Краткое содержание рассказа «Матрёнин двор»: пересказ по главам
Александр Исаевич Солженицын нередко поднимал в своих произведениях темы быта и жизни обычной русской глубинки, а также людей, её населяющих. Рассказ «Матрёнин двор» и его краткое содержание повествует о тяжёлой судьбе одинокой и доброй женщины, которую никто не ценил и не понимал, но каждый хотел при случае воспользоваться её отзывчивостью и трудолюбием.
Оглавление:
История создания
Согласно воспоминаниям Солженицына, идея рассказа пришла к нему во время пребывания у друзей в посёлке Черноморский, в августе 1959 года. Произведение, состоящее всего из трёх глав, было закончено в декабре того же года, однако его первая публикация состоялась лишь в 1963 году, так как в редакции велись многочисленные споры вокруг рассказа и его сути.
К особенностям истории создания, публикации и его дальнейшей судьбы следует отнести следующее:
- Первоначальное название было «Не стоит село без праведника», однако, по совету Александра Твардовского Солженицын изменил его на «Матрёнин двор». Слово «двор» стоит понимать не только как пространство возле дома, но и как общий уклад жизни старой женщины, а также её окружение.
- Главная героиня рассказа имела свой прототип в жизни — ею была Матрёна Тимофеевна Захарова, Солженицын был лично знаком с этой женщиной. Он утверждал, что абсолютно все события и детали рассказа «не выдуманы и имеют под собой реальную основу».
- С 1964 по 1989 годы рассказ, как и другие произведения Солженицына, не печатались. Официально установлено замалчивание и игнорирование его текстов со стороны литературных журналов. В 1989 году «Матрёнин двор» стал его первой публикацией после этого «периода тишины».
Известно, что Солженицын очень ценил этот рассказ, главным в этом произведении он считал не столько обличение чужих пороков, сколько раскрытие образа деревенской праведницы, готовой помогать любому человеку. Не зря на сегодняшний день «Матрёнин двор» считается главным «деревенским рассказом», подробно повествующим о жизни людей из глубинки России XX века.
Образ Матрёны устойчиво вошёл в список запоминающихся русских женских образов наряду с Анной Карениной, Татьяной Лариной, Наташей Ростовой, Лизой Калитиной, Еленой Стаховой и другими.
Приезд в село Тальново
Действующими лицами произведения, помимо Матрёны Васильевны, является рассказчик, бывший очевидцем событий, а также Фаддей, который когда-то чуть не стал мужем главной героини. Повествователя звали Игнатичем, он представлял собой немолодого мужчину, которого знатно потрепала жизнь — он отсидел 10 лет в лагерях, после чего был выпущен на свободу.
Его заботой было найти себе тихое и скромное место «обязательно в деревне или в селе», чтобы спокойно доживать свой век. Объездив несколько мест, он остановил свой выбор на селе Тальново — на базаре он встретил одинокую женщину лет шестидесяти, у которой стал квартирантом. Так Игнатич познакомился с Матрёной Васильевной.
К особенностям жизни этой женщины наблюдательный автор отнёс следующие моменты:
- Бедность. Её имущество состояло из криворогой козы, хромой кошки, ветхого дома и сарая, а также «мышей и тараканов».
- Невероятная доброта. Несмотря на нищенское существование, она безвозмездно помогала своим соседям, которые жили значительно лучше: работала у них на огороде, помогала с отводом животных на пастбища и кормила пастухов, что нередко влетало ей «в копеечку».
- Искренняя радость чужим успехам, в отличие от зависти, которую испытывали к ней соседи, когда у Матрёны что-то получалось. Её огород, в сравнении с другими, приносил убогий урожай, которого едва хватало для того, чтобы прожить зиму, однако она всегда радовалась тому, что «хоть у кого-то овощи растут хорошо».
От сельских женщин Матрёна услыхала, что вышел новый закон, по которому теперь женщины в селе могли получать пенсию. Старушка стала ходить в различные инстанции и конторы, расположенные в десятках километров от села: «Нужно день пути потратить ради одной подписи, а их надо поставить восемь или девять штук».
Игнатич слушал по вечерам хозяюшку и дивился её характеру. Однажды, когда Матрёна с мужиками ехала в санях, впряженный конь чего-то испугался и поволок сани в реку, на верную гибель. Мужчины оторопели и побросали поводья, в то время как эта хрупкая женщина «схватила за узду и остановила животное». При этом Матрёна Васильевна жутко боялась гроз, поездов и пожара.
Зимой женщине всё же выделили пенсию, что очень её обрадовало — она купила себе валенки и пальто из старой шинели, в которое зашила денег на свои похороны. Соседки стали завидовать её «удаче». Как-то раз, отправившись в церковь за святой водою, она оглянулась на что-то, а потом смотрит — а котелка-то с водой и нет, кто-то украл.
На крещенские вечера к ней приехали её три сестры — Игнатич их видел впервые, и, судя по разговорам, те вообще сюда практически не приезжали.
Происшествие на железной дороге
Матрёна сказала Игнатичу, что многие сельчане им интересуются — мол, кто таков, откуда приехал и зачем.
Автор вкратце рассказал про пребывание в лагерях, в село же он приехал в поисках спокойной жизни. Он устроился работать сельским учителем.
Как-то раз в дом пришёл какой-то старик, назвался Фаддеем — он пришёл просить за своего сына-двоечника, чтобы учитель выправил ему оценки и не портил статистику успеваемости. Игнатич наотрез отказался. После ухода старика Матрёна Васильевна кратко рассказала о нём и о своей жизни:
- В юности она полюбила Фаддея и хотела выйти за него замуж, но его отправили на фронт во время Первой мировой войны. Там от него не было никаких известий, и родители Матрёны выдали её за брата Фаддея — Ефима.
- Неожиданно объявившись в селе, Фаддей обиделся на Матрёну, что та «его не дождалась», и женился на другой женщине. Ефима же забрали на фронт уже во время Второй мировой войны — у них было 6 детей, но все они быстро умирали.
- Матрёна приютила к себе одну девочку от брака Фаддея и его жены — Киру, которую вырастила и воспитала сама лично. Однако и она со временем вышла замуж за молодого машиниста, и женщина осталась жить одна.
Матрёна завещала Кире горницу. Однажды в дом вновь пришёл Фаддей и стал упрашивать, чтобы та отдала горницу его дочери сейчас, при жизни, так как для получения земли молодым нужно построить что-нибудь на своей территории, а весь лес поблизости вырублен. Матрёна согласилась.
Разобрав постройку на брёвна, люди решили вывести их на тракторе с прицепленными санями. Трактористу было жаль солярки, да и лень было два раза ездить за грузом, потому он предложил «всё перевести за один раз». К трактору привязали два прицепа, груженные брёвнами. Вслед за этой процессией поехала Матрёна, предчувствуя недоброе.
Ночью Игнатича разбудили и сообщили печальную весть — Матрёна умерла. Рассказывали, что когда трактор проезжал через железнодорожный переход, один из перегруженных прицепов не выдержал тяжести брёвен и развалился прямо на рельсах. Все бросились собирать груз, а в это время выходил паровоз — в суматохе никто не заметил ни света фар, ни шума приближающегося поезда.
Вместе с Матрёной погиб и один из сыновей Фаддея, а мужа Киры, молодого машиниста, отдали под следствие.
Прощание и похороны
Матрёну Васильевну решили хоронить следующим утром. Вдруг появились три её сестры, удивив всех своим поспешным приездом. Этих женщин интересовало оставшееся имущество. Игнатич отмечает, что искренне горевали по умершей старушке двое человек — он сам и Кира, которая была её воспитанницей. Остальные были заняты «насущными хлопотами»:
- Сёстры шустро завладели хозяйством, всем и каждому рассказывая, что «они единственные, кто заботился по усопшей». Игнатич прекрасно видел, что это наглая ложь.
- Старик Фаддей, у которого погиб сын, а зять находится под судом, беспокоится только о том, что его вторые сани, которые уцелели, всё ещё стоят возле железной дороги: «Как бы кто не украл!»
- Односельчане никак не помогали хоронить женщину, несмотря на то, что Матрёна всегда помогала им безвозмездно. Даже добрым словом её никто не вспомнил из тех, кто жил в селе Тальново.
Ещё до начала похорон сёстры уже успели разобрать часть забора и сарай. Дом Матрёны заколотили к весне, а Игнатич переселился жить к одной из её родственниц. Он с недоумением слушал пересказы и сплетни о покойной — она была, дескать, «нечистоплотной, за мужем ухаживать не умела, дети у неё умирали быстро, денег она за работу не брала — видимо, стыдилась чего-то, а урожай-то у неё всегда был небогатым, видать, Бог за что-то её не любил».
Игнатич только подивился фантазии этой убогой старушки, столь не похожей на свою светлую и чистую душой родственницу Матрёну.
Заканчивается рассказ таким прозрением: «Мы все жили рядом с ней и не сумели понять, что она и есть тот праведник, без которого не выстоит ни деревня, ни село, ни вся земля наша».
Солженицын в своём рассказе не даёт советов или рекомендаций, как жить людям в деревне. Следует сказать, что краткое содержание «Матрёниного двора» не передаёт самобытной авторской речи во всей своей красе, потому подобные произведения лучше читать полностью (там всего 18 страниц).
Он подчёркивает, что человеку искреннему и великодушному, живущему без капли злобы и фальши, очень тяжело жить среди «обычных» людей, так как те начинают пользоваться его добротой и открытостью.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!