Краткий анализ стихотворения Михаила Лермонтова «Дума»
Среди своих потомков Михаил Юрьевич прославился не только работой о свободолюбивом молодом человеке и любовной лирикой, но еще и серьезными философскими творениями о наболевших вопросах. Одним из таких является стихотворение Лермонтова «Дума». Анализ произведения будет полезен ученикам девятых классов при подготовке к уроку литературы.
Оглавление:
История написания
«Дума» — одна из сильнейших работ Лермонтова. К созданию этого стихотворения автор приступил в 1838 году. Михаил Юрьевич жестко описывает поколение 30-х годов, погрязшее в безразличии и нигилизме. Спустя год литературный шедевр был напечатан в издании «Отечественные записки», а в 1840 вошел в цикл произведений, который был опубликован при жизни писателя.
Написанию произведения предшествовало знакомство поэта с бывшим декабристом. Действие происходит на Кавказе в период первой ссылки автора: мужчину поразила твердость и верность собственным принципам нового товарища. Последний отличался от сытого и безразличного окружения Лермонтова. Такой контраст подтолкнул Михаила Юрьевича к выражению своих мыслей в поэтической форме. В результате появилось глубокое и правдивое стихотворение.
Жанр, композиция и направление
Изучая анализ стиха «Дума» Лермонтова, нельзя не упомянуть о его композиционной структуре. Произведение состоит из пяти строф, которые не отличаются особой связью. Она достигается посредством тематической целостности. Повествование происходит от второго лица, автор относит себя к пропавшему поколению, видит печальные симптомы не только в других, но и в себе. Подобная откровенность подкупает читателей, вызывая лишь жалость.
Произведение трудно отнести к какому-то определенному жанру. В стихотворении мастерски комбинируются сатира и элегия. Последняя проявляется в размере работы. Лермонтов создал «Думу» шестистопным ямбом. Объем строф прибавляет литературному творению грузности.
Сатирические нотки прослеживаются в теме и литературном направлении. Михаил Юрьевич обличает общественные пороки, с негодованием и злостью размышляет о прошлом и будущем.
Еще разборы стихотворений М.Ю. Лермонтова:
- Анализ стихотворения Лермонтова «Как часто пёстрою толпою окружён»
- Анализ стихотворения Лермонтова «Три пальмы»: тема и смысл
- Баллада «Завещание»: анализ стихотворения Лермонтова
- Анализ стихотворения Лермонтова «Выхожу один я на дорогу»
- Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Родина» кратко
- Анализ стихотворения «Сон» Михаила Лермонтова
- Краткий анализ стихотворения «Пророк» М. Ю. Лермонтова
- Анализ стихотворения Михаила Лермонтова «Молитва»
- История создания и анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Осень»
- Краткий анализ стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива»
- Анализ стихотворения > Стих М. Ю. Лермонтова «Валерик»: анализ и содержание
- Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Я не унижусь пред тобой»
Тематика произведения
В стихотворении «Дума» поэт затрагивает множество различных тем. Краткий обзор каждой поможет читателям лучше понять суть:
- Главная тема произведения — сущность человека. Лирический персонаж с большой долей скепсиса относится к современному поколению. Лермонтов не видит в нем будущего. Он утверждает, что общество живет без целей и смысла, равнодушно относится к добру и злу.
- Автор представил исчерпывающее описание своего времени, рассмотрел тематику власти и высказал к ней собственное презрение. Современников Михаил Юрьевич отнюдь не случайно прозвал «рабами». Дело в том, что после восстания декабристов дворяне не принимали участия в жизни государства, они закрылись в своем мире удовольствий, чтобы не касаться общественных проблем.
- Тематику преемственности поколений автор не обошел стороной в своем произведении. Ошибки отцов оказали влияние на «молодое племя». Именно их опыт стал причиной бездействия подростков, отсутствия у них желания прогрессировать. Лирический персонаж беспокоится о духовном наследии.
- В произведении преобладают чувство безысходности, грустные настроения, угрызения совести. Герой язвительно описывает общественные пороки, себя он также относит к тем, кого обвиняет.
Проблематика работы
Все проблемы стихотворения тесно переплетаются с идеей. Автор описывает то, за что корит и осуждает общество. Основные аспекты:
- Лицемерие. Современники Михаила Юрьевича, чтобы не стать осмеянными обществом, были вынуждены скрывать свои настоящие душевные порывы. Впоследствии они перестали радоваться жизни, выражая наигранные эмоции одиноких и непонятых душ. Именно поэтому годы юности стремительно промчались мимо.
- Равнодушие. Современники Лермонтова безразличны ко всему, что происходит вокруг. В их жизни даже любовь легкомысленная и случайная. Общество ничто не трогает, не вдохновляет, следовательно, люди пусты.
- Праздность. Дворяне привыкли существовать «на всем готовом», они никогда не работали на благо Родины. Государство держалось только на труде крестьян, а представители дворянского сословия лишь паразитировали на народе. Такое состояние сделало молодых людей распущенными. Они перестали стараться улучшить собственное существование, хотя в этом и заключается долг перед Отечеством.
- Цинизм. Поколение писателя только упражняется в остроумии, однако за язвительными фразами скрывается лишь пустота.
- Бессмысленность существования. Современники автора — пловцы по течению, у которых нет высоких идеалов, целей и задач. Циничная улыбка является стремлением добавить себе лживой значимости. Они привыкли прожигать свою жизнь. Поэтому персонажа пугает упрек детей к промотавшимся отцам.
Символика стихотворения
В бездеятельности нынешнего поколения лирический персонаж обвиняет «ошибки отцов». Декабристское восстание 1825 года скрыто в этом образе. Неудачная попытка предков что-либо изменить в собственном положении стала причиной отсутствия стремления у потомков отстаивать свое мнение, добиваться справедливости. Именно поэтому с юных лет они оказываются малодушными перед любой опасностью.
Символика «раннего плода» демонстрирует состояние поколения Лермонтова. Молодые люди быстро взрослеют и вскоре рано увядают, причем толку от этого созревания нет. Праздная жизнь губит умы, обезволивание разлагает души.
Однако лирический персонаж является частью этого поколения. Именно поэтому автор везде употребляет местоимение «мы». С огромной печалью Лермонтов смотрит на минусы ровесников. Он много думает о будущем и грустит от того, что ему нечего оставить потомкам. Однако герой не имеет власти над своей судьбой. Он является заложником паутины закономерностей.
Образ общества раскрывается в виде бездушной массы, которая существует без стремления к чему-то и духовных ценностей. Примечательно, что лирический персонаж относит себя к толпе. Он понимает, что неразрывно связан с людьми вокруг.
В глаголе «иссушили» Лермонтов демонстрирует суть увядания поколения. Все собственные чувства они скрывают, чтобы не стать осмеянными лицемерным окружением.
Выразительные средства
Различные тропы были использованы Лермонтовым в «Думе». Средства выразительности придают строкам мелодичность, позволяют увидеть глаза лирического персонажа, которые полны равнодушия и тоски. Стилистические приемы, которые применил автор в своей работе:
- Метафоры — неотъемлемая часть большинства литературных работ. В каждой строфе продемонстрированы необычные речевые обороты, скрытые сравнения. В первом восьмистишии персонаж описывает преемственность поколений и негативное воздействие на молодых людей опыта предков. Затем герой сравнивает существование с пиром «на чужом празднике жизни». В этом словосочетании выражается равнодушие и отсутствие стремления к любой деятельности.
- Анафора — еще один прием для придания монотонности звучания. В предпоследней строфе лирический персонаж доведен до крайней степени отчаяния.
- Эпитеты играют очень важную роль в произведении. С их помощью персонаж выражает презрение к прошлому и настоящему — «бесполезный клад», «толпой угрюмою», «презренные рабы».
Литературные и стилевые нюансы, присущие творчеству Михаила Юрьевича, делают стихотворение настоящим образцом философской лирики. Лермонтов затрагивает острые социальные проблемы, которые актуальны для детей и взрослых.
Образ лирического персонажа, посыл и основная мысль работы направлены на пробуждение в читателях желания перемен, чтобы жизнь не промчалась тускло и бессмысленно.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!