Анализ образа Грушницкого в романе «Герой нашего времени»
Образ Грушницкого в романе «Герой нашего времени» позволяет раскрыть черты характера Григория Печорина. Портреты персонажей создаются на основе описания их диалогов и соперничества за внимание дамы, а также дуэли, в результате которой закончилась жизнь одного из них. С этим второстепенным, но не менее важным героем книги читатель знакомится в главе «Княжна Мери».
Оглавление:
Описание и модель поведения юноши
В произведении Грушницкий предстаёт без имени и отчества, чем автор как бы переносит представление о нём на всю молодёжь. Внешне герой довольно приятен: носит усы, лёгкие завитки волос придают его смуглому лицу некоторую поэтическую романтичность. Парню всего двадцать один год, но выглядит он на несколько лет старше, чем очень гордится.
С Печориным первый раз герой повстречался в действующем отряде, где в звании юнкера получил ранение в ногу. Спустя некоторое время встреча товарищей произошла на лечении в Пятигорске. Описание характера и поступков Грушницкого читатель получает от главного персонажа, который практически сразу раскрывает все основные черты своего товарища. Кратко портрет юнкера можно описать несколькими словами:
- франт (для создания должного образа носит потрёпанную старую солдатскую шинель, а также имеет различные модные привычки);
- создаёт облик мученика (для произведения эффекта на дам сильно хромает и тщательно строит гримасы боли в нужные моменты);
- «обижен жизнью» (настолько часто жалуется на несправедливость и неудачи, что начинает сам верить в обречённость, испытывать какие-то страдания);
- обладает высокопарным слогом и хорошо начитан;
- притворяется возвышенной личностью, что успешно действует на романтично настроенных барышень;
- избегает нести ответственность за сказанное или сделанное.
Из этой характеристики видно, что персонаж создал некую маску страдальца, благодаря которой на женщин он производит эффект героя из их любимых романов — прекрасный благородный офицер, разжалованный в простые солдаты за честную дуэль.
Такой способ заполучить внимание и восхищение прекрасных особ оказался знакомым и испробованным не только Грушницким, но и Печориным. Именно на этом между ними начинается некое соперничество — кто лучше достиг мастерства управления людьми.
Основные черты характера
Понять тайный смысл поступков персонажей помогает характеристика Грушницкого. Во время диалогов и соперничества героев раскрываются самые низменные качества обоих персонажей. Юнкер отличается целым списком негативных черт:
- притворство (Грушницкий совершенно забывает о своей хромоте, когда начинается соперничество с Печориным);
- лживость (всеми способами пытается создать образ мученика, дабы вызвать сострадание и восхищение);
- мстительность (после изменения отношения Мери начинает распускать о ней оскорбляющие слухи, участвует в нечестной дуэли);
- самодовольство (настолько был уверен в своём превосходстве, что даже не замечал насмешек товарища);
- коварство (попытка обмануть бывшего товарища для установления превосходства над ним);
- подлость;
- неспособность слушать людей и разбираться в них (в споре при возможности разговаривает длинными фразами, только скользь имеющими отношение к сказанному ему, на самом деле просто продолжает собственную речь).
Автор показывает, что, несмотря на привлекательную внешность, образованность и воспитанность, человек может оказаться подлым, самовлюблённым позёром, которого интересуют только женщины. При первом разговоре с Печориным Грушницкий описывает своё лечение как скучное и невыносимое, поскольку все местные дамы ужасно одеваются и не умеют общаться на французском. Только одна юная особа способна скрасить его невзрачную жизнь.
Так становится ясно, что интерес к Мери у Грушницкого появился вовсе не из высоких чувств, а просто от скуки и желания внимания, возможности хорошо провести время. В конце главы герой сознаётся, что совершенно не планировал жениться или вести серьёзные отношения с этой девушкой.
Для создания должного впечатления он использует свой опробованный способ — выставить себя мучеником и путём жалости заполучить благосклонность Мери. На удивление, поначалу у него всё складывается удачно, Грушницкий знает толк в завоевании юных сердец. Вскоре княжна предпочитает в основном его общество, но всё меняется, когда в дело вступает Печорин.
Григорий Александрович также использует различные методы, среди которых тоже есть давление на жалость и обман. В итоге княжна теряет интерес к Грушницкому, что очень сильно задевает самолюбие юноши.
В этот момент Грушницкий получает звание офицера. Он решается отступить от своего привычного образа и снимает солдатскую шинель, чтобы явиться возлюбленной в новом одеянии. Однако все предпринимаемые им действия имеют противоположный эффект. Кроме того, Печорин использует навязчивость Грушницкого, чтобы укрепить свою власть над Мери.
Впрочем, главный герой затеял своей спектакль из-за скуки. В конечном счёте его поведение привело к посрамлению и болезни княжны, а также к смерти бывшего друга. Григорий Александрович сам не понимает, почему ему так важно заполучить эту девушку. Но Печорин отдаёт себе отчёт в том, что здесь, скорее всего, виновато его желание обладать таким юным и прекрасным созданием.
Соперничество, проигрыш в пари и унижение, полученное от Печорина в присутствии Мери, настолько задевают самолюбие Грушницкого, что он думает только о мести девушке и обошедшему его сослуживцу. Сцена дуэли также показывает, сколько самолюбия у Грушницкого. Даже перед лицом неизбежной смерти он не уступает Печорину и не сознаётся в клевете против отвергшей его возлюбленной.
Общие качества Печорина и Грушницкого
Образ юнкера содержит в себе все отрицательные черты, которыми в той или иной степени обладает главный герой. Глава «Княжна Мери» позволяет раскрыть характерные качества Печорина благодаря созданию такого любовного треугольника. Как и Грушницкий, он из-за своего эгоизма и самовлюблённости не задумывается о последствиях и «играет с людьми» ради развлечения, поскольку для него это единственное средство спасения от скуки. Такие поступки жестоки по отношению к ничего не подозревающим жертвам.
Печорин и сам видел, насколько они похожи с Грушницким. Эта общность и настраивала, и злила главного героя. Оба героя понимали, что не могут больше жить вдвоём на этом свете — должен остаться только кто-то один. Дуэль и смерть одного из них была неизбежна.
Возможно, именно поэтому после успеха Печорин не чувствует торжества и поспешно отворачивается от окровавленного изуродованного тела товарища, как бы боясь увидеть в нём себя.
На протяжении романа «Герой нашего времени» Лермонтов показывает, что создание образа, никак не связанного с человеком, есть глупый и презренный поступок. Михаил Юрьевич демонстрирует, что многие люди настолько безответственны, что видят виноватыми кого угодно, только не себя. В современном обществе не задумываются над собственными поступками и не хотят признавать свою вину в происходящем. Более того, люди предпочитают скрываться за кропотливо созданными масками, не показывающими их истинные черты не только окружающим, но и даже своему владельцу.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!