Характеристика профессора Преображенского в «Собачьем сердце»
Филипп Филиппович Преображенский — один из главных героев знаменитой фантастической повести Михаила Булгакова, врач, проводящий смелые эксперименты в сфере трансплантации. Правда, мало кто знает о том, что у этого персонажа был вполне реальный прототип — известный гинеколог, проживавший в Москве, на углу Пречистенки. Автор относился к этому человеку с огромным уважением, а потому его характеристиками наделил профессора Преображенского в «Собачьем сердце».
Оглавление:
Прообраз персонажа
Лицом, сыгравшим столь важную роль в создании повести, был Николай Михайлович Покровский — известный гинеколог и родной дядя Михаила Афанасьевича. Он работал по специальности в Москве, где делил квартиру в Обуховом переулке со своим братом Михаилом (к слову, личным терапевтом патриарха Тихона), и, подобно самому Преображенскому, был закоренелым холостяком. Сходство героя с прототипом проявляется и в некоторых других нюансах:
- Как и Николай Михайлович, Филипп Филиппыч был потомком протоиерея, а потому носил фамилию, характерную для духовенства. Преображенский — это отсылка к православному празднику Преображения Господня, тогда как Покровский — производное от Покрова Пресвятой Богородицы.
- Булгаков, часто бывавший в гостях у любимого дядюшки, хорошо запомнил расположение комнат и описал в повести настоящий интерьер квартиры, добавив только операционную, которой не было в жилье гинеколога.
- Судя по свидетельствам современников, внешность и повадки Преображенского были практически полностью списаны с прообраза: доктор Покровский имел такие же пышные усы, отличался привычкой раздувать ноздри, будучи не в духе, и частенько напевал незатейливые мелодии.
Кроме того, отсылкой можно счесть и дом, в котором жил булгаковский хирург, — автор именует его Калабуховским, но на самом деле речь идёт о здании, построенном в 1904 году реставратором и архитектором Семёном Кулагиным.
Хотя Михаил Афанасьевич меняет название, избегая прямой ассоциации, при этом он весьма точно описывает детали дореволюционного быта — к примеру, ковёр в парадной, цветы и калошную стойку.
Описание в произведении
Герой повести Булгакова, сын кафедрального протоиерея, окончил медицинский факультет Московского университета, стал знаменитым хирургом и принял решение заниматься наукой. На момент описываемых в повести событий он живёт и работает в Москве на улице Пречистенка, деля семикомнатную квартиру с домработницей Зинаидой, кухаркой Дарьей и ассистентом Иваном Борменталем.
Если верить описанию в Википедии, Филипп Филиппович — убеждённый интеллигент, весьма критически относящийся к пролетариату, выказывающий порой довольно радикальные взгляды и много рассуждающий о реалиях советской жизни. Он глубоко возмущён манерами и поступками большевиков, считая наступившую в стране разруху следствием некомпетентных действий людей, порывающихся устроить мировую революцию вместо поддержания порядка в собственном государстве.
Преображенский знает цену упорному труду, а потому настроен против управленцев, пытающихся заставить доктора отказаться от проживания в комфорте и удобстве в угоду мифическому всеобщему равенству.
Хирург активно изучает возможности человеческого организма и проводит смелые эксперименты в сфере омоложения. В ходе одного из них он пересаживает бездомному псу Шарику гипофиз и семенные железы Клима Чугункина — отъявленного пьяницы и люмпена. Опыт даёт весьма неожиданный эффект — собака не омолаживается, а превращается в человека, сохраняя при этом все худшие черты донора.
Личность, получившая документы на имя Полиграфа Полиграфовича Шарикова, остаётся жить в квартире профессора, однако мирного сосуществования у них не выходит — уж слишком грубым и невоспитанным оказывается созданный доктором гражданин. Сложившаяся ситуация приводит к неразрешимому конфликту, и Преображенский видит только один выход — повернуть всё вспять, сделав Шарикову ещё одну операцию.
В итоге Полиграф Полиграфович вновь превращается в собаку, и жизнь московского хирурга возвращается в прежнее русло.
Мотивы поступков
Отношение булгаковедов, литераторов и историков к поступкам Преображенского, как правило, неоднозначное. Так, Евгений Яблоков утверждает, что в научной среде распространено ошибочное восприятие образа профессора и даже сочинение для него некоторых характеристик, искажающих авторскую задумку. В своей статье Яблоков опровергает устоявшиеся тезисы и объясняет некоторые поступки хирурга-экспериментатора:
- Хотя принято считать, что основной целью пересаживания органов было стремление очеловечить собаку, на самом деле предполагалось, что Шарик всего лишь омолодится. Знаменитый врач не хотел рисковать, ставя эксперимент на ком-либо из пациентов, почему и выбрал пса в качестве первого подопытного.
- Поскольку Преображенский был инициатором событий, ответственность за последствия принято возлагать исключительно на него. Однако это не совсем правильно, ведь Полиграф Полиграфович не был ни несмышлёным ребёнком, ни даже юношей, и вполне отдавал себе отчёт в том, что делает. Кроме того, вина за происходящее в какой-то степени лежит на Борментале, охотно согласившемся ассистировать во время первой операции и ни разу не попытавшемся отговорить доктора от необычного опыта.
- Многие источники утверждают, что эксперимент профессора резко осуждается автором произведения, как тоталитарный и направленный против природы. Но Булгаков сам был врачом, стремившимся в первую очередь помочь пациентам — очень сомнительно, что он стал бы осуждать коллегу, желающего продлить жизнь людям и сделать их существование максимально комфортным.
Роль в кинематографе
За экранизацию повести «Собачье сердце» рискнули взяться всего два режиссёра: итальянец Альберто Латтуада и россиянин Владимир Бортко. Первый из них снял в 1976 году по мотивам произведения фильм под названием «Почему лает господин Бобиков?», отдав главную роль шведскому актёру Максу фон Сюдову. Это кино оказалось не слишком успешным, не удостоилось никаких наград и не снискало мировой популярности.
Двухсерийный фильм Бортко вышел на экраны в 1988 году и вначале получил целый шквал жесточайшей критики, а спустя два года обеспечил Владимиру Бортко Государственную премию имени братьев Васильевых. Вместе с режиссёром награды удостоились исполнители главных ролей — Евгений Евстигнеев и Владимир Толоконников. Кроме того, экранизация заняла почётные места на нескольких кинофестивалях, стала известна далеко за пределами СССР и впоследствии послужила основой для множества мемов, гуляющих по просторам интернета.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!