Нравственные проблемы в повести Пушкина«Станционный смотритель»
Александр Сергеевич Пушкин поднимает множество нравственных проблем в повести «Станционный смотритель».
Оглавление:
Основной мыслью произведения являются размышления о судьбе «маленького человека» — героя, имеющего невысокое социальное положение, не отличающегося выдающимися способностями, но в то же время безобидного и не желающего никому зла.
Краткая история создания
Работа над повестью была начата в 1830 году, в имении Болдино, куда Пушкин приехал для решения своих финансовых вопросов. Однако в это время в окрестностях имения разразилась эпидемия холеры, вынудившая поэта надолго здесь остановиться, что и привело к появлению множества замечательных произведений (включая «Станционного смотрителя»). Известны этапы работы над этим сочинением:
- Задумка рассказа появилась в 1829 году (по некоторым предположениям, одновременно с мыслями о создании романа «Дубровский»).
- 3 произведения, входящие в цикл «Повести Белкина», были закончены в сентябре 1830 года: «Гробовщик» — 9-го, «Станционный смотритель» — 14-го и «Барышня-крестьянка» — 20-го числа. Оставшиеся две повести дописаны в октябре — «Выстрел» и «Метель» окончены 14-го и 20-го числа соответственно.
- В 1831 году Александр Сергеевич издал повести от имени «покойного Ивана Петровича Белкина»; в 1834 году произведения повторно изданы им под своей фамилией.
Параллельно с написанием повестей Александр Сергеевич работал над «Евгением Онегиным», «Маленькими трагедиями» и многими лирическими стихотворениями. «Повести Белкина» содержат шуточное вступление («издательское пояснение») от имени вымышленного Ивана Белкина. Три повести («Станционный смотритель», «Метель», «Барышня-крестьянка») написаны в жанре сентиментализма и частично реализма; «Выстрел» — в жанре «романтизма», а «Гробовщик» содержит элементы, свойственные готической литературе.
Стоит отметить, что должность станционного смотрителя во времена Пушкина вызывала у большинства людей иронию или даже презрение.
Главный герой — Самсон Вырин — является одним из первых в русской литературе образов «униженного и оскорблённого» героя, не имеющего поддержки ни среди власть имущих, ни среди простых людей.
Произведение насыщено различной символикой — от картины «Возвращение блудного сына» (единственное, о чём мечтал Вырин — чтобы к нему вернулась его дочь) до описания интерьера обители старика (цветы с бальзамином, символизирующие бережное отношение к дому; после отъезда дочери их уже не было, что указывает на появившееся у Вырина безразличие ко всему).
Проблема «маленького человека»
Ключевой мыслью произведения является то, что люди, вне зависимости от положения в общества и размера состояния, являются чувствующими и переживающими существами. Проблематика «Станционного смотрителя» также включает в себя несправедливость, так как многие окружающие пользуются тем, что человек в силу должности не может им ответить. Пушкин показывает тяжёлое положение Самсона Вырина при помощи следующих деталей и указаний:
- Подробное описание особенностей профессии Самсона Вырина: «Что такое смотритель на станции? Сущий мученик 14-го класса. Покоя — ни днём, ни ночью. Всю досаду, накопленную в утомительной дороге, путешественник выплёскивает именно на него».
- Изображение картин с библейским сюжетом, которые подчёркивают ценность дочери для старика (другого смысла жизни у него не было).
- Стремительные изменения во внешности и характере Вырина за непродолжительный срок (потеряв Дуню, «Самсон постарел — седина, глубокие морщины давно небритого лица, сгорбленная спина — как три года могли превратить бодрого мужчину в хилого старика?»).
После неудачного разговора с гусаром, который увёз его дочь, Самсон обнаружил у себя в рукаве «свёрток бумаг», состоящий из нескольких пяти и десятирублёвых ассигнаций. Старик гневно выкинул подсунутые деньги на снег, однако, немного подумав, вернулся было за ними, но их уже кто-то подобрал. Этот эпизод указывает на то, что и у «маленьких людей» есть гордость и чувство достоинства, которые могут быть уничтожены жизненными потрясениями и обстоятельствами.
Впрочем, сам Пушкин (от лица рассказчика, повествующего историю) имеет двойственное отношение к Вырину. Проблема равнодушия в «Станционном смотрителе» также присутствует и у главного героя. Ведь его переживания за любимую дочь основывались в первую очередь на страхе остаться одному, а не на желании лучшей доли для своей Дуни.
Старик старался уберечь её от потенциальных бед и страданий, однако нельзя прятаться от жизни в маленькой и затхлой каморке — неслучайно Вырина больше всего поразило выражение счастья на лице дочери, когда он тайно пробрался в гусарский дом, чтобы вернуть дочь к себе домой.
Ответственность за свои поступки
Помимо других важных проблем, в этой повести поднимается важный вопрос касаемо ответственности за свои действия. Нужно напомнить, что именно Самсон отправил свою дочь проводить уезжающего гусара после его выздоровления: «Чего же ты боишься? Ведь его высокоблагородие не волк и не съест тебя. Прокатись-ка до церкви» (хотя и вины его в исчезновении дочери, разумеется, тоже нет). Поступки других персонажей также освещают важную тему необходимости отвечать за принятые решения:
- Минский (гусар). С одной стороны, именно он — инициатор всех произошедших событий и он ответственен за смерть несчастного старика. С другой стороны, он дал слово заботиться о Дуне и быть с нею («Не думай, чтоб я мог покинуть Дуню — она будет счастлива, даю тебе честное слово»). И Минский сдержал слово — Авдотья Самсоновна стала зажиточной барыней, матерью троих детей и женой, которая нежно любима своим мужем.
- Дуня. Пример безответственности, вследствие чего можно сказать, что она способствовала смерти своего старика в той же мере, что и Минский. Пушкин также подчёркивает тот факт, что до приезда гусара Дуня не была несчастлива — она отличалась жизнерадостностью и оптимизмом. Это говорит о том, что причиной поступка была импульсивность, которая в конечном счёте обернулась удачей для неё и несчастием для старика.
- Рассказчик. Он способствует не только продвижению сюжета, но и раскрытию характера Дуни. В частности, его описание девушки указывает на то, что она больше подходила для жизни в высшем свете, нежели для прозябания в отдалённой глухой деревушке («Я увидел девочку лет четырнадцати. Её красота поразила меня… Маленькая кокетка со второго взгляда заметила впечатление, произведённое ею на меня. Она потупила большие глаза и отвечала мне безо всякой робости, как девушка, видевшая свет»).
Вырин не может поверить в то, что гусар не бросит его дочь через какой-то срок, так как старик уже «повидал жизнь» и не верит в успешные браки между людьми разных сословий. Пушкин не наделил Самсона никакими пороками или отталкивающими качествами, однако у него есть эгоистичное цепляние за свой привычный жизненный уклад, к которому он пытался приучить дочь.
И в этом заключается безответственность Вырина перед Дуней — он не представляет для девушки никакой другой участи, за исключением той, что он сам запланировал для неё.
Проблема одинокой старости в «Станционном смотрителе» возникла в результате отсутствия взаимной ответственности между дочерью и отцом.
Очищающие муки совести
Удивительной особенностью этой повести заключается то, что в ней нет отрицательных персонажей. Мелкий чиновник 14-го ранка Вырин не является (как у Гоголя в «Шинели») комичным или отталкивающим. Потеряв дочь, Самсон не выдержал страданий и умер буквально через 3 года после этого.
Минский, несмотря на свой поступок, также испытывал муки совести перед отцом своей невесты — об этом указывает и Пушкин при их первой встречи («Виноват перед тобой и рад просить прощения»). Вполне возможно, что и серьёзность его намерений в отношении Дуни значительно окрепла после встречи с несчастным Выриным.
Однако лучше всего мотив раскаяния и очищения души наблюдается у Дуни. Девушка не только бросила отца, не сообщив ему ничего о своих намерениях, но и в последующие годы она ни разу не приехала и не написала ему. Пока отец страдал от тоски, спивался и умирал, Дуня устраивала свою судьбу, примеряла модные платья и вкушала изысканные яства.
Очевидно, что подобное безразличие и равнодушие к своему родителю тяжким грузом ляжет на совесть Авдотьи Самсовной в будущем.
Тем не менее Пушкин даёт понять, что и душа Дуни ещё не омертвела. Надежду на духовное возрождение героини дают её муки совести при посещении кладбища и могилы отца. Автор описывает это так: «Как ей сказали, что старый смотритель умер, так она заплакала и сказала детям сидеть смирно, пока она идёт на кладбище. Когда Авдотья Самсоновна пришла к месту захоронения, она легла возле него и лежала долго. Потом барыня пошла в село, призвала попа, дала ему денег и уехала». В слезах дочери проявилось осознание того, что в погоне за собственным счастьем она поступила слишком жестоко с отцом.
В этой повести проявились лучшие качества пушкинской прозы — его тонкий психологизм в раскрытии образов персонажей, а также постановка множества сложнейших общечеловеческих вопросов. Автор показывает, что счастье и любовь одних людей нередко могут оборачиваться болью и страданием других; один из главных уроков, который можно извлечь по прочтению произведения — нужно дорожить своими родственниками и думать об их чувствах всякий раз, когда намереваешься что-то сделать.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!