Анализ стихотворения Некрасова «Школьник»: тема, жанр, идея
Изучение русской лирики позволяет ученикам погрузиться во внутренний мир поэтов, понять, какие темы их волновали, какими идеями они жили. Проведение анализа стихотворения Некрасова «Школьник» покажет, с какой подлинной симпатией и добротой автор относился к представителям крестьянского сословия, особенно младшего поколения.
Оглавление:
Краткая история создания
Поэтический текст был создан Некрасовым в 1856 году, напечатан в журнале «Библиотека для чтения» (№ 10), позднее был включен в сборник стихотворений. В момент написания стиха поэт проживал на даче под Ораниенбаумом. Сам же год является переломным в творческом пути поэта. Ему удалось издать стихотворный сборник, справиться с тяжелым заболеванием, кроме того, журнал «Современник», редактированием которого он занимался, стал востребованным у российских читателей.
К власти приходит Александр II, обстановка в стране становится более спокойной, появляются предпосылки для отмены крепостного права, что не может не радовать Некрасова, известного как крестьянский заступник. Именно в этой атмосфере собственных побед и улучшения ситуации в государстве он и создает поэтический текст, обращаясь к теме крестьянских детей. Малыши, нарисованные поэтом, мечтают о том, что смогут получить образование и вырваться из нищеты и унижений. Николай Алексеевич верит вслед за ними, что это произойдет.
Жанровое своеобразие
Стих представляет собой лирический монолог, написанный под впечатлением встречи рассказчика с мальчиком, представителем крестьянского сословия. Подробный анализ «Школьника» Некрасова предполагает также определение жанра. Стихотворение представляет собой образец гражданской лирики, в которой поэт поднимает важные и значимые для него темы.
Он рисует собирательный образ мальчика-крестьянина, который идет учиться — в котомке у него лежит книга. Кто он, совершенно неважно, это может быть сыном обычного труженика, который отдал за обучение мальчика «последний грош», или же ребенком дьячихи, также пожертвовавшей последние деньги на образование. Или же мальчик из отпущенных. Автор сознательно не дает ответа на вопрос, ведь совершенно неважно, какое именно крестьянство представляет школьник. Гораздо значимее то, что он всей душой стремится к образованию, понимая, что только таким образом возможно вырваться из суеты и чего-то добиться в жизни.
Композиционно-образная структура
Стихотворение имеет достаточно простую линейную композицию, в которой можно выделить несколько смысловых частей:
- Вступительная часть, встреча лирического героя с крестьянским мальчиком.
- Краткое описание ребенка (цитата: «ноги босы, грязно тело»), предположения о том, кем являются его родители.
- Краткий пересказ истории жизни «архангельского мужика», Михаила Ломоносова.
- Рассуждение автора о том, что конкретно этого ребенка и других крестьян, стремящихся к знаниям и образованию, ожидает светлое будущее. Лирический герой, да и сам Некрасов, искренне верят в это.
Поэт противопоставляет духовно богатых, прекрасных крестьян тупым и бездарным представителям дворянского сословия. Именно в этом состоит главная мысль «Школьника» Некрасова. Автор строк убежден, что ситуация изменится к лучшему и каждый представитель крестьянства сможет получить достойное образование.
Образная система представлена тремя персонажами: сам лирический герой, крестьянский мальчишка, которым автор восхищается, а также Михаил Ломоносов, также выходец из бедной среды, сумевший благодаря собственному уму добиться отличного результата.
Характеристика школьника
Автор рисует образ ребенка, используя простую, понятную каждому читателю, лексику. Именно поэтому образ наполнен любовью, грустью, сожалением о том, что малышу приходится очень сложно во взрослом мире. Получив задание пересказать содержание стихотворения «Школьник», следует описать то, как выглядел ребенок. Он очень беден, но не стыдится своей старой одежды, в которой вынужден идти в школу на уроки. Мальчик несет с собой книгу. Это вся информация, которую дает читателю автор.
Для него не имеет значения имя мальчика, то, кто являются его родителями, образ не индивидуальный, а собирательный, именно поэтому каких-то деталей Некрасов не использует. Значимо для него то, что крестьянские дети всей душой стремятся к знаниям, а родители, понимая их жажду, готовы отдавать последние гроши. Это говорит о том, что крестьяне — люди духовно богатые, поэтому автор верит в то, что однажды они обретут счастье. Они добры, благородны, «любящие душой», поэтому Некрасов не может не восхищаться ими.
Чтобы наглядно представить себе то, как выглядел крестьянский ребенок — современник Некрасова, можно посмотреть на картинки или картины, например, работы А. Корзухина «Крестьянские дети в лесу», Н. Богданова-Бельского «У больного учителя».
Значение истории Ломоносова
Ведя монолог, лирический герой вспоминает жизненный путь Михаила Ломоносова, крестьянина, который хотел учиться и смог получить достойное образование. По сей день его труды изучаются не только в курсе литературы и русского языка, но и в точных науках, искусстве. Трудно поверить, что этот гений, сумевший создать «Теорию трех штилей», преобразившую язык, сделать несколько выдающихся открытий в химии и физике, по происхождению был крестьянином.
Его жажда к знаниям заставила Ломоносова пешком отправиться из небольшой астраханской деревушки в Москву, где наперекор всему поступил в университет, который закончил. Не зря в поэтическую ткань своего произведения Некрасов вводит его образ. Этот герой — пример для подражания, каждый крестьянский ребенок должен верить в то, что при желании добиться своего может каждый. Ведь Ломоносову удалось, поэтому и другие смогут.
Поэт не стремится снизить значимость фигуры великого энциклопедиста, такие люди появляются на свет нечасто, это настоящие гении. Но получить образование и заняться наукой по силам каждому ребенку.
Художественные особенности и тропы
Проведение анализа поэтического текста по плану предполагает необходимость кратко описать специфические особенности стиха. Вот какие ключевые характеристики можно отметить:
- Состоит из 10 строф.
- Основная тема — значимость получения образования в жизни каждого человека и страны в целом.
- Идея — крестьяне — люди более достойные, чем представители дворянской среды, они имеют право на счастье, свободу и образование.
- Размер стиха — четырехстопный хорей, позволяющий создать имитацию топота копыт.
- Рифмовка перекрестная, женская рифма чередуется с мужской.
Лирике Некрасова свойственна простота, обилие уточненных тропов и сложных для восприятия метафор он не использует, поэтому его поэзия относится к направлению гражданской, она понятна каждому гражданину страны.
Однако некоторые художественные средства выразительности можно отметить. Примеры тропов, которые позволяют передать чувства автора, его восхищение крестьянами:
- Эпитеты «благородный, славный, добрый».
- Антитеза — сопоставление положительных крестьян с тупыми, напыщенными, холодными аристократами.
- Междометия создают ощущение спонтанности речи.
- В рассказе о крестьянском мальчике используется просторечная лексика, которая в рассуждениях о значимости образования переходит в более литературное русло.
Таковы особенности поэтического текста Некрасова «Школьник», анализ которого ученикам предстоит делать в классе или дома при выполнении письменных работ. К тематике жизни крестьянских детей поэт обращался неоднократно, она была очень для него важна. Как истинный патриот, Николай Алексеевич очень любил всех граждан своей страны, в том числе и самых юных, на которых возлагает надежды.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!