Высшая нервная деятельность человека (биология 8 класс)
Особой формой жизнедеятельности, благодаря которой становится возможной индивидуальная поведенческая адаптация высших животных и человека к окружающей среде с её постоянно изменяющимися условиями, является высшая нервная деятельность человека. На биологии в 8 классе при изучении этой темы часто упоминается имя российского физиолога Ивана Петровича Павлова, которому принадлежит авторство в открытии условного рефлекса. До публикации его работ эта форма нервной активности была неизвестна.
Оглавление:
Знакомство с темой и определение
Одним из ключевых понятий, которые необходимо усвоить, изучая тему о высшей нервной деятельности (ВНД) человека и высших животных, является поведение. Из определения этого явления следует, что оно представляет собой совокупность всех различных действий организма, являющихся реакциями на перемены во внешних условиях. А если говорить о поведении человека, то в этом случае его изменение может быть вызвано и социальной мотивацией (обусловленной с общественной точки зрения).
Эти действия организма направлены на удовлетворение потребностей, возникающих в связи с изменениями условий внешней среды и способствующих выживанию и нормальному функционированию организма. В результате приобретённого жизненного опыта поведение объекта может претерпевать изменения, носящие адаптивный характер. Учёные назвали этот процесс изменения поведения научением.
Один из основоположников учения о высшей мозговой деятельности, Иван Михайлович Сеченов, в своих трудах (в частности, в книге «Рефлексы головного мозга») дал своё объяснение формированию поведенческих реакций человека. Он объяснил их работой мозга, основанной на рефлексах.
В свою очередь, Иван Петрович Павлов разработал методики, позволяющие изучать различные рефлекторные реакции. Результатом его научной деятельности явилось создание целого учения об условных и безусловных рефлексах. В связи с этим именно он считается в научных кругах основоположником физиологии поведения и создателем научной теории о высшей нервной деятельности.
Специальная литература и сегодня содержит его авторское определение ВНД, в котором он кратко и понятно отразил суть этого явления. Учёный характеризует этот феномен как психическую активность, которая обусловливает нормальные сложные взаимоотношения организма в целом с внешним, окружающим его миром.
При подготовке реферата о ВНД настоятельно рекомендуется включить в него это определение. Из него будет видно, что подразумевал под этим понятием сам автор научной теории. Кроме того, удобной формой изложения материала об условных и безусловных рефлексах является таблица, сравнивающая характеристики этих явлений.
Роль головного мозга
Необходимо в реферате или презентации сделать и анатомическую ссылку. Обеспечение реализации рефлексов, составляющих в совокупности ВНД человека и высших животных, осуществляется клетками коры больших полушарий головного мозга, а также подкорковыми ядрами, которые располагаются в среднем мозге. Активно участвуют в процессе и ядра серого вещества, расположенные в ткани промежуточного мозга.
Школьники, хорошо усвоившие на уроке анатомии материал о центральной нервной системе (ЦНС), легко представят себе расположение перечисленных мозговых центров
. Для лучшего усвоения материала во время изучения этой темы должна демонстрироваться схема строения ЦНС, где обозначены мозговые центры, участвующие в формировании высшей мозговой деятельности.
Значение коры для формирования поведения
Процесс анализа всех поступивших сигналов, формирование ощущений и субъективного отношения к происходящему происходит именно в коре. Перечень её функций выглядит следующим образом:
- Кора полушарий головного мозга является своеобразным центром аналитики, который собирает сигналы, поступающие от различных органов чувств, и словно раскладывает по полочкам, анализирует.
- Формирование ощущений. Это происходит в результате анализа сигналов, поступивших от периферических анализаторов.
- Кора больших полушарий является местом замыкания дуг условных рефлексов — тех, что формируются в процессе жизнедеятельности.
- Работа нейронов в коре обеспечивает психическую активность человека, особенности его психики, абстрактное мышление, речь память, сознание.
Кора больших полушарий имеет множественные связи с различными подкорковыми центрами головного мозга. Они и обеспечивают скоординированное участие подкорковых центров в формировании высшей мозговой деятельности.
Сигнальные системы
Кардинальным отличием ВНД человека от этой формы жизнедеятельности у животных является то, что её основой является вторая сигнальная система (а не первая, как у высших животных).
Различие заключается в том, что раздражителями для первой сигнальной системы являются конкретные сигналы, предметы и явления, информация о которых поступает в головной мозг через органы чувств. Именно благодаря этой системе у человека формируется конкретное мышление.
В свою очередь, вторая сигнальная система формируется на основе внешней информации, которая поступает в виде понятных человеку знаков, символов, звуков, слов, фраз, формул. Формирование второй сигнальной системы происходит в процессе межличностного общения. Под её действием у человека развивается абстрактный тип мышления.
Процессы и виды ВНД
Высшее проявление способности приспосабливаться к изменяющимся условиям внешней среды, которое выражается в умении улавливать, замечать закономерность, связь между предметами и явлениями, учёные назвали рассудочной деятельностью. Этот вид высшей нервной активности характеризуется способностью предвидеть на основании полученной информации и увиденных и закономерностей предстоящие изменения внешних условий и учитывать эти предполагаемые изменения в своём поведении.
Глубина и эффективность рассудочной деятельности увеличиваются по мере развития нервной системы.
Содержание психических сфер человека, так же как и его индивидуальное поведение, формируется под воздействием особенностей окружающей обстановки, окружающего мира, с которым человек взаимодействует. Познание окружающего мира осуществляется при помощи следующих психических процессов:
- Познание.
- Усвоение новых полученных знаний.
- Усвоение навыков и обучение.
Высшим проявлением психики считают сознание. В это понятие следует включить ежедневно пополняющие «багаж знаний» познавательные процессы, те самые, при помощи которых человек обогащает свои знания. В число этих процессов входят:
- Восприятие. Это отражение целостного представления о предмете или явлении в мозге человека, формирующееся из отдельных ощущений. Этот процесс начинается при раздражении нескольких органов чувств источниками информации, а заканчивается в самых высокоорганизованных отделах центральной нервной системы.
- Внимание. Это отдельный процесс, который выражается в сосредоточении на определённом объекте. Оно необходимо для формирования процесса восприятия. Без внимания возможны только ощущения. Есть непроизвольное внимание — результат внезапного, яркого раздражителя. Оно отличается от произвольного, который направляется сознательным волевым усилием человека. Внимание — управляемый процесс. Его можно тренировать с целью усовершенствования.
- Воображение. Эта функция ЦНС присуща только человеку. Именно она является основой творчества. Воображение представляет собой процесс формирования новых образов при помощи комбинирования информации, хранящейся в памяти.
- Ощущение. Под этим понятием подразумеваются психофизиологические процессы, элементарные по своей природе. Суть их заключается в том, что мозг формирует отражение явлений, когда они воздействуют на органы чувств. Процесс ощущения является самым первым этапом в познании мира. Это первое, с чем сталкивается живое существо в процессе онтогенеза. В зависимости от органа чувств и характера информации импульсы делят на слуховые, зрительные, тактильные и другие разновидности. Они помогают получить представление о свойствах объектов, а интенсивность зависит от индивидуальных особенностей человека.
- Мышление. Этот процесс обеспечивает явление познания даже при отсутствии в непосредственной близости самого объекта. Учёным удалось установить, что процесс мышления характерен не только для человека. В незначительной степени он присущ и высшим приматам.
- Память. Это способность к накоплению, хранению и воспроизведению в последующем предшествующего опыта, информации. Процесс памяти является основой мышления. Обучение, а также сохранение прошлого опыта и закрепление его без памяти было бы невозможно.
Кроме того, к проявлениям высшей мозговой активности специалисты по нейрофизиологии относят и механизмы формирования сновидений.
Изучение высшей мозговой активности становится возможным только при условии отслеживания всех этих процессов в совокупности. Имеет также значение и их взаимодействие.
Высшая нервная активность — комплекс сложнейших процессов, протекающих в центральной нервной системе. Изучение её учёные начали достаточно давно и не прекращают до сих пор. Получению новых знаний в этой области способствует развитие прогресса, в том числе диагностического оборудования.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!