляют собой тенистые сосновые рощи, закрывающие множество мелких озёр от жарких лучей знойного солнца. Таким был и Западный Бор.
Авторские рассуждения
Временами Паустовский делает лирические отступления, отходя от основного сюжета. Автор погружает читателя в глубины своего сознания. Он рассказывает о приметах и процессе их сочинения. В ходе рассуждений писатель делится своими наблюдениями. Для Паустовского оказывается очень интересным мир примет, который бесконечно разнообразен. Он делит их на два типа:
- Сложные. Часто носят глобальный характер: рыба перестаёт клевать на наживку, а вода темнеет. Это признак ненастья.
- Простые. Например, по высоте дыма от костра определяли, какая завтра будет погода: пойдет ли дождь или же опять наступит солнечный день.
Во время размышлений автор продолжает проводить читателя по лесистым аллеям и лугам Мещеры. При этом не перестает восхищаться красотами русской земли.
Дорога к Поганому озеру
Местные болота покрывают огромные площади, доходящие до нескольких сотен тысяч гектаров. Среди них можно встретить маленькие клочки земли, так называемые лесистые острова.
Со здешними болотами связана одна из историй рассказчика. Автор в компании друзей пожелал сходить на Поганое озеро. Оно лежало среди болот и было известно огромными поганками, росшими вокруг. Не так давно в лесу случился пожар. Пробираться через него оказалось сложнее, чем предполагалось, и путники быстро выдохлись.
Среди друзей был и знаменитый Гайдар, советский писатель. Он предложил товарищам передохнуть, а сам направился на поиски пути к озеру. Писатель долго не возвращался, и путешественники встревожились, так как тёмный лес наполнялся протяжным волчьим воем.
Один из друзей решил отправиться на поиски и благополучно вернулся с Гайдаром. Тогда писатель поведал, что взбирался на сосну, с которой смог усмотреть озеро. Зрелище оказалось неприятным: вода была чёрной и мутной, растительность почти отсутствовала, лишь редкие сосенки окружали страшное озеро. Его описания заставили товарищей одуматься и отказаться от прежней затеи.
Рассказчик позже вспомнил о загадочном озере и добрался до него с друзьями только через год. Берега были непрочными, плавучими. Автор фактически стоял на неустойчивых переплетениях мхов и корней. Всё было так, как рассказывал Гайдар. Вода была чёрной и пугающей. Временами всплывали пузырьки. На удивление, Поганое озеро оказалось отличным местом для рыбалки. Товарищи снискали большой улов и славу среди деревенских.
Реки и каналы
Было немного их в Мещерском крае. Одна река — Солотча. Её вода имела красный цвет. На берегу расположился одиночный постоялый двор. Вторая, Пра, была менее примечательной, но с первой её роднило чувство запустения. Никто не хотел селиться у их берегов.
Интересной особенностью Мещерского края является всевозможный окрас здешних источников. Вода в них разнообразного цвета, но почти всегда преобладают тёмные оттенки, близкие к чёрному. Бывают и более редкие:
- жёлтые;
- синие;
- фиолетовые.
Помимо рек и озёр, на карте отмечены и множественные водные каналы. Их проложили ещё в годы царствования Александра Освободителя. В те времена стремились осушить болота и разместить на них новые угодья. От этой затеи скоро отказались. Земля была непригодной для земледелия, и каналы быстро заросли. Людей там давно нет, а населяют их одни птицы да рыбы.
Мещерские леса
Деревья в этой стороне величественны и грациозны: длинные и прямые стволы восходят к небу, пряча мелкие озёра своими густыми кронами. Воздух всегда остаётся чистым, а по ночам можно разглядеть звёзды.
Автор проводит в лесах около недели. Он живёт в палатке и почти не спит. Однажды рассказчик рыбачил с друзьями на Чёрном озере. Они плавали на резиновой лодке, когда внезапно на них напала огромных размеров щука. Её острый и несгибаемый плавник легко мог порвать шлюпку. Товарищам удалось спасти лодку, они направились к берегу, где поставили лагерь. Там их встречала волчица со своим выводком. Её жилище было поблизости с палаткой. Животное удалось выгнать, но перенести лагерь всё-таки пришлось.
В Мещере было множество озёр с причудливыми наименованиями: Лангобардское, Тишь, Старица, Бык, Хотец, Промоина, Бобровка и другие. Их названия часто были связаны с какой-то историей или особенностью, характерной для данной местности. В Бобровском раньше обитали бобры. На Селянском плавает множество уток. Бык удивляет своими крупными размерами.
Временами такие названия возникают практически на пустом месте. Так, Лангобардское озеро прозвали из-за бородатого сторожа.
Лирическое отступление
По ходу рассказа Паустовский начинает повествовать о чем-то другом. На этот раз он поведал о случае, произошедшем в селе Солотче. Туда приехал старик. Автору запомнились его серебряные зубы. Его почти сразу невзлюбили за «английские» методы ловли. Старик рыбачил на спиннинг, чего местные мужики принять никак не могли. С ним постоянно случались неприятные происшествия. Порванные блесны и выловленные коряги преследовали его повсеместно.
Он никак не мог понять, как деревенским ребятам так легко удаётся ловить окуней на обычную веревку. Мещера знатно поиздевалась над нервами старого рыболова. Однажды он всё-таки поймал щуку. Огромная рыбина уже была в руках, как вдруг ударила старика по щеке и скрылась восвояси. После данного случая рыбак собрал вещи, уехал в Москву и больше не возвращался в Мещерские угодья.
Обитель русских талантов
Не обделил автор вниманием и сельский люд. У Паустовского встречаются описания деревенского быта.
Местные жители причудливо расселились по разным территориям. На лугах обитают болтливые старики, корзинщики да сторожа. Рассказчик неоднократно описывал свои встречи со Степаном Бородой. Как-то раз неожиданно грянул ливень, автор забежал к мужчине, чтобы переждать непогоду. Там он и заночевал. Они часто и много говорили. Обсуждали политику: то, как при царе плохо жилось. Травили деревенские байки, а иногда и просто пускались в безобидные сплетни.
Солотча переполнена одаренными художниками и ремесленниками. Почти в каждой избе висят изящные расписные полотна, доставшиеся от отца или деда. Здесь рождались и умирали многие великие художники. В Солотче живут дочь гравера Пожалостина, тётушка Сергея Есенина. Такое тут не редкость. В далёкие времена жили здесь и иконописцы.
Автор оставляет описания и своего домика. Раньше он был баней, но её переделали под жилую избу. Рассказчик почти не ночует там. Его устраивает и садовая беседка. По утрам он пьёт чай, а чуть позже отправляется на рыбалку.
Таинственные образы
Автор долго и методично описывает Мещерский край. От его взора не уходит ни одна мельчайшая подробность.
Паустовскому удаётся делать это ненавязчиво. Он будто протягивает читателю руку и погружает его в удивительный мир русских пейзажей, в котором оживает картины классиков изобразительного искусства. Всё то, что можно увидеть в родном крае каждый день, предстаёт в ином свете и понимании: оно застывает. Теперь у каждого есть шанс увидеть вблизи ненавязчивые красоты природы, от которых люди, порой, так брезгливо отмахиваемся.
Несмотря на простой и понятный язык, автор очень поэтично выражается. Различные явления и природные элементы он преподносит в метафорах и тонко-выстроенных образах.
Ближе к концу произведения автор признаётся в любви к тем местам, о которых пишет. Его симпатия красной нитью проносится через всю повесть, но в конце он будто доводит её до пика. Интересно, что Рязанская область не настоящая родина Паустовского, однако это не мешает ему говорить о ней с таким теплом. М. М. Пришвин, сделав анализ произведения, выразился о нем следующей цитатой: «…прекрасное, настоящее художественное изображение земли и людей у земли. И навсегда это останется».
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!